Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Математика
  3. Статья на тему "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Цель исследования: выявление и научное обоснование психолого-педагогической сущности и педагогических условий развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения математике. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом; беседа с учителем начальных классов; методика «Вербальная фантазия», тест «Круги», «Дорисовывание фигур», «Скульптура»; методы математической обработки эмпирических исследований. Результат: разработан и апробирован комплекс дидактических игр и игровых упражнений по математике, направленных на развитие воображения. Выводы: в опытно-экспериментальной работе выявлена положительная динамика в уровнях развития воображения у младших школьников. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения со среднего до высокого. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения с низкого до среднего. Соответственно количество младших школьников с низким уровнем сократилось на двоих (18%). Результаты отличаются не кардинально, т.к. невозможно за короткое время все развить. Подтверждена состоятельность выдвинутой нами гипотезы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

Дударева Елена Владимировна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

АННОТАЦИЯ

Цель исследования: выявление и научное обоснование психолого-педагогической сущности и педагогических условий развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения математике.

Методы исследования:анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом; беседа с учителем начальных классов; методика «Вербальная фантазия», тест «Круги», «Дорисовывание фигур», «Скульптура»; методы математической обработки эмпирических исследований.

Результат: разработан и апробирован комплекс дидактических игр и игровых упражнений по математике, направленных на развитие воображения.

Выводы: в опытно-экспериментальной работе выявлена положительная динамика в уровнях развития воображения у младших школьников. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения со среднего до высокого. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения с низкого до среднего. Соответственно количество младших школьников с низким уровнем сократилось на двоих (18%). Результаты отличаются не кардинально, т.к. невозможно за короткое время все развить. Подтверждена состоятельность выдвинутой нами гипотезы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Ключевые слова: воображение, младшие школьники, математика, геометрические фигуры, дидактическая игра, игровое упражнение.

В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работы и изменения стереотипов организации учебного процесса. Младший школьный возраст – это ответственный этап в развитии полноценной личности. Его особенностью является присоединения учебной деятельности. Однако при этом не надо забывать о необходимости развития воображения обучающихся, поскольку оно во многом обуславливает успешность ребенка в обучении.

Развитие воображения как психической функции наиболее актуально в связи с увеличением роста «готовых» образов. Для того чтобы представить сказочный лес ребенок не просит читать ему сказки, он просто включает телевизор. В современном мире мы привыкли получать не просто подсказки, а целые шаблоны или готовые идеи.

Проблема развития воображения младших школьников – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составилиидеи гуманистической педагогики и психологии, принципы взаимосвязи традиционного и инновационного подходов в образовании, обобщенные результаты исследований по проблемам развития воображения младших школьников (А.Д. Андреева. В.Н. Белкина, Л.С. Выготский, М.О. Дьяченко, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, И.А. Зимняя, К.Г. Юнг и др.); развития воображения с использованием игры (Е.А. Богаченко, А.А. Буркина, В.Н. Белкина. Л.С. Выготский, А.Е. Котельникова, Н.А. Мишечкина, С.Н. Назаренко, И.П. Подласый, Т.П. Сальникова, С.Т. Шацкий и др.); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); труды общепедагогического характера известных отечественных педагогов и теоретиков (В.И. Андреева, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.С. Мухина С.Л. Рубинштейн и др.).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что недостаточно выявлены возможности игры в развитии воображения младших школьников в процессе обучения математике.

В связи с вышеизложенным, мы сформулировали противоречие между необходимостью развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения и недостаточной разработанностью педагогических условий развития воображения младших школьников средствами игры в процессе обучения математике.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения младших школьников средствами игры в процессе обучения математике?

В соответствии с выявленной проблемой определена тема дипломного исследования:«Развитие воображения младших школьников средствами игры на уроках математики».

Цель исследования: выявление и научное обоснование психолого-педагогической сущности и педагогических условий развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения математике.

Объект исследования: развитие воображения младших школьников.

Предмет исследования: игра как средство развития воображения младших школьников средствами игры в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников в процессе обучения математике будет эффективным, если: выявлена теоретическая сущность развития воображения у обучающихся; выявлены педагогические условия развития воображения младших школьников средствами игры в процессе обучения математике; используются разнообразные возможности предмета математика в развитии воображения младших школьников; применяются дидактические игры, направленные на развитие воображения младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы развития воображения у обучающихся.

2. Выявить возрастные особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

3. Выявить и научно обосновать педагогические условия развития воображения младших школьников средствами игры в процессе обучения математике.

4. Определить критерии, показатели и уровни развития воображения младших школьников.

5. Проанализировать педагогический опыт применения игр в развитии воображения младших школьников в процессе обучения математике.

6. Разработать методический комплекс игр и упражнений, направленных на развитие воображения у младших школьников в процессе обучения предмету математика.

7. Выявить результативность использования возможностей игры в развитии воображения младших школьников на уроках математики.

Методы исследования:анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом; беседа с учителем начальных классов; методика «Вербальная фантазия», тест «Круги», «Дорисовывание фигур», «Скульптура»; методы математической обработки эмпирических исследований.

Теоретическое изучение предмета исследования позволило нам выявить, что такое воображение, какова его роль в жизнедеятельности человека. Среди ученых существует множество расхожих мнений. В.В. Богословский, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, и другие дают воображению различные определения.

Каждый современный человек в своей повседневной жизни соприкасается с воображением в разных его формах: фантазиях, сновидениях, мечтах. Однако отношение к самому процессу создания образа зависит от конкретной личности и его мировоззрения. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Изучив подходы ученых к данному понятию, мы сделали вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума. Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, путем переработки материала восприятия и представления, полученных в предшествующем опыте.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие – создают новые фантастические образы и ситуации.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности. Младший школьник уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности. С возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Для младшего школьника еще сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода – игра. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности, в том числе учебную.

Когда в процессе творческой деятельности младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ученику приходит воображение.

Игровая технология является «интерактивной технологией». При этом дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность вводится соревновательный элемент, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение задания связывается с игровым результатом. При этом значительно повышается интерес младших школьников, формируется положительная мотивация к изучению математики, урок становится ярким, эмоционально насыщенным. Применение дидактических игр на уроках математики должно быть подчинено определенной логике и выстроено в систему.

С.Т. Шацкий отмечает, что «…игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезной для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [42, с. 16].

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 «А» классе МКОУ «СКСОШ № 7» города Мыски. Эксперимент проходил с ноября 2023 г. в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе выявлен начальный уровень развития воображения младших школьников; формирующий этап был направлен на разработку и реализацию комплекса игр и игровых упражнений для развития воображения на уроках математики; на контрольном этапе определена результативность комплекса игр и игровых упражнений в формирующей работе.

Для проведения констатирующего эксперимента определены критерии и показатели: беглость воображения (способность к порождению большого количества идей, измеряется числом результатов); гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения); оригинальность (определяет способность к выдвижению идей, необычных, неординарных, измеряется количеством неповторяющихся образов); разработанность (тщательность) фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности, измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.

Для выявления уровня развития воображения у обучающихся 3 А класса использовали методики: «Вербальная фантазия». (Р.С. Немов), «Изучение творческого воображения», тест «Круги». (Л.Д. Столяренко), «Дорисовывание фигур». (О.М. Дьяченко), «Скульптура». (Р.С. Немов). Также определены уровни развития воображения младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень показали 2 учеников (18%), которые придумали необычные сказки, их рисунки были оригинальными, тщательно проработанными. Средний уровень отмечен у 6 младших школьников (55%), они в основном пользовались заимствованной основой, внося в нее некоторые изменения. Низкий уровень показали 3 учеников (27%). Они не смогли выполнить задания за определенное время даже с помощью педагога.

На формирующем этапе для развития воображения младших школьников средствами игры на уроках математики мы разработали методический комплекс игр и игровых упражнений «Учись, играя», который возможно применять на уроках математики. Данный комплекс разработан с учетом дидактических принципов: учета возрастных особенностей и доступности; систематичности и последовательности; научности; наглядности; сознательности и активности; принцип творчества.

Дидактические игры для уроков математики по дидактической системе «Школа России», с целью развития воображения детей 3 класса подобраны в соответствии с темами уроков учебника «Математика 3 класс. В 2 ч.» под редакцией М.И. Моро.

Многие дидактические игры проводились на этапе организационно-мотивационной части урока, как повторение пройденного в качестве разминки, мотивации, и как «зацепляющий крючок» урока. Некоторые игры и игровые упражнения проводились при актуализации знаний и при закреплении пройденного на уроке.

Во время игр процессы возбуждения в головном мозге младших школьников берут верх над процессами торможения, обостряется внимание, также начинает развиваться такой показатель воображения, как гибкость, потому что дети замотивированы и стараются выдвигать разнообразные идеи, мысли по данной теме урока в самой игре. Этот порыв мы использовали максимально эффективно.

Игры на развитие воображения хороши тем, что они имеют несколько вариантов решения и все они верны, например: игра «Танграм». При изучении темы «Треугольники», сначала мы предложили нарисовать предложенные варианты треугольников в тетради, и рядом изобразить их в зеркальном отражении. В дальнейшем из геометрических фигур ученики составляли различные предметы (домик, елочку и т.д.).

Развитию воображения способствовало также составление учащимися примеров, задач разных видов: задачи, составленные по рисунку, краткой записи, схеме; задачи, составленные по выражению. Иногда к одному и тому же выражению дети составляли задачи разных видов; задачи на заданную тему, например, со сказочным содержанием, веселая задача, задача о технике, задача о здоровом образе жизни и т.п. Задачи обязательно должны были быть интересными, чтобы другим ученикам захотелось их решать.

На контрольном этапе высокий уровень показали 3 учеников (27%), средний уровень продемонстрировали 7 младших школьников (64%), низкий уровень показал 1 ученик (9%).

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, мы составили таблицу по выявлению динамики развития воображения младших школьников (см. табл. 1).

Наглядно динамика представлена на диаграмме (см. рис. 1).

Таблица 1 – Динамика в уровнях развития воображения младших школьников

Уровень развития воображения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Динамика

Высокий

18%

27%

+9%

Средний

55%

64%

+9%

Низкий

27%

9%

-18%

Рисунок 1. Динамика в уровнях развития воображения младших школьников

Выявлена положительная динамика в уровнях развития воображения у младших школьников. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения со среднего до высокого. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения с низкого до среднего. Соответственно количество младших школьников с низким уровнем сократилось на двоих (18%). Результаты отличаются не кардинально, т.к. невозможно за короткое время все развить.

Таким образом, подтверждена состоятельность выдвинутой нами гипотезы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

  1. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод воспитания / Е. А. Богаченко. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 16-19.

  2. Братанов, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. / Т. А. Братанов. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 41-43.

  3. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. / Д. С. Брунер. – изд. 2-е. – Москва: Прогресс, 2018. – 413 c. – Текст : непосредственный.

  4. Буркина, А. А. Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника / А. А. Буркина, Г. Н. Мусс. – Текст: непосредственный // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 1(3). – С. 78-79.

  5. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Белкина, Н. В. // Ярославский педагогический вестник: [сайт]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-starshegodoshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti-1. (дата обращения: 12.06.2023). – Текст: электронный.

  6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский – Москва, 2018. – 91 с. – Текст: непосредственный.

  7. Газман, О. С. В школу – с игрой. / О. С. Гамазан, Н. Е. Харитонова Москва: Просвещение, 2015. 105 с. – Текст: непосредственный.

  1. Дидактическая игра, как средство развития воображения детей. // Международный образовательный портал Маам: [сайт]. – 2023. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-vobrazhenie-detei-631185.html. (дата обращения: 12.06.2023). – Текст: электронный.

  2. Дьяченко, М. О. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко – Текст : непосредственный // Вопросы психологи. – 2016. — № 6. – С. 73-78.

  3. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителей – Текст: непосредственный. / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И, В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 2019. – С. 160-198.

  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И. А. Зимняя. – Москва: Издательская корпорация «Логос», 2017. – 384 с. – Текст: непосредственный

  5. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. / Э. В. Ильенков. – изд. 2-е. – Москва: Книжный дом «Либорком», 2019. – 128 c. – Текст: непосредственный.

  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2015. – 176 c. – Текст: непосредственный.

  7. Коган, Л. Теоретические вопросы воображения и творчества / Л. Коган, А. Г. Спиркин. – Смоленск: Академия, 2018. – 590 c. – Текст: непосредственный.

  8. Коломенский, Я. Психология / Я. Коломенский. – Москва: Просвещение, 2015. – 371 c. – Текст: непосредственный.

  9. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. / Л. С. Коршунова. – Москва: Изд-во МГУ, 2015. – 145 c. – Текст: непосредственный.

  10. Котельникова, А. Е. Использование дидактической игры при обучении орфографии / А. Е. Котельникова, Л. А. Фролова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 30-32.

  11. Кулагина, А. И. Психология детей младшего школьного возраста. / А. И. Кулагина. – Москва: Просвещение, 1986. – 248 с. – Текст : непосредственный.

  12. Макеева, Т. Г. Диагностики развития младших школьников. Психологические тесты. / Т. Г. Макеева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 125 c. – Текст: непосредственный.

  13. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, под ред. Л. А. Венгера, 2017. – 272 c. – Текст: непосредственный.

  14. Моро, М. И. Математика. 3 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с прилож. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 – 8-е изд. переработ. – М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с. : ил. – (Школа России). – ISBN978-5-09-103219-2. – Текст : непосредственный.

  1. Мишечкина, Н. А. Дидактические игры для развития воображения на уроках математики / Н. А. Мишечкина. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2017. – № 52 (186). – С. 199-201. – URL: https://moluch.ru/archive/186/47570/ (дата обращения: 08.06.2023).

  2. Назаренко, С. Н. Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет. / С. Н. Назаренко. // Инновационная наука. – Текст: электронный. – 2020. – №4. – [сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-posredstvom-igrovoy-deyatelnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 09.06.2023).

  3. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. / Р. С. Немов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение; ВЛАДОС, 2020. – 576 c. – Текст: непосредственный.

  4. Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского. – Москва: Просвещение, 2021. – 383 с. – Текст: непосредственный.

  5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Авт.-сост. Т. П. Сальникова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – Текст: непосредственный.

  6. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2016. – 528 с. – Текст: непосредственный.

  7. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже – Москва, 2018, – 659 с. – Текст: непосредственный.

  8. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов – Москва: Высшая школа, 2018. – 174 с. – Текст: непосредственный.

  9. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И. П. Подласый. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 463 с. – Текст: непосредственный.

  10. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Москва: Формат, 2008. – 268с. – Текст: непосредственный.

  11. Пылаева, В. С. Дидактические идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе / В. С. Пылаева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 7. – С. 4-8.

  12. Рибо, Т. Творческое воображение. / Т. Рибо. – Москва: Книга по Требованию, 2015. – 328 с. – Текст: непосредственный.

  13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 713 с. – Текст: непосредственный.

  14. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младших школьников : Общая психология. / А. Г. Рузская. – Москва: Просвещение, 2005. – 128 с.

  15. Сальникова. Т. П. Сборник дидактических игр для детей 1-4 кл. / Т. П. Сальникова. – Томск, 2021. – 66 с. – Текст : непосредственный.

  16. Селевко, П. К. Современные образовательные технологии. / П. К. Селевко – Москва: Народное образование, 2019. – 256 с. – Текст: непосредственный.

  1. Столяренко. Л. Д. Диагностика уровня развития воображения в процессе обучения математике: методика «Круг». / Л. Д. Столяренко. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 48 с. – Текст : непосредственный.

  2. Субботина, Ю. Л. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ю. Л. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 240 c. – Текст : непосредственный.

  3. Фридман, М. Л. Психология детей и подростков. / М. Л. Фридман. – Текст: непосредственный // Справочник для учителей и воспитателей. – Москва: Изд-во института Психотерапии, 2017. – С.48-50.

  4. Цукарь, А. Я. Уроки развития воображения. / А. Я. Цукарь. – Москва : Рольф, 2000. – 208 с. – Текст : непосредственный.

  5. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. / С. Т. Шацкий; под ред. И.А. Каирова, Л. Н. и М. Н. Скаткиных, В. Н. Шацкой. – Москва, 2017. – Т.2 – 280 с. – Текст: непосредственный.

  6. Юнг, К. Г. Воображение как познавательная способность / К. Г. Юнг. – 1-е изд. – Москва: Просвещение, 2020. – 430. c. – Текст: непосредственный.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный комплекс разработан с учетом дидактических принципов: - учета возрастных особенностей и доступности – подбирали дидактические игры и игровые упражнения в соответствии с пройденным материалом по математике учениками 3 класса; - систематичности и последовательности – игры и игровые упражнения сведены в организованный комплекс «Учись, играя», в котором прослеживается связь игр с темами программы 3 класса по математике; - научности – в играх и игровых упражнениях использовали специфическую математическую терминологию; - наглядности – к каждой дидактической игре предварительно был подобран стимульный материал, красочные листочки для записи задач, дублирование решений на доске учителем или одним из учеников; - сознательности и активности – старались заинтересовать и задействовать в игре каждого ученика, для этого использовали элементы соревновательности; - принципа творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности младших школьников. Дидактические игры для уроков математики по дидактической системе «Школа России», с целью развития воображения детей 3 класса подобраны в соответствии с темами уроков учебника «Математика 3 класс. В 2 ч.» под редакцией М.И. Моро.
0 ₽
В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работы и изменения стереотипов организации учебного процесса. Младший школьный возраст – это ответственный этап в развитии полноценной личности. Его особенностью является присоединение к учебной деятельности. При этом необходимо развивать воображение обучающихся, поскольку оно во многом обуславливает успешность ребенка в обучении.
0 ₽
Цель исследования: выявление и научное обоснование психолого-педагогической сущности и педагогических условий развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения математике. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом; беседа с учителем начальных классов; методика «Вербальная фантазия», тест «Круги», «Дорисовывание фигур», «Скульптура»; методы математической обработки эмпирических исследований. Результат: разработан и апробирован комплекс дидактических игр и игровых упражнений по математике, направленных на развитие воображения. Выводы: в опытно-экспериментальной работе выявлена положительная динамика в уровнях развития воображения у младших школьников. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения со среднего до высокого. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения с низкого до среднего. Соответственно количество младших школьников с низким уровнем сократилось на двоих (18%). Результаты отличаются не кардинально, т.к. невозможно за короткое время все развить. Подтверждена состоятельность выдвинутой нами гипотезы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
0 ₽