Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Химия
  3. Статья. Качество подготовки учащихся с низкой мотивацией и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА в вечерней школе закрытого типа.

Статья. Качество подготовки учащихся с низкой мотивацией и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА в вечерней школе закрытого типа.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 12 классов - важнейшая задача, как для учащихся, так и для учителей вечерней школы закрытого типа. Какие результаты будут получены в ходе ГИА, во многом зависит от предварительной подготовки учащихся по каждому предмету учебного плана.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Статья. Качество подготовки учащихся с низкой мотивацией и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА в вечерней школе закрытого типа.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 12 классов - важнейшая задача, как для учащихся, так и для учителей вечерней школы закрытого типа. Какие результаты будут получены в ходе ГИА, во многом зависит от предварительной подготовки учащихся-осужденных по каждому предмету учебного плана.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в программу подготовки к ГИА.

Я считаю, что подготовка к ГВЭ должна базируется на двух принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно);

- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся-осужденному).

Система подготовки к экзамену по химии на ступени основного общего образования предполагает обобщение материала, изученного в 8-9 классах, что в свою очередь будет способствовать повышению качества образования.

Химию начинают изучать в 8 классе, и изучение предмета идет «от простого к сложному».На этом этапе очень важно заложить крепкую, прочную базу знаний, которая является фундаментом для изучения химии в 9 классе и подготовки к ГВЭ.

Учащиеся нашей школы, как правило, имеют низкий уровень базовых знаний, поэтому подготовку к проведению государственной итоговой аттестации в 9 классе начинаю с анализа результатов входного контроля, который проводится в сентябре. По результатам вводного тестирования выявляю пробелы знаний у учащихся-осужденных и планирую работа по их ликвидации.

С первых уроков обращаю внимание учащихся-осужденных на сложные вопросы курса, веду разговор об экзаменах. Изучение каждого раздела заканчивается решением упражнений и задач.

При подготовке к ГВЭ по химии организую работу по следующим направлениям:

 - тематическое повторение на уроках по каждой теме;

 - тематическое повторение пройденного материала на уроках в конце учебного года;

 - тематическое повторение на индивидуальных занятиях;

 - включение в проверочные задания вопросы, по структуре приближенные к заданиям – тестам ГВЭ (выбрать правильный ответ, вопросы на соответствие, найти ошибки в тексте, вставить пропущенные слова);

 - проработка схем, таблиц, рисунков;

 - целенаправленная работа с понятиями при изучении химии, проходящими через весь курс;

 - оформление стенда с информацией о подготовке к ГИА в кабинете химии.

Главной организационной формой обучения в вечерней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа. Особое внимание в системе подготовки к ГВЭ уделяется подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.

На уроках химии, при организации подготовки к ГВЭ используются следующие печатные материалы: учебник, обучающие карточки, контролирующие карточки, тесты.

Также использую такие формы работы как: лекция; самостоятельная работа с опорным конспектом, с электронным материалом, с видеороликами по различным темам и химическими опытами.

При подготовке к экзамену по химии в 9 классе повторение осуществляется в течение всего учебного года по всем разделам программного материала за курс 8 – 9 классов. Например, в 9 классе при изучении раздела «Химические реакции в водных растворах» учащимся-осужденным предлагается вспомнить определения всех классов неорганических веществ: оксидов, кислот, щелочей и солей. Затем, работая с учебником, необходимо найти в тексте формулы и названия данных соединений, упоминающихся в разделе. Такая работа помогает привести в систему знания химической терминологии и символики, изученной в 8 классе, позволяет актуализировать знания учащихся-осужденных о составе веществ, умения отличать их формулы от других соединений, напомнит порядок определения названий.

Для максимального использования времени на уроках применяю опорные конспекты, таблицы, схемы как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии.

Например, при организации повторения в 9 классе по теме «Алюминий. Соединения алюминия» учащимся предлагается самостоятельно вспомнить ранее изученный материал, используя карточку – инструкцию:

Карточка №1.

В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов(8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей.

О каком металле идёт речь?

Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Каково строение атома этого металла?

Какими физическими свойствами он обладает?

В какие химические реакции вступает это вещество, и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?

Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?

На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?

Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?

В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. На мой взгляд, использование таких видов опор повышают эффект обучения или повторения материала.

На уроках повторения задания, выполненные учащимися-осужденными самостоятельно, обсуждаются. Учащиеся-осужденные составляют обобщающие схемы, таблицы, выявляют прямую и обратную связи между составом и свойствами веществ.

Например, на уроке в 9 классе по теме «Повторение. Кислород и сера» учащиеся-осужденные заполняют таблицу по сравнению кислорода и серы:

Признак сравнения

Кислород

Сера

1. Положение в ПС

2. Строение атома

3. Строение простых веществ

4. Физические свойства

5. Химические свойства

При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся - осужденных. Как правило, у каждого из учащихся - осужденных индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым из них. Так, например, в процессе организации подготовки к ГВЭ при решении экспериментальных и расчетных задач по предложенному образцу предлагаю учащимся-осужденным задачи разного уровня сложности. Например, в 9 классе при решении задач по теме «Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе» предлагаются задачи с критериями оценки:

  1. На оценку: «3» - В 145 г воды растворили 15 г соли. Вычислите массовую долю (в %) соли в полученном растворе

  2. На «4» - К 80 г 15% -го раствора сульфата натрия прибавлено 20 г воды. Какова массовая доля этой соли в полученном растворе?

  3. На «5» - Определите массовую долю (в %) растворенного вещества (кислоты) в растворе, если к 200 г 5%- ного раствора кислоты добавили 300 г ее раствора с массовой долей 10%.

Обращаю внимание на то, что в ходе работы над задачей должны быть пройдены следующие этапы:

  1. Внимательное чтение и осознание условия задачи, т.е. химического явления, о котором идет речь;

  2. Анализ известных и неизвестных величин, установление логической взаимосвязи между ними с помощью рисунков, чертежей, схем и формул;

  3. Построение цепочки логических рассуждений, следуя от неизвестного к известному;

  4. Запись соответствующих цепочке формул;

  5. Проведение вычислений и анализ полученного результата.

Каждый учащийся – осужденным может выбрать задачу определенного уровня, а после решения этой перейти к более сложному варианту.

При использовании данного метода на уроках повторения использую:

- блочную подачу материала;

- работу с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

- наличие учебно-методического комплекса: банка заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках.

Основное условие уровневой дифференциации - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов знаний.

Эффективная организация подготовки к экзамену по химии в вечерней школе закрытого типа невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Учителю необходимо учитывать познавательные интересы всех учащихся - осужденных, развивать каждого в меру его сил и способностей. Это обусловлено и спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся к ГИА и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся - осужденные получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку.

Применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке, применяется с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий по темам, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися - осужденными возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки к экзаменам по химии. В процессе подготовки к экзамену учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учащихся, вовремя приходить на помощь отстающим.

Использую следующие формы уровневой дифференциации при организации образовательного процесса в ходе подготовки к ГВЭ:

  • Взаимообучение и взаимоконтроль в условиях работы групп.

  • Работа с разноуровневыми тестами.

  • Выполнение практических заданий разного уровня.

Опыт использования дифференциального подхода к контролю знаний учащихся покажу на примере разноуровневого задания по химии в 9 классе по теме «Электролитическая диссоциация». Оно представлено в 3 вариантах. Задания сгруппированы в три уровня: «А», «В», «С». В уровень «А» включены задания, проверяющие усвоение необходимого минимума конкретных знаний по химии. Выполнение ее требует от учащихся репродуктивной деятельности, оцениваю ее выполнение на «3». При выполнении уровня «В» учащиеся должны уметь раскрыть причинно-следственные связи, применять теоретические знания для объяснения конкретных явлений. Выполнение уровней «А» и «В» оцениваю на «4». Уровень «С» содержит задания, требующие целостного восприятия материала, самостоятельно проводить обобщение и сравнение. Выполнение этого уровня оцениваю на «5».

Задание по теме «Электролитическая диссоциация».

1 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются электролитами: сахар, H2,KCl,H3PO4,CuO,Ba(OH)2 , Fe(NO3)3, бензин?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

H2SO3 BaCl2

NaOHFe2(SO4)3

3.Приведите формулы 2-3 веществ, при растворении которых в водном растворе образуются ионы железа Fe3+.

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А)HCl + KOH

Б)* MgCl2 + NaOH

Уровень С

5.* Допишите уравнение реакции. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме: K2CO3 + … → … + H2O + CO2

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение: 2H+ + SiO32- =H2SiO3

2 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются неэлектролитами: сахар, H2,NaCl,H2SO4,MgO,KOH , Ba(NO3)2, спирт?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

HNO3ZnCl2

Ca(OH)2Na3PO4

3.Напишите химические формулы электролитов, если известно, как они диссоциируют:

А) ? ↔Mg2++ 2NO3- Б) ? ↔ 2К+ + SO42-

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) KCl + AgNO3

Б)* Ba(NO3)2 + Na2SO4

Уровень С

5.* Допишите уравнение реакции. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме: Cu(NO3)2 + … →Cu(OH)2 +

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение: 3Ca2+ + 2PO43- = Ca3(PO4)2

3 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются неэлектролитами: сахар, O2,MgCl2,H2SO4,FeO,KOH , Zn(NO3)2, спирт?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

KNO3 AlCl3

Ba(OH)2 Na2SO4

3.Напишите химические формулы электролитов, если известно, как они диссоциируют:

А) ? Fe2++ 2NO3-Б) ? 3Na+ + PO43-

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) NaBr + AgNO3

Б)*BaCl2 + CuSO4

Уровень С

5.* Допишите уравнения реакций. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме: CuCl2 + … →Cu(OH)2 + …

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение: 3Zn2+ + 2PO43- = Zn3(PO4)2

Таким образом, основная цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого учащегося - осужденного в соответствии с его возможностями. Такая форма работы позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается качество подготовки учащихся – осужденных к ГИА.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся-осужденных в рамках урока к государственной итоговой аттестации является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении курса химии, начиная с первых уроков. Так учащиеся - осужденные постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов не только обучения на этапе непосредственной подготовке к итоговой аттестации, но и форм и методов контроля. На современном этапе при оценке знаний актуально использование такой формы контроля, как тестирование.Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебной дисциплины, и являются более объективным показателем обученности. Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся - осужденных, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.

Например, в 9 классе при повторении темы «Неметаллы» для закрепления знаний использую следующий тест:

Вариант1.

1.Установите соответствие:

1)Na2SO4 1) угольная кислота 1) угарный газ

2) H3PO4 2) сульфат натрия 2) глауберова соль

3)SO2 3) силикат натрия 3) нашатырный спирт

4)CO4) оксид серы (IV) 4) фосфорная кислота

5)NaН СO3 5) гидроксид аммония 5) канцелярский клей

6)Na2SiO3 6) оксид углерода (II) 6) газированная вода

7) Н2CO3 7) гидрокарбонат натрия 7) сернистый газ

8)N Н4ОН 8) ортофосфорная кислота 8) питьевая сода

2. С какими металлами не реагирует концентрированная серная кислота при обычной температуре?

1) железо; 2) магний; 3) алюминий; 4) медь; 5) цинк.

3. Цвет индикаторов в серной кислоте становится (подчеркнуть):

Метиловый оранжевый - жёлтый - оранжевый - розовый.

Лакмус - фиолетовый - синий - красный.

Фенолфталеин - малиновый - жёлтый - бесцветный.

4. Укажите характеристики, которые относятся к белому фосфору:

1) сильный яд; 2) неядовит; 3) светится в темноте; 4) без запаха;

5.Строениеатомасеры:

1) 1s2 2s2 2p63 s2 3p4 2) 1s2 2s2 2p6 3 s2 3)1s2 2s2 2p2 4) 1s2 2s2 2p4

6. Укажите, какие из представленных веществ имеют аллотропные модификации:

1) хлор; 2) кремний; 3) углерод; 4) сера.

7. В качестве удобрений используют следующие вещества:

1) Н2SO3 2) Н2СO3 3) Н2SiO3 4) Са3 (PO4)2

8. Оксид серы (VI) :

1) белый рыхлый порошок; 2) бесцветная маслянистая жидкость;

3) газ с резким запахом; 4) бурый газ.

Вариант2.

1.Установите соответствие:

1)NH3 1) оксид углерода (II) 1) угарный газ

2)CH4 2) монооксид диазота 2) аммиачная селитра

3)SO2 3) силикат кальция 3) силикатный кирпич

4)N2O4) оксид серы (IV) 4) углеводород

5)NН4NO3 5) хлорид аммония 5) «веселящий газ»

6)CaSiO3 6) нитрат аммония 6) нашатырь

7)CO 7) аммиак 7) сернистый газ

8)N Н4Сl 8) метан 8) аммониак

2. С какими металлами реагирует концентрированная серная кислота при обычной температуре?

1) железо; 2) магний; 3) алюминий; 4) медь; 5) цинк.

3. Цвет индикаторов в гидроксиде аммония становится (подчеркнуть):

Метиловый оранжевый - жёлтый - оранжевый - розовый.

Лакмус - фиолетовый - синий - красный.

Фенолфталеин - малиновый - жёлтый - бесцветный.

4. Укажите характеристики, которые относятся к красному фосфору:

1) аморфное вещество; 2) неядовит; 3) светится в темноте; 4) чесночный запах;

5.Строениеатомафосфора:

1) 1s2 2s2 2p63 s2 3p4 2) 1s2 2s2 2p63s2 3р3 3)1s2 2s2 2р4 4) 1s2 2s2 2p6.

6. Признак, по которому судят о выделении аммиака:

1) запах; 2) цвет; 3) вспыхивание лучинки.

7. В качестве удобрений не используют следующие вещества:

1) NН4NO3 2) КСl3) Na2Si O3 4) Са3 (PO4)2

8. В качестве электролита в аккумуляторах используют:

1) Н2SiO3 2) Н2SO4 3) НРO3 4) Н2СO3 2) НNO3 .

В виду того, что структура тестов претерпевает изменения в последнее время большое внимание нужно уделять умению учащихся - осужденных работать с разными вариантами тестовых заданий: с выбором одного ответа и множественным выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.

Таким образом, можно отметить, что положительная динамика при изучении химии  и успешная сдача ГВЭ происходит за счет хорошо организованной работы учителя и учащихся, при активном внедрении продуктивных, объяснительно-иллюстративных, поисковых, проблемных методов осуществления учебно-познавательной деятельности на уроке. Для успешной сдачи экзамена по химии следует дать учащимся - осужденным возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

9 декабря наша страна отмечала День героев Отечества, день, когда мы чествуем Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Этой дате был посвящен Устный журнал «9 декабря – День Героев Отечества. Лишь дело героя проходит столетья, не зная конца»
0 ₽
План мероприятия. 1. Видеоролик песни «Земля в иллюминаторе видна». 2. К. Э. Циолковский - основоположник современной космонавтики. 3. Просмотр видеофрагмента «Циолковский К. Э.». 4. Главный конструктор С. П. Королев. 5. Просмотр видеофрагмента «Королев С. П.» 6. Первый в мире полет человека в космическое пространство. 7. Просмотр видеофрагмента «Первый человек в космосе - Ю. А. Гагарин» 8. Первая в мире женщина-космонавт. 9. Просмотр видеофрагмента «Валентина Терешкова». 10. Леонов А. А. - первый человек Земли, оказавшийся в открытом космосе. 11. 2001 год – начало космического туризма. 12. Видеоролик песни «Я Земля! Я своих провожаю питомцев».
0 ₽
8 февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения русского ученого, патриота России Д. И. Менделеева. Этому событию и был посвящен устный журнал «Д. И. Менделеев – ученый, человек и гражданин. К 190 – летию Д. И. Менделеева». Цели и задачи мероприятия. 1. Продолжить знакомство учащихся с жизнью и научной деятельностью Д.И. Менделеева, подчеркнуть значение работ учёного в становлении и развитии химии, физики, метрологии и других наук. 2. Продолжить развитие интереса к историческому и культурному наследию своего народа. 3. Воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, желание учиться активно. 4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, любовь к химии и научным исследованиям.
0 ₽