Использование игровых и здоровьесберегающих технологий на начальном этапе обучения английскому языку.
Ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
С.Френе.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игр, ролевых позиций, критериями оценки результатов работы.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, учащиеся сталкиваются с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать, это мощный стимул к овладению языком. Игра улучшает отношение между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, игра снимает страх перед неизвестностью. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выгоцкий, ведет за собой развитие. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Необходимо учитывать и возраст учащихся: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Так психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно построенная игра позволяет многому научить ребенка».
Классификация игр:
1.По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, воспитательные, продуктивные, развивающие, творческие, контролирующие, обобщающие.
3.По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4.По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные.
Немаловажная роль отводится дидактическим играм (познавательным). В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Включение в урок дидактических игр – не самоцель на уроках, а средство обучения и воспитания. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и ТСО, и различные средства наглядности, дидактические раздаточные материалы.
Таким образом, игра – это: деятельность, мотивированность, индивидуализированная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей,”учение с увлечением” (С.Л.Соловейчик).
Е.И.Пассов выделяет 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:
1.Формирование определенных навыков.
2.Развитее определенных речевых умений, например, после прохождения темы «Квартира” можно провести игру: - Ваш друг получил новую квартиру (рисунок), поможем ему расставить мебель.
3.Обучение умению общаться:
а) конкурс на самого вежливого собеседника;
б) поздоровайтесь и сделайте комплимент.
4.Развитее необходимых способностей и психических функций:
а) Игра “Внимательный ли ты?» Петю просили купить хлеб, молоко, булку, сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и масло. Что он забыл?
б) “Снежный ком”.
5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, конкурсы.
6. Запоминание речевого материала:
а) рифмовки;
б) сопровождение слов мимикой и жестами.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формирование речевых умений, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности.
Игра способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.
Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой.
Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Индивидуальные и тихие игры можно проводить в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку они требуют подвижности.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.
Коллективная форма работы – одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы по 5-6 человек. В игре активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся, т.е. практически весь класс.
Различные игры применяются и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем.
Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ, после окончания игры.
В моей педагогической копилке много различных игр, ниже представлены некоторые игры, которые я широко использую на своих уроках.
Игры на правила чтения:
1.Игра “Капитан Флинт”:
Дети читают цепочку слов на доске. Каждое слово – риф, который можно обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет команду через рифы, т.е. читает слова, а ребята хором повторяют их. Если капитан ошибается, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слова правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы.
2.Игра “Лепим снежную бабу”:
Учитель “бросает” первый “снежок” (называет слово, например bag).Дети “катают снежный ком”, по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу:map,lamp,black,cat и т.д. Мы катим 3 снежных кома (каждый на разное правило чтения), и “Снежная баба” готова.
Игры по аудированию.
Цели: - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развивать слуховую память учащихся.
Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.
Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.
Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.
Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.
Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.
1.ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?
КАПИТАНЫ команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.
2.КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.
Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.
3.ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.
Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:
1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
3. It is very big and grey. (an elephant)
4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
4.ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:
Draw a head, please.
Draw a body, please.
Drawatail,please.
Если рисунок получился, команда получает пять баллов.
5.ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.
Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.
6.СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ.
Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
Ведущий:I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.
7.SEASONS.
Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например:
It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.
Учащиеся пытаются отгадать:Isitspring?Isitwinter?
Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.
8.ИГРЫ-ЗАГАДКИ.
Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?
- I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/.
- I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/
- I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /КрокодилГена/.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цели:
-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
-активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
1.УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.
2.СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
3.В МАГАЗИНЕ
На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
P1 : Goodmorning!
P2 : Good morning!
P1 : Have you a red blouse?
P2 : Yes, I have. Here it is.
P1 : Thank you very much.
P2 : Not at all.
P1 : Наve you a warm scarf?
P2 : Sorry, but I haven`t.
P1 : Good bye.
P2 : Good bye.
4.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book
5.СОСТАВЬ СЛОВО.
Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Например: SnowFootBALLBasket
6.ЧТО ЭТО?
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
7.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?
Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПРОИЗНОСЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ:
a fox, a dog, a monkey ит.д.Побеждает тот, кто последним назовет животное.
8.СОБЕРИ БУКЕТ.
Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.
Ученик:This is a red flower. This is a yellow flower.
9.ПАНТОМИМА.
Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему:Guesswhateverypupilisdoing.Примерные ответы ведущего:Thisboyisdoingmorningexercises.Thatgirliswashingherface.Thatboyissleeping.etc.
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ.
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
1.Переведи слово.
Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.
2.Собери пословицу
Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.
Например:
AFRIENDINNEED ……
IS A FRIEND INDEED.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
1.КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
2.ЧЬЯ КОМАНДА ЛУЧШЕ СПОЕТ ПЕСНЮ :“WHATISYOURNAME?”
Команда – победительница получает пять баллов.
Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
3.НЕЗНАЙКА И МЫ.
В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
2.ДЕЖУРНАЯ БУКВА
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»
3.ТЕЛЕГРАММЫ
Цель: развитие орфографического и лексического навыков.
Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе- со второй буквы и т. д.
ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С АЛФАВИТОМ
1.5 КАРТОЧЕК
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами английского алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.
2.СЛОВА С ОПРЕДЕЛЕННОЙ БУКВОЙ
Цель: формирование навыка орфографической памяти.
Ход игры: обучаемым предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.
3.ГДЕ БУКВА ?
Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.
Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.
4.TAKINGSTEPS
Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.
5.WORD-BUILDING
Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из словаpersonalучащиеся могут составить слова:son
are
so
rose и т. д.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цели:-научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
-создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца.
1.ИГРА С КАРТИНКОЙ
Для лучшего усвоения учащимися структур вPresentContinuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели.Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
2.БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ
Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.
А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?
Can a cat fly? Do books sing?
Can a fish run? Do you live in a tree?
Can a bird fly? Does Pete go in for sports?
Canyouswim?
3.КОММЕНТАТОР
Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например:Iamsitting.I am standing up. Iamgoingtothewindow.Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.
4.WHAT DO YOU LIKE TO DO?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы:Doyouliketoswim?Doyouliketoplayfootball?До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
5.Любимое занятие Карлсона
Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы:Isheplayingball?Ishereadingabook? еtc.
6.ПОДАРКИ
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов:
1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.
7.ЦИФРЫ
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
8.Кругосветное путешествие
В 4 классе вводится структура «Thereis а bookonthedesk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:
There is a blackboard on the wall. и т.д.
Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
1.ЗАПОМНИТЕ ПРЕДМЕТЫ
Учитель на столе раскладывает определённые предметы, даёт посмотреть на них детям в течение одной – двух минут, затем накрывает их бумагой и просит одного ученика назвать все предметы, которые он запомнил. Затем все ученики записывают их названия на английском языке.
2. Лесенка
Первый играющий говорит: “TodayIhadfordinnersome …” и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы “A”-apples.Второй ученик говорит: “TodayIhadfordinnersomeapplesandbananas”, повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него другими учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры.
Игры по определенным темам:
1.Дети встают в круг. Учитель бросает мяч одному из участников и называет слово по данной теме на русском (английском) языке. Играющий, поймав мяч, произносит слово и возвращает мяч учителю, и т.д. по кругу. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре до конца.
2.Игра “Часы”:
В игре участвуют две команды. Учитель, переводя стрелки на игрушечных часах, каждый раз обращается к учащимся с вопросом: “Whattimeisit?”.Побеждает команда, правильно ответившая на большее количество вопросов.
3.Игра “Кто самый внимательный?” (по теме “Цвета”):
Учитель раздает детям цветные карандаши. У каждого свой цвет. Учитель в беспорядке и в быстром темпе называет цвета по-английски. Ученик, у которого этот цвет, поднимает карандаш. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот, кто последним останется с карандашом.
4.Какой день недели (месяц) идет перед/ после:
Цель игры: Запомнить дни недели вразброс, ввести предлоги времени before,after.
Игра идет по цепочке. Начинает учитель:
-Which day is before Sunday?
-Saturday. Which day is after Tuesday?
-Wednesday т.д.
Или:
-Which month is before July?
-June. Which month is after September?
-October.
5.Прикоснись быстрее!
Цель игры: выучить части лица и тела.
Учитель просит детей встать, затем быстро командует:
- Touch your eyes! Touch your nose! Touch your ears! Touch your feet! ит.д.
Выбывает ученик, не выполнивший команду, или выполнивший ее не верно или последним. Игра заканчивается, когда выбыли все, кроме одного ученика. Он становится победителем.
Подвижная игра создает для детей благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определенным правилам, согласно которым дети действуют, общаются. И это общение может осуществляться на иностранном языке. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до автоматизма. На примере игр «Дождик», «Совушка», «Кошки-мышки» рассмотрим отработку отдельных звуков и речевых навыков.
«Дождик»
Цель игры: отрабатывать произношение звуков |г|,[w], [з:], умение отдавать различные команды по-английски.
Несколько детей (4 -5) надевают на голову ободки из картона, на которых изображены капельки дождя или дождевые тучки. Остальныедетиначинаютпрогонять «дождь».
Rain, rain go away!
Boys and girls want to play!
Дети с ободками на голове убегают и прячутся в укромном месте. Остальные поют какую-либо английскую песенку, выполняя при этом танцевальные движения, или читают стихотворение, рифмовку, сопровождая слова действиями, движениями, играют. В любой момент водящий может крикнуть "Rain". По этому сигналу малыши с ободками на голове выбегают
из укрытия и стараются кого-то поймать. Тот, кого «намочил дождь», садится на корточки и ждет, какую команду даст ему ребенок с ободком. Выполнив задание, малыш возвращается на свое место.
«Совушка»
Цель игры: развивать речевые навыки детей, активизировать лексику (day,night,goaway.Wolvesrun! Birdsfly!Fish,swim! и т п.), закреплять умение употреблять слова во множественном числе.
Выбираются водящий и совушка.
Водящий объявляет детям: "Day!Birds fly!" Дети «летают», подражая птицам.
Водящий:"Night!". Дети замирают на месте, как будто уснули.
Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.
Водящий:"Day!Dogsjump!" Дети подражают собачкам.
Водящий:"Night!”. Дети «засыпают», а сова снова ищет жертву.
«Кошки-мышки»
Цель игры: отрабатывать речевые структуры:Whereareyou?Iamhere.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Кошке завязывают глаза. Она на ощупь старается поймать мышку, время от времени спрашивая "Whereareyou?" Мышка на каждый вопрос отвечает "Iamhere".
Если кошка сталкивается с кем-то из детей, они предупреждают "Fire". После того как кошка поймала мышку, выбираются другие ребята на эти роли и игра продолжается.
Многие исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося, растущего маленького человека вселяет в него веру в себя, сознание своей полноценности, стремление и впредь поступать и говорить хорошо.
Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует вести себя, «внушает» ребенку, что он добрый, храбрый, прилежный, является словесным «поглаживанием», создающим благоприятный микроклимат для жизнедеятельности.
Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, преподавателей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающими.
Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражения одобрения, похвалы.
Активизация речевого материала в повседневной жизни осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, причем дети привлекаются к оценке результатов деятельности своих товарищей. Следует побуждать их говорить вежливые слова также при встречах с родителями, сотрудниками, подсказывать поводы для комплимента.
Обучение детей способам выражения доброго отношения к людям приводит к качественным изменениям в характере общения детей! друг с другом и с окружающими: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей, чаще — случаи похвалы и одобрения. Уменьшается количество ссор
и конфликтов вне занятий и на уроке, появляется стремление наладить контакты с помощью речи.
Овладение ситуацией выражения положительных эмоций помогает налаживать доброжелательные взаимоотношения между детьми, а разработанные методы позволяют компенсировать недостатки социально-речевой среды, дают детям возможность многократно воспринимать и воспроизводить в речи разнообразные способы выражения своих положительных эмоций.
«Вежливые отгадки»
Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять.
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, преподаватель дотрагивается до одного из них. Ученик немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто это сказал. Следует стимулировать детей на употребление различных формул, так же как и на многократное повторение одних и тех же выражений:
Youarenice.Youarekind.Youareclever.What a good girl (boy)! How beautifuletc.
Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед ребенком содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения. Использование игровых методов в обучении детей весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.
14