Доклад
Использование современных образовательных технологий в патриотическом воспитании обучающихся с умственной отсталостью на уроках географии
Автор: Тихонова Татьяна Анатольевна,
Учитель биологии, географии, истории
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспекты патриотического воспитания школьников
Глава 2. Использование современных образовательных технологий и их элементов в воспитании патриотизма на уроках географии
Заключение
Приложение
Используемая литература
…сила и эффективность
патриотического воспитания определется тем,как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота.
К.Сухомлинский
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх.
В произведении Сухомлинского «Родина в сердце» центральная проблема – воспитание человека-гражданина, человека-патриота своей Родины, своего народа. На вопрос: «С чего начать это воспитание?» он отвечает: «С формирования у ребёнка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей».
Большое внимание патриотическому воспитанию граждан России уделяется на государственном уровне. Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Великий поэт России А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я»».
В этих словах отражено базовое значение школы в формировании личности каждого человека. Именно в ее стенах лежит начало сознательной жизни каждого. Школа помогает ребенку познать свое «Я», ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
В настоящее время на детей обрушивается поток негативной информации об истории нашей страны, умаляется ее значимость в мире, подвергается сомнению героическое прошлое. Как учить ребят любить свою Родину, гордиться величием своей страны?
Глава 1. Основные аспекты патриотического воспитания учащихся школы на уроках географии
Патриотическое воспитание -
Любовь к Родине, гордость за неё не появляется сама по себе, а воспитывается специально, родителями, педагогами и воспитателями. Большую роль в таком воспитании играют уроки географии. Целенаправленная работа по этому направлению способствует формированию гражданской позиции, уважению к родной стране, к культуре и истории своего народа. Однако, как говорит И.Ильин: «так называемый «казенный», внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины, нередко даже повреждает его». Профессор И. Ильин считает, что учитель должен стараться «пробуждать» чувство патриотизма, а не навязывать его, а для этого необходимо быть самому патриотом и уметь показать детям то, что заслуживает любви и преклонения. Он должен, как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его Родины, вовлечь ее в него и приучить ее пребывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществиться свободно и непосредственно. И ребенок станет незаметно живым органом своей Родины».
Урок относится к одной из форм учебно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию, а уроки истории и географии имеют в этом вопросе большие возможности для получения желаемого результата.
Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Так, при изучении жизни крепостных крестьян учащиеся узнают, что собой представляло жилище крестьянина: ветхая изба с топкой по-черному, когда дым выходит в окна, покосившаяся соломенная крыша. Из презентации они увидели быт крестьян, их тяжелый труд и бесправное положение, увидели крестьянское жилище. Но на следующем уроке дают такой ответ: «Крестьяне жили в бедных старых избах, без окон, без дверей и труб». У обучающихся нашей школы нарушена способность к обобщенному восприятию. Все соединяют механически.
- крестьяне жили в амбарах.
- Кутузов освобождал Родину от татарского ига.
- Чапаев воевал против фашистов.
- Восстание декабристов было на Красной площади и т.д.
Нарушена и эмоциональная сторона восприятия, поэтому переживания носят неадекватный характер: неглубокие, поверхностные.
Тесты, игры на уроках истории и географии очень положительны!
На уроках чаще использую военно-исторический компонент, который включает:
- изучение основных этапов героической борьбы русского народа по защите Отечества (героизм, мужество, стойкость, храбрость, любовь к свободе, взаимовыручка, физическая сила).
- самопожертвование русских воинов в борьбе за независимость;
- развитие и укрепление новых боевых и воинских традиций;
- стойкость и сила духа, высотке моральные и психологические качества солдат и офицеров.
Методы, которые я использую:
- метод устного сообщения материала
- метод наглядного обучения. (интернет).
- метод нахождения в тексте новых слов, их значение;
- пересказ;
- чтение вслух отдельных абзацев;
- устные ответы на вопросы;
- словарная работа;
- тесты.
Гордость за родной край – более 390 Героев Советского Союза и России в области.
Патриотизм русского народа – военный период истории России: битвы, сражения, военные походы.
Патриотизм мирного времени - М.В.Ломоносов, (наука, образование, культура), Иконописец Андрей Рублев, первопечатник И. Фёдоров, Дежнев и Хабаров, Пушкин, Лермонтов, Гагарин и др.
О величии нашей Родины уместно говорить при изучении географии на всем протяжении школьного образования. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с Россией. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах, об истории формирования территории, о русском человеке и его характере. О том, что ее населяют разные народы, но все они трудятся во благо своей Родины и едины в любви к ней. Говоря о внутренних водах России, воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно вспоминаем о том, что речушки нашей малой родины – часть больших, могущественных рек.
Изучение формирования народных промыслов показывает, что они выросли из семейной традиции передачи мастерства от
старшего поколения к младшему, а следовательно, показывают
важность личности старшеклассника за счет предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в том числе о
народном искусстве, как части общемировой культуры. На основании вышесказанного, на своих уроках географии, имея огромный учебный материал и применяя современные образовательные технологии и их элементы, стараюсь донести до детей самое лучшее, что накопилось в истории нашей страны, в истории народа.
Изучение курса «География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.
Такие разделы как «Природа России», «Население России» – помогают учителю воспитывать у современного школьника патриотические чувства к своей Родине, к своему народу. В параграфах учащиеся знакомятся не только с природными ресурсами и природными условиями, но и с воздействием человека на природу. Среди главных задач курса – создание образа своего края. В разделе « Природные зоны России. Лесная зона» несколько уроков посвящено изучению природы и хозяйству Свердловской области. Учащиеся знакомятся с историей образования области, её природными ресурсами и хозяйственной деятельностью населения. Большое воспитывающее значение имеет материал о положении России на карте мира, истории заселения территории России начиная с IX по X1 вв. В данных параграфах прослеживается интеграция географии и истории, тем самым формируется научная картина мира. Школьники знакомятся с такими известными учеными, путешественниками как М.В.Ломоносов, В.Н. Татищев, Поярков, Седов, В.П.Чкалов и др., через их жизнь и их открытия для русского государства воспитывается чувство гордости и уважения к своему народу. Для воспитания патриотических чувств, на уроках рассказываю о Семене Дежневе, Иване Москвитине, Ерофее Хабарове, Владимире Атласове, Витусе Беринге, Алексее Чирикове и др. Важно рассказать эмоционально и вдохновенно, приводя примеры мужества этих людей.
Богатый учебный материал для воспитания патриотизма имеет место в курсе физической географии 6 класса. Опираясь на знания учащихся по природоведению, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»
Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.
В разделе «Горные породы» в 6 классе для патриотического воспитания можно использовать несколько тем. При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.
На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.
На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма земной поверхности наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.
Интересно проходят уроки по теме «Реки», на которых используется огромный материал для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке я демонстрирую репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек. Даю возможность ребятам рассказать свои истории общения с рекой.
Большие возможности по развитию у учащихся патриотических чувств имеются при изучении жизни и деятельности русских ученых-географов и путешественников, внесших огромный вклад в развитие географии.
В курсе «географии материков и океанов» 8 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тянь-Шанского, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.
Учащиеся должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своей малой родины. Её природной красоты. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей Отчизне.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий применяю современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, использую цифровые образовательные ресурсы приобретенные и мною созданные.
- технологию коррекционно-развивающего обучения (направлена на всестороннее развитие личности)
- технология интегрированного обучения (межпредметные связи)
- проектная технология
- технология проблемного обучения;
- современные компьютерные технологии
- технология учебно-игровой деятельности.
В своей работе стараюсь решать социальные и нравственные проблемы, устранять следующие противоречия:
- между необходимостью формировать гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
- между стремлением школы к воспитанию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
- Между потребностью ученика в социально-значимой деятельности и ренальными условиями для имх включения в патриотическую деятельность;
-между ситуативным характером и стихийностью проявления у наших учащихся патриотических чувств и работой по патриотическому воспитанию.
Основным результатом своей педагогической деятельности считаю развитие и формирование у обучающихся с ОВЗ сильных сторон их личности с обязательным учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание – это фактор консолидации общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Глава 2. Использование современных образовательных технологий и их элементов в воспитании патриотизма у детей с нарушением интеллекта на уроках географии
В своей педагогической деятельности при работе с детьми использую современные педагогические технологии и их элементы:
- информационный метод;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проблемный метод обучения;
- метод проектов
Информационный метод – одно из средств патриотического воспитания на уроке географии. Использование дополнительной информации из статьи учебника, из рубрик «Это интересно»,
«Для любознательных», из дополнительной литературы, в которых не только рассказывается об интересном событии, но и дает учащимся понять, что данным событием, объектом по праву необходимо гордится. Это и статьи из журналов, газет, и отрывки из художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес учащихся, волновать чувства.
Внедрение ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.
Я использую следующие варианты применения ИКТ:
1. Мультимедийные презентации.
Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать географическую информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, что очень важно для обучения географии. Такие презентации как «Реки России» 6 класс; «Реки Урала»», «Байкал – жемчужина Сибири» 7 класс; «Россия - Родина моя» 9 класс; «Екатеринбург - город науки» 7 класс; «Геологический музей» 7 класс (презентация, сделанная после посещения музея в горном институте) и др. показывают широту, красоту нашей Родины. Презентация «Урал – мой край родной» рассказывает о родине, людях и их занятиях.
2.Просмотр учебных видеофильмов. Просмотр фильма должен длиться не больше 10 – 15 минут от урока, перед просмотром обязательно дается задание по содержанию фильма, которое делает эту форму работы осознанной. В видеофильме «В тундре», учащиеся увидели, как семейный быт, традиции, общее дело скрепляют семью оленеводов. Фильм «Горы России» показывает, как величавы и высоки горы нашей Родины.
Особую роль в патриотическом воспитании учащихся играет метод проектной деятельности. Новизна заключается в том, что применение метода проектов в обучении географии представляет собой активный творческий процесс, поиск, совместную работу учащихся и учителя, позволяющий найти оптимальное решение поставленной проблемы, предложить интересный вариант развития события. Проектный метод способствует реализации проектно-ориентированного обучения, при этом результатом любой проектной деятельности должен стать какой-либо авторский «продукт», идея, замысел (обязательно защищаемый автором). Разнообразие учебных проектов позволяет организовать и реализовывать проектную деятельность весьма уместно, применительно к каждому разделу и теме. С учащимися с особыми образовательными потребностями проект выполняется в совместной деятельности. Кратковременные проекты, как «Водные ресурсы России» 7 класс, «Народы России»7 класс, «Освоение космоса» 6 класс «Города-герои» 7 класс, «Природные достопримечательности России» 7 класс, среднесрочные – создание настольной игры «Волшебные кубики» (Природные и исторические достопримечательности Верх-Исетского района Свердловской области), проект «Семь чудес Верх-Исетского района»
В свою работу с детьми внедряю элементы проблемного обучения. Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи; постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
Такие темы занятий, как «Охрана местных водоемов» (6 класс) «Охрана лесов» (7 класс) требует от учащихся осознанного поведения в природе. Перед учащимися ставлю проблему, как вести себя в природе? В совместной деятельности вырабатываем правила поведения в лесу, на водоёме. Далее ставится вопрос перед учащимися «Зачем необходимо выполнять эти правила?» Такое задание – вопрос «Верно ли, на ваш взгляд утверждение «Человек – царь природы?», также формирует у детей гражданскую позицию.
На основании вышесказанного, на своих уроках географии, имея огромный учебный материал и применяя современные образовательные технологии и их элементы, стараюсь донести до детей самое лучшее, что накопилось в истории нашей страны, в истории народа. Уроки географии и краеведения в школе способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.
Используемая литература
1. Азаров Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания. Воспитание школьников. – 2008 - №6. - С. 3– 11
2. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. -180с.
3. Греханкина Л. Ф. Проектная деятельность школьников по географии – одно из направлений личностно-ориентированного обучения / Л. В. Греханкина // «География и экология в школе 21 века». – 2014. – № 6. – С. 25 – 30.
4. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4.
5. Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.
6. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней
школе. –М.: Просвещение, 1991.
7. Современный урок географии. Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 – С. 18 -19.