Инновационные технологии на уроках английского языка
Автор: Соколова Шаура Ахатовна
“Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученикам искорку знаний,учителю надо впитать целое море света”. В. А. Сухомлинский
Развитие образования ХХІ века побуждает к внедрению инновационных технологий.
Под словом «инновация» подразумевается какое-либо нововведение. На сегодняшний инновационные процессы в школе являются не данью моде, а насущной необходимостью.
Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из “непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.
Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но наблюдателем и консультантом. Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка является одной из главных задач.
В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным.
Например, во время закрепления темы “Мир животных’’ в 3 классе предлагается игра “Find the animal”. Учащиеся в группах составляют микромонологи, описывая любимое домашнее или дикое животное. Группы должны понять и найти правильную картинку по описанию животного. При выполнении данной игры формируются навыки говорения и аудирования.
T: The class is divided into two groups. The first group describes wild animals. The second group depicts domestic animals. The task of groups is to guess them.
GROUP 1: This animal likes honey and fish. It is brown. It sleeps in winter.This wild animal can swim and climb.
GROUP 2: Is it a bear?
GROUP 1: Yes, it is.
GROUP 2: This animal lives in the farm. It gives us milk and butter too. It’s very kind.
GROUP 2: Is it a cow?
GROUP 1: Yes, it is (etc).
Во время закрепления грамматического материала (Present Continuous) используется грамматическая игра “Пантомима”. Учащиеся из разных команд показывают действия жестами в соответствии с карточками. Остальныедолжныдогадаться.
P1: Are you cleaning the room?
P2: No, I am not.
P1: Are you washing up?
P2: Yes, I am.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное. Например, при изучении глагола “to have” для развития логического мышления, активизации ранее усвоенной лексики и грамматической структуры используется упражнение с заданием: “ Раскройте содержание ключевой фразы”.
Ученик должен повторить её и добавить свою фразу, расширив высказывание:
T: I have a favourite toy.
P1: I have a favourite toy. It’s my ball. I like to play with a ball every day.
P2: I have a favourite toy. It’s my doll. Its name is Marry.
P3: I have a favourite toy. It’s my toy-car. It’s little and red.
На продвинутом этапе учащимся я предлагаю им творческие задания, например, составление загадок: учащийся описывает внешность сказачного персонажа, класс должен угадать его.
P1: His face is round. His eyes are blue.He has a long nose. He has a father but
he has no mother. He is a nice wooden boy (Buratino).
P2: She has a round face, a small nose and small ears. She has blue eyes and
long blue hair. She is a very pretty girl (Malvina).
Я использую приёмы авторского метода Г. А. Китайгородской «Активизации резервных возможностей личности и коллектива». Его нельзя назвать новым, так как он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения. Путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень похож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык. Ролевая игра является здесь ведущей во время активизации речевой деятельности учащихся. Вы можете быть «туристом», «гидом», «президентом фирмы» с любой страны. Во время обучения учащиеся могут общаться друг с другом в определённых ситуациях, которые максимально приближены к ситуациям в реальной жизни. Ролевое распределение довольно важно в таком методе обучения. На своих уроках я использую ролевые карточки, например:
1) You’ve lost your sister in the supermarket. She is only 5 years old. Explain the situation and ask the police to help you.
2) You are a stranger in London. Suddenly you’ve lost your way. Ask the residents of London to show you the way to the station.
3) In a Tourist’s Agency you ask an advice and recommendations about visiting the sights of London.
4) You are a doctor. You examine a patient and give him some recommendations. What will you recommend him to do in order to recover as quickly as possible?
5) You are a school-leaver. You have a doubt about your future profession. Ask your friends to advise you some modern professions.
Я выбираю необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготавливаю дидактический материал: (карточки-задания для каждого; подбираю группы учащихся, которые распределяют роли, ставлю задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики. Во время проведения ролевой игры я не перебиваю речь учащихся, не исправляю ошибки. После проведения игры анализирую её ход, отмечаю наиболее удачные и неудачные моменты, провожу работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках я также уделяю коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов.
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения я использую условно-речевые подстановочные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы.
Во время составления диалогов используются также подстановочные таблицы. Например, в 5 классе во время изучения темы “Одежда. Покупки”предлагаетсяследующаяподстановочноеупражнение :
- Good morning. Can I help you?
- I’m looking for…
- The …(is \ are) over there, near the fitting room.
- What colour?
- …
- What size are you?
- …
- I think that it \ they…(suits\ suit) you perfectly.
- How much (is it \ are they) ?
- It \ they (costs\ cost) … pounds.
- Here you are.
- Thank you. Have a nice day!
- …
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках.
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи. Например,вовремяформированиялексическихнавыковговорения,изученияднейнеделив 3 классеиспользуетсяследующеестихотворение:
My week
- Dick, let’s play hide-and-seek.
- Oh, no, I’m very busy every week.
- I go to the cinema on Sunday,
- I go to the theatre on Monday,
- I go to the park on Tuesday,
- I go to the stadium on Wednesday,
- I go to the concert on Thursday,
- I go to the circus on Friday,
- I go to the country on Saturday.
Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Метод проектов в средних классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, после изучения темы “The UK” в 6 классе дети в группах условно оформляли страны , входящие в состав Королевства Великобритании. Самостоятельно подбирали информацию, находили государственную символику. В итоге у нас получилась карта Великобритании. В 8 классеучащиесясоставлялипроекты “My favourite holiday’’, “A dream holiday(Travelling)”,”Healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.
Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию.
В курсе английского языка я использую метод проектов рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.
. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план:
а) “Я о себе самом” (мое имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);
б) “Мой родной город” (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);
в) «Мой питомец»
С моей точки зрения, одной из перспективных технологий опережающего «самообучающегося» характера, базирующейся на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностно-ориентированном подходах, является коучинг. По мнению Тимоти Голви, коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; коучинг не учит, а помогает учиться.
Приведу пример коучинга:
Ученики дома работал с текстом и разбирал новую лексику. На уроке мы проработали текст, проделали ряд упражнений, в том числе из серии true/false sentences на проверку понимания и т.д. И далее мы выходим на пересказ этого текста, сопровождаемый выражением собственного мнения ученика о прочитанном и его комментариями.
И перед этим этапом я задаю ученику вопросы на английском языке:
Что будет хорошим результатом в конце пересказа?
Что может помочь успешно пересказать текст и высказать свое мнение?
А что еще? А еще какие нюансы?
Ученик сам проговаривает для себя критерии хорошего результата: например, использование новой лексики, грамотно подобранные грамматические времена, произношение на определенном уровне, опора на факты и информацию из текста и пр.
Далее он говорит, а я, уже из классической роли учителя-эксперта, слушаю и фиксирую ошибки.
Когда он завершает, я спрашиваю:
Что получилось хорошо в пересказе?
Насколько Вы удовлетворены своим пересказом по шкале от 1 до 10?
Он отвечает, что на 5. Я спрашиваю: «А что можно было бы сделать лучше, чтобы это было больше чем 5?» Он высказывает свое мнение.
Вывод по результатам такого коучингового внедрения для меня такой: эти вопросы реально повышают осознанность и ответственность ученика конкретно за реализацию поставленной задачи. Список критериев, которые он обозначил САМ в начале и при этом держал в голове, позволили ему действительно меньше допустить ошибок, и сделать свою речь более правильной по грамматике и насыщенной по лексике и информации. Если я раньше сама акцентировала внимание студентов на необходимой фокусировке, то сейчас ответственность была передана ученику, и он работал не над моими задачами, а над своими собственными. Даже в таком небольшом объеме это существенно повысило качество его монолога.
Технология сотрудничества
Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:
- ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Кейс –технология (слайд кейс по проблеме «экология»)
Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы .
Здоровьесберегающая технология(создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности)
Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку. Использование в работе шутливых историй, смешных картинок, игрушек настраивает ребят на позитивный лад. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость. В своей работе я часто использую метод «Подари улыбку», поздоровавшись с детьми, предлагаю: «Let’s smile each other one by one and say “I am glad to see you”. Учитель первым начинает цепочку «улыбок», учащиеся поворачиваются и улыбаются своему соседу, передавая таким образом свою улыбку, свое настроение друг другу. Закрепить хорошее настроение ребят помогает песенка на английском языке или интересный ребус. Ученикам удается преодолеть психологический барьер и страх перед возможностью совершения ошибки.
Насвоихурокахяиспользуюразнообразныеречевые фразы для похвалы ребенка,например: “Well done!”, “How clever you are!”, “I knew you could do it”, “What a good listener!”, “You are a treasure!”, “I respect you”, “Good boy/girl”
Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. В фонетическую зарядку включаю несколько различных упражнений дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма; повышает возбудимость коры больших полушарий головного мозга, стимулирует работу сердца и нервной системы
Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.
- Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, her и т.д.
На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова
На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу разрядку в виде упражнений для глаз.
Close your eyes. Open your eyes.
Turn your eyes to the left,
Turn your eyes to the right.
Look up, look down, look around.
Look at your nose,
Look at that rose.
Close your eyes, open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
Использование инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по предмету.
Я являюсь классным руководителем 6б. Класс – это семья, где основное внимание уделяется воспитанию. Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие - бы то ни было педагогические задачи в своём классе.
Цель моей работы как классного руководителя – сплочение коллектива, создание благоприятной комфортной обстановке в классе. Наряду с традиционными формами работы (слайды экскурсии походы)я применяю инновационные технологии, к которым относятся:
- коллективное творческое дело; Шефская помощь
Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе
Хочу заметить что, начавшись как игра, это деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели. Эта работа выгодно отличается в мотивационном отношении.
Эта деятельность способствует развитию у “маленьких учителей” способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека.
В процессе шефской работы дети проявляют свои индивидуальные и творческие способности, учатся жить в коллективе, заботятся о своих младших товарищах
Создание классного портфолио
- технологии критического мышления - синквейны
В чём же его эффективность и значимость?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
-проектная технология –коллаж в качестве рефлексии по пройденной теме. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:
-расширяется словарный запас,
-развиваются связная речь,
-зрительная память,
-логическое мышление.
-диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
-ведение электронного журнала, а также информирование родителей о жизни школы в соц сети ватсап и общение с ними на форуме школьного портала.
В заключении,хочу отметить,сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.
Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.
Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.