Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Статья "Использование современных образовательных технологий в патриотичеком воспитании обучающихся с умственной отсталостью на уроках географии

Статья "Использование современных образовательных технологий в патриотичеком воспитании обучающихся с умственной отсталостью на уроках географии

Наше будущее строится на прочном фундаменте - патриотизме. это и уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям нашего народа. я, как учитель истории, стараюсь каждый урок сделать таким, чтобы патриотические чувства моих учеников всегда возобладали. Эти чувства возможно привить только в школе, поскольку в семье иногда происходит всё наоборот. Хотелось показать, как современные образовательные технологии работают на благо патриотического воспитания в школе.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

 

 

Доклад

 

 

Использование современных образовательных технологий в патриотическом воспитании   обучающихся с умственной отсталостью на уроках географии

 

 

Автор: Тихонова Татьяна Анатольевна,

Учитель биологии, географии, истории

ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Основные аспекты патриотического воспитания школьников

Глава 2. Использование современных образовательных технологий и их элементов в воспитании патриотизма на уроках географии

Заключение

Приложение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…сила и эффективность

патриотического воспитания определется тем,как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота.

К.Сухомлинский

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх.

В произведении Сухомлинского «Родина в сердце» центральная проблема – воспитание человека-гражданина, человека-патриота своей Родины, своего народа. На вопрос: «С чего начать это воспитание?» он отвечает: «С формирования у ребёнка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей».

   Большое внимание патриотическому воспитанию граждан России уделяется на государственном уровне. Президент Российской Федерации     В. В. Путин сказал: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.   Великий поэт России А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я»». 

 

    В этих словах отражено базовое значение школы в формировании личности каждого человека. Именно в ее стенах лежит начало сознательной жизни каждого. Школа помогает ребенку познать свое «Я», ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

     В настоящее время на детей обрушивается поток негативной информации об истории нашей страны, умаляется ее значимость в мире, подвергается сомнению героическое прошлое. Как учить ребят любить свою Родину, гордиться величием своей страны?

 Глава 1. Основные аспекты патриотического воспитания учащихся  школы на уроках географии

Патриотическое воспитание -

       Любовь к Родине, гордость за неё не появляется сама по себе, а воспитывается специально, родителями, педагогами и воспитателями. Большую роль в таком воспитании играют уроки географии. Целенаправленная работа по этому направлению способствует формированию гражданской позиции, уважению к родной стране, к культуре и истории своего народа. Однако, как говорит И.Ильин: «так называемый «казенный», внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины, нередко даже повреждает его». Профессор И. Ильин  считает, что учитель должен стараться «пробуждать» чувство патриотизма, а не навязывать его, а для этого необходимо быть самому патриотом и уметь показать детям то, что заслуживает любви и преклонения. Он должен, как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его Родины, вовлечь ее в него и приучить ее пребывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществиться свободно и непосредственно. И ребенок станет незаметно живым органом своей Родины».

Урок относится к одной из форм учебно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию, а уроки истории и географии имеют в этом вопросе большие возможности для получения желаемого результата.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Так, при изучении жизни крепостных крестьян учащиеся узнают, что собой представляло жилище крестьянина: ветхая изба с топкой по-черному, когда дым выходит в окна, покосившаяся соломенная крыша. Из презентации они увидели быт крестьян, их тяжелый труд и бесправное положение, увидели крестьянское жилище. Но на следующем уроке дают такой ответ: «Крестьяне жили в бедных старых избах, без окон, без дверей и труб». У обучающихся нашей школы нарушена способность к обобщенному восприятию. Все соединяют механически.

- крестьяне жили в амбарах.

- Кутузов освобождал Родину от татарского ига.

- Чапаев воевал против фашистов.

- Восстание декабристов было на Красной площади и т.д.

Нарушена и эмоциональная сторона восприятия, поэтому переживания носят неадекватный характер: неглубокие, поверхностные.

Тесты, игры на уроках истории и географии очень положительны!

На уроках чаще использую военно-исторический компонент, который включает:

- изучение основных этапов героической борьбы русского народа по защите Отечества (героизм, мужество, стойкость, храбрость, любовь к свободе, взаимовыручка, физическая сила).

- самопожертвование русских воинов в борьбе за независимость;

- развитие и укрепление новых боевых и воинских традиций;

- стойкость и сила духа, высотке моральные и психологические качества солдат и офицеров.

Методы, которые я использую:

- метод устного сообщения материала

- метод наглядного обучения. (интернет).

- метод нахождения в тексте новых слов, их значение;

- пересказ;

- чтение вслух отдельных абзацев;

- устные ответы на вопросы;

- словарная работа;

- тесты.

Гордость за родной край – более 390 Героев Советского Союза и России в области.

Патриотизм русского народа – военный период истории России: битвы, сражения, военные походы.

Патриотизм мирного времени - М.В.Ломоносов, (наука, образование, культура), Иконописец Андрей Рублев, первопечатник И. Фёдоров, Дежнев и Хабаров, Пушкин, Лермонтов, Гагарин и др.

     О величии нашей Родины уместно говорить при изучении географии на всем протяжении школьного образования. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с Россией. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах, об истории формирования территории, о русском человеке и его характере. О том, что ее населяют разные народы, но все они трудятся во благо своей Родины и едины в любви к ней. Говоря о внутренних водах России, воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно вспоминаем о том, что речушки нашей малой родины – часть больших, могущественных рек.

Изучение  формирования народных промыслов показывает, что они      выросли из   семейной традиции передачи мастерства от 

старшего поколения   к  младшему,  а   следовательно,  показывают 

важность личности старшеклассника за счет предоставления им знаний о  культуре разных    географических районов, в том  числе  о 

народном  искусстве,  как  части   общемировой  культуры.      На основании вышесказанного, на своих уроках географии, имея огромный учебный материал и применяя современные образовательные технологии и их элементы, стараюсь донести до детей самое лучшее, что накопилось в истории нашей страны, в истории народа.

     Изучение курса «География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.

  Такие разделы как «Природа России», «Население России» – помогают учителю воспитывать у современного школьника патриотические чувства к своей Родине, к своему народу. В параграфах учащиеся знакомятся не только с природными ресурсами и природными условиями, но и с воздействием человека на природу. Среди главных задач курса – создание образа своего края. В разделе « Природные зоны России. Лесная зона» несколько уроков посвящено изучению природы и хозяйству Свердловской области. Учащиеся знакомятся с историей образования области, её природными ресурсами и хозяйственной деятельностью населения.  Большое воспитывающее значение имеет материал о положении России на карте мира, истории заселения территории  России начиная с IX по X1 вв. В данных параграфах прослеживается  интеграция географии и истории, тем самым формируется научная картина мира. Школьники знакомятся с такими известными учеными, путешественниками как  М.В.Ломоносов, В.Н. Татищев, Поярков, Седов, В.П.Чкалов и др., через  их жизнь и  их открытия  для русского государства воспитывается чувство гордости  и  уважения к своему народу. Для воспитания патриотических чувств, на уроках рассказываю о Семене Дежневе, Иване Москвитине, Ерофее Хабарове, Владимире Атласове, Витусе Беринге, Алексее Чирикове и др. Важно рассказать эмоционально и вдохновенно, приводя примеры мужества этих людей.

      Богатый учебный материал для воспитания патриотизма имеет место  в курсе физической географии 6 класса. Опираясь на знания учащихся по природоведению, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»

     Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

     В разделе «Горные породы» в 6 классе для патриотического воспитания можно использовать несколько тем. При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.

      На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.

       На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма земной поверхности наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.

     Интересно проходят уроки по теме «Реки», на которых используется огромный материал для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке я демонстрирую репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек. Даю возможность ребятам рассказать свои истории общения с рекой.

    Большие возможности по развитию у учащихся патриотических чувств имеются при изучении жизни и деятельности русских ученых-географов и путешественников, внесших огромный вклад в развитие географии.

В курсе «географии материков и океанов» 8 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тянь-Шанского,  Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.

    Учащиеся должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своей малой родины. Её природной красоты. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей Отчизне.

 При проведении уроков и внеклассных мероприятий применяю современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, использую цифровые образовательные ресурсы приобретенные и мною созданные.

- технологию коррекционно-развивающего обучения (направлена на всестороннее развитие личности)

- технология интегрированного обучения (межпредметные связи)

- проектная технология

- технология проблемного обучения;

- современные компьютерные технологии

- технология учебно-игровой деятельности.

В своей работе стараюсь решать социальные и нравственные проблемы, устранять следующие противоречия:

- между необходимостью формировать гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;

- между стремлением школы к воспитанию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;

- Между потребностью ученика в социально-значимой деятельности и ренальными условиями для имх включения в патриотическую деятельность;

-между ситуативным характером и стихийностью проявления у наших учащихся патриотических чувств и работой по патриотическому воспитанию.

Основным результатом своей педагогической деятельности считаю развитие и формирование у обучающихся с ОВЗ сильных сторон их личности с обязательным учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание – это фактор консолидации общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

 

Глава 2. Использование современных образовательных технологий и их элементов в воспитании патриотизма у детей с нарушением интеллекта на уроках географии

      В своей педагогической деятельности  при работе с детьми использую современные педагогические технологии и их элементы:

- информационный метод;

- информационно-коммуникативные технологии;

- проблемный метод обучения;

- метод проектов

  Информационный метод – одно из средств патриотического воспитания на уроке географии. Использование дополнительной информации из статьи учебника, из рубрик     «Это интересно»,

«Для любознательных», из дополнительной литературы, в которых не только рассказывается об интересном событии, но и дает учащимся понять, что данным событием, объектом по праву необходимо гордится.     Это и статьи из журналов, газет, и отрывки из художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес учащихся, волновать чувства.

   Внедрение  ИКТ  оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

 Я использую следующие варианты применения ИКТ:

1.     Мультимедийные презентации.

Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать географическую информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, что очень важно для обучения географии. Такие презентации как «Реки России» 6 класс; «Реки Урала»», «Байкал – жемчужина Сибири» 7 класс; «Россия - Родина моя» 9 класс; «Екатеринбург - город науки» 7 класс; «Геологический музей» 7 класс (презентация, сделанная после посещения музея в горном институте) и др. показывают широту, красоту нашей Родины. Презентация «Урал – мой край родной» рассказывает о родине, людях и их занятиях.

        2.Просмотр учебных видеофильмов. Просмотр фильма должен длиться не больше 10 – 15 минут от урока, перед просмотром обязательно дается задание по содержанию фильма, которое делает эту форму работы осознанной.  В видеофильме «В тундре», учащиеся увидели, как семейный быт, традиции, общее дело скрепляют семью оленеводов. Фильм «Горы России» показывает, как величавы и высоки горы нашей Родины.

Особую роль в патриотическом воспитании учащихся играет метод проектной деятельности.  Новизна заключается в том, что применение метода проектов в обучении географии представляет собой активный творческий процесс, поиск, совместную работу учащихся и учителя, позволяющий найти оптимальное решение поставленной проблемы, предложить интересный вариант развития события. Проектный метод способствует реализации проектно-ориентированного обучения, при этом результатом любой проектной деятельности должен стать какой-либо авторский «продукт», идея, замысел (обязательно защищаемый автором). Разнообразие учебных проектов позволяет организовать и реализовывать проектную деятельность весьма уместно, применительно к каждому разделу и теме. С учащимися с особыми образовательными потребностями проект выполняется в совместной деятельности. Кратковременные проекты, как «Водные ресурсы России» 7 класс, «Народы России»7 класс, «Освоение космоса» 6 класс «Города-герои» 7 класс, «Природные достопримечательности России» 7 класс, среднесрочные – создание настольной игры «Волшебные кубики» (Природные и исторические достопримечательности Верх-Исетского района Свердловской области), проект «Семь чудес Верх-Исетского района»      

В свою работу с детьми внедряю элементы проблемного обучения. Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:      

1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи; постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  Такие темы занятий, как «Охрана местных водоемов» (6 класс) «Охрана лесов» (7 класс) требует от  учащихся осознанного поведения в природе. Перед учащимися ставлю проблему, как вести себя в природе? В совместной деятельности вырабатываем правила поведения в лесу, на водоёме. Далее ставится вопрос перед учащимися «Зачем необходимо выполнять эти правила?» Такое задание – вопрос «Верно ли, на ваш взгляд утверждение «Человек – царь природы?», также формирует у детей гражданскую позицию.

          На основании вышесказанного, на своих уроках географии, имея огромный учебный материал и применяя современные образовательные технологии и их элементы, стараюсь донести до детей самое лучшее, что накопилось в истории нашей страны, в истории народа. Уроки географии и краеведения в школе способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.  

Используемая литература


1. Азаров Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания. Воспитание школьников. – 2008 - №6. - С. 3– 11

2. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. -180с.

3. Греханкина Л. Ф. Проектная деятельность школьников по географии – одно из направлений личностно-ориентированного обучения / Л. В. Греханкина // «География и экология в школе 21 века». – 2014. – № 6. – С. 25 – 30.
4. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4.

 5. Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

6. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

      школе. –М.: Просвещение, 1991.

7. Современный урок географии. Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 – С. 18 -19.


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока по географии "Австралия. Климат. Внутренние воды" создан для учителей, работающих в специальной коррекционной школе в 8 классе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Урок разработан в соответствии с ФГОС.
0 ₽
Конспект урока по биологии "Крестоцветные. Капуста" для 7 класса специальной коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конспект создан по требованиям ФГОС. Конспект могут использовать учителя специальной коррекционно школы.
0 ₽
Конспект урока для 9 класса по теме Всё для фронта! Всё для победы" разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в помощь учителю-предметнику (география) и с ориентировкой на ФГОС.
0 ₽