Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. «УЧИСЬ, ИГРАЯ», КОМПЛЕКС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

«УЧИСЬ, ИГРАЯ», КОМПЛЕКС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Данный комплекс разработан с учетом дидактических принципов: - учета возрастных особенностей и доступности – подбирали дидактические игры и игровые упражнения в соответствии с пройденным материалом по математике учениками 3 класса; - систематичности и последовательности – игры и игровые упражнения сведены в организованный комплекс «Учись, играя», в котором прослеживается связь игр с темами программы 3 класса по математике; - научности – в играх и игровых упражнениях использовали специфическую математическую терминологию; - наглядности – к каждой дидактической игре предварительно был подобран стимульный материал, красочные листочки для записи задач, дублирование решений на доске учителем или одним из учеников; - сознательности и активности – старались заинтересовать и задействовать в игре каждого ученика, для этого использовали элементы соревновательности; - принципа творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности младших школьников. Дидактические игры для уроков математики по дидактической системе «Школа России», с целью развития воображения детей 3 класса подобраны в соответствии с темами уроков учебника «Математика 3 класс. В 2 ч.» под редакцией М.И. Моро.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Кемеровский государственный университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики и методики начального образования

Дударева Елена Владимировна

«УЧИСЬ, ИГРАЯ», КОМПЛЕКС ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Приложение к выпускной квалификационной работе

(бакалаврской работе)

по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль) подготовки
«Начальное образование»

Руководитель ВКР

Канд. биол. наук, доцент

М.В. Баумгентнер __________

подпись

Новокузнецк 2024

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Перечень игр и игровых упражнений……………………………………………......6

1. «Да. Нет»…………………………………………………………………………....7

2. «Назови соседей»…………………………………………………………………...7

3. «Какое число следующее?»………………………………………………………..7

4. «Остаток узнай – пословицу прочитай»…………………………………………..8

5. «Составь два числа по условию»…………………………………………………..9

6. «Бабочки» ………………………………………………………………………….10

7. «Составь задачу, реши задачу»…………………………………………………..10

8. «Математический футбол»……………………………………………………….11

9. «Быстро занять места»…………………………………………………………….12

10. «Белочка и грибы»………………………………………………………………..12

11. «Назови соседей»…………………………………………………………………13

12. «С листками календаря»………………………………………………………….13

13. «Загадай загадку, отгадай»……………………………………………………….14

14. «Зрительный диктант»……………………………………………………………14

15. «Арифметика для внимательных»……………………………………………….15

16. «Белочка и грибы»……………………………………………………………......15

17. «Назови соседей»…………………………………………………………………16

18. «Дорисуй»…………………………………………………………………………16

19. «Волшебные треугольники»……………………………………………………..17

20. «Геометрический рисунок»………………………………………………………18

21. «Нарисуй прямоугольник с известным периметром»………………………….19

22. «Танграм»………………………………………………………………………….20

23. «Пустые окошки»………………………………………………………………….21

24. «Подбери по форме»………………………………………………………………21

25. «Найди и раскрась»……………………………………………………………….22

26. «Найди свой домик»………………………………………………………………22

27. «Составь задачу»………………………………………………………………….23

28. «Реши задачу»…………………………………………………………………….24

29. «Проверь решение задачи разными способами»……………………………….24

«Экран успешности»………………………………………………………………….25

Пояснительная записка

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся, а это невозможно без целенаправленной работы над развитием воображения младших школьников. Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в учебном процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения.

В комплексе «Учись, играя» мы предлагаем использование игр и игровых упражнений на уроках математики по дидактической системе «Школа России» с целью развития воображения у младших школьников третьего класса, обучающихся по учебникам «Математика 3 класс. В 2 ч.» М.И. Моро.

Актуальность этого комплекса определяется тем, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Именно эти возрастные особенности необходимо использовать для развития воображения младших школьников.

В практическом применении комплекс удобен тем, что игры расположены в соответствии с последовательностью тем, изучаемых по предмету «Математика» в учебнике «Математика» под редакцией М.И. Моро. Игровые упражнения можно использовать для повторения пройденного ранее материала на организационно-мотивационном этапе урока и для мотивации к учению, как «зацепляющий крючок». Дидактические игры на этапе актуализации знаний способствуют положительному эмоциональному настрою младших школьников, также могут применяться на этапе закрепления нового материала для разнообразия видов деятельности. Развивая воображение младших школьников посредством игры на уроках математики, учитель принимает косвенное участие в играх, что способствует формированию самостоятельности учеников.

Перечень Игр и игровых упражнений для развития воображения И ПРЕДМЕТНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ на уроках математики

Раздел программы по математике 3 класс, тема урока

Дидактическая игра, игровое упражнение

Предметные УУД

1

2

3

Табличное деление и умножение

(повторение)

«Да, нет»

Выполнять арифметические действия

Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения

Внетабличное умножение и деление

«Назови соседей»;

«Какое число следующее?»;

Знание рядов чисел

Деление с остатком

«Остаток узнай – пословицу прочитай»

Находить неизвестный компонент арифметического действия

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

«Составь два числа по условиям»; «Бабочки»;

«Составь задачу, реши задачу»

Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа

Приемы письменных вычислений:

«Математический футбол»

Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения

Числа от 1 до 1000. Нумерация

«Быстро занять места»

«Белочка и грибы»

Находить неизвестный компонент арифметического действия

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

«Назови соседей»

«С листками календаря»

«Загадай загадку, отгадай»

Структурировать материал, заполнять таблицы

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Зрительный диктант»

«Арифметика для внимательных»

«Белочка и грибы»

«Назови соседей»

Сравнивать величины.

Развивать пространственные представления

Геометрические фигуры. Виды треугольников

«Волшебные треугольники»; «Геометрический рисунок»;

«Нарисуй прямоугольник с известным периметром»; «Танграм».

Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений);

Классифицировать объекты

Окончание таблицы

1

2

3

Умножение и деление в пределах 1000.

«Пустые окошки»; «Подбери по форме»

Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения

Повторение «Умножение и деление в пределах 1000»

«Найди и раскрась»; «Найди свой домик»

Структурировать информацию;

Выполнять действия по алгоритму

Текстовые задачи. Задачи на понимание смысла арифметических действий

«Составь задачу»; «Реши задачу»

Планирование хода решения задач арифметическим способом.

Выбирать верное решение математических задач

Проверка решения задачи

«Проверь решение задачи разными способами»

Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения

Игровое упражнение «Да, нет»

Тема урока: Табличное деление и умножение (повторение)

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Выполнять арифметические действия. Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения.

Игровые правила: Отвечать младшие школьники должны по очереди, учитель читает пример и ответ, количество примеров кратное количеству учеников, на «экране успешности» против имени ученика ставили + за каждый правильный ответ, если ученик затрудняется ответить в течение 10 секунд, право ответа передается следующему. Например, 4х6=24; ученик отвечает: «Да», 6х4=26; ученик отвечает: «Нет».

Стимульный материал: 8х3=24; 4х5=20; 7х3=25; 9х4=36; 5х6=32; 4х6=24; 6х4=26; 7х8=56; 9х2=18; 2х8=18; 8х4=32; 8х5=35; 6х8=48; 6х6=36; 7х7=37; 3х2=6; 3х6=12; 4х8=36; 5х4=25; 5х7=30; 8х6=42; 4х4=16 и т.д.

Игровое упражнение «Назови соседей»

Тема: Внетабличное умножение и деление

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Закрепление знания ряда чисел

Игровые правила: Задания выдаются ученикам на цветных листах (1-й ряд – розовые, 2-й ряд – зеленые). В течение 20 секунд ученик должен выявить алгоритм числового ряда, заполнить клетки с многоточием. Затем ученики меняются листками с соседом по парте – взаимопроверка. Правильное решение оценивается знаком +, а неправильное – знаком минус в пустой клетке. Общая оценка выставляется в «экран успешности» учителем на следующий день.

Стимульный материал

1-й ряд

3

6

12

….

48

….

А х 2

2-й ряд

5

10

15

…..

25

…..

А + 5

Игровое упражнение «Какое число следующее?»

Тема: Внетабличное умножение и деление

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Знание рядов чисел

Игровые правила Задания выдаются ученикам на цветных листах (1-й ряд – розовые, 2-й ряд – зеленые). В течение 20 секунд ученик должен выявить алгоритм числового ряда, заполнить клетки с многоточием. Затем ученики меняются листками с соседом по парте – взаимопроверка. Правильное решение оценивается знаком +, а неправильное – знаком минус в пустой клетке. Общая оценка выставляется в «экран успешности» учителем на следующий день.

Стимульный материал

1-й ряд

2

6

10

14

18

….

А + 4

2-й ряд

4

7

10

13

16

…..

А + 3

Дидактическая игра «Остаток узнай – пословицу прочитай»

Тема: Деление с остатком

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Находить неизвестный компонент арифметического действия.

Игровые правила: Игра проводится на платформе «LearningApps», ученик решает примеры на деление с остатком и переводит по таблице число-остаток в букву. Решив все примеры, ученик читает пословицу.

Стимульный материал:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

52 : 8 = (4); 53 : 6 = (5); 87 : 9 = (6); 41 : 14 = (13); 99 : 10 = (9); 53 : 18 = (17);

59 : 20 = (19); 43 : 2 = (1); 72 : 15 = (13); 49 : 10 = (9);

56 : 20 =(16); 69 : 30 = (9); 77 : 20 = (17).

Picture 1

Дидактическая игра «Составь два двузначных числа»

Тема: Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Цель: Развивать гибкость и оригинальность воображения.

Дидактическая задача: Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа.

Игровые правила: Ученику нужно написать на листочках по два двузначных числа с условиями, чтобы не использовать 0 и 1; количество десятков первого числа должно было делиться на количество единиц второго числа. Ученики первого ряда передают свои листочки ученикам второго ряда для решения. Решая данные задачи, следовало количество десятков первого числа (Д1) разделить на количество единиц второго числа (Е2), потом результат умножить на количество единиц первого числа (Е1) и прибавить количество десятков второго числа (Д2). Один такой пример для образца один ученик решает на доске, остальные ученики решают на листках. Оценка выставляется учителем в «экран успешности» на следующий день.

Стимульный материал:

Пара чисел: 64; 32. Д1 = 6; Е2 = 2; Е1 = 4; Д2 = 3.

Образец вычисления: 6 : 2 х 4 + 3 = 15.

Дидактическая игра «Бабочки»

Тема: Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа

Игровые правила: На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

Стимульный материал

Рисунки бабочек и цветов.

Дидактическая игра «Составь задачу, реши задачу»

Тема: Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000

Цель: Развивать беглость, гибкость и оригинальность воображения. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа.

Дидактическая задача:.Составить задачу 1-му ряду на сложение и 2-му ряду вычитание в пределах тысячи. Решить задачи.

Игровые правила: Ученики первого ряда на розовой карточке, а ученики второго ряда на зеленой карточке составляют задачу, затем обмениваются карточками с соседом по парте для решения задачи. Два ученика работают у доски.

Стимульный материал

1-й ряд

Вася купил 190 граммов конфет, Коля купил 120 граммов конфет.

Сколько мальчики вместе купили конфет?

190 + 120 = 310 (г)

Ответ: 310 граммов конфет купили мальчики вместе.

2-й ряд

При взвешивании тележки с углем весы показали 630 кг. Тележка весит 80 кг.

Сколько угля привезли на тележке?

630 – 80 = 550 (кг)

Ответ: на тележке привезли 550 кг угля.

Подвижная дидактическая игра «Математический футбол».

Тема: Приемы письменных вычислений

Цель: Развивать беглость, гибкость и оригинальность воображения.

Дидактическая задача: Совершенствовать навыки приемов вычисления. Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения. Использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Игровые правила: Играют две команды. В ходе игры ученикам необходимо выбежать к доске взять мяч, где с обратной стороны написан пример, если ученик выполнил решение данного примера правильно, то значит забил один гол противоположной команде. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

Стимульный материал: Картинки ворот, мячей с примерами.

Shape1

642

+ 312

418

- 122

701

+ 113

136

- 78


Дидактическая игра «Быстро занять места»

Тема: Числа от 1 до 1000. Нумерация

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача Находить порядок расположения чисел.

Дидактические правила: На доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать стрелкой на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.

Стимульный материал: плакат с числами.

90

75

71

6Shape2 3

66

67

82

86

68

76

87

6Shape3 1

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Дидактическая игра» Белочка и грибы»

Тема: Числа от 1 до 1000. Нумерация

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Находить неизвестный компонент арифметического действия, числового ряда.

Игровые правила: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к белочке пару гриба с неизвестным компонентом числового ряда. Нужно навести курсор на нужный грибок и щёлкнуть.

Стимульный материал: Смарт-доска. На экране изображение белочки с арифметическим примером и гриба с числом.

99; 100; 101; 102; ?


Shape4

Shape5

Дидактическая игра «Назови соседей» (вариант)

Тема: Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Цель: Развивать гибкость и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Закрепление знания устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Игровые правила: Задания выдаются ученикам на цветных листах (1-й ряд – розовые, 2-й ряд – зеленые). В течение 20 секунд ученик должен выявить алгоритм числового ряда, заполнить клетки с многоточием. Затем ученики меняются листками с соседом по парте – взаимопроверка. Правильное решение оценивается знаком +, а неправильное – знаком минус в пустой клетке. Общая оценка выставляется в «экран успешности» учителем на следующий день.

Стимульный материал

1-й ряд

150

200

250

….

350

….

А + 50

2-й ряд

750

700

650

…..

550

…..

А - 50

Дидактическая игра «С листками календаря»

Тема: Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Цель: Развивать гибкость и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Структурировать материал, заполнять таблицы.

Игровые правила: Учитель выдает учениками по 5 листков календаря. Нужно заполнить таблицу.

Стимульный материал:

Ряд

Сколько дней с 12 апреля до важного события?

Всего дней в данном периоде?

1-й ряд

28 апреля

16 мая

24 мая

1 июня

10 июня

С 12 апреля

до 10 июня

2-й ряд

16 апреля

1 мая

16 мая

2 июня

10 июня

С 12 апреля

до 10 июня

Picture 7

Игровое упражнение «Загадай загадку, отгадай»

Тема: Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Цель: Развивать гибкость и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Структурировать материал, заполнять таблицы. Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения.

Игровые правила: Ученикам предлагают придумать загадки по схеме:

Стимульный материал:

Классификационный признак

Описание признака, сравнение

Рисунок, ответ

По форме как…

Круглое, как колесо

Рисунок, солнце

По цвету как…

Желтое, как лимон

Рисунок, солнце

По характеру (содержанию) как…

Яркое, как лампочка

Рисунок, солнце

Дидактическая игра «Зрительный диктант»

Тема: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Развивать пространственные представления.

Игровые правила: Учитель показывает карточки с числами и знаками арифметических действий. Ученики записывают в тетрадь ответы в двух столбиках: в первом – результат умножения, во втором – результат деления.

Стимульный материал:

100 х 3 =

300 : 3 =

222 х 4 =

500 : 10 =

Дидактическая игра «Арифметика для внимательных»

Тема: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Закрепление навыков устного счета.

Игровые правила: На карточке записаны числа по кругу, а в центре – знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Ученик должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ в течение 10 секунд. Остальные молча сигнализируют о правильности решения: 3 – ответил правильно за 10 секунд; 2 – ответил правильно за более, чем 10 секунд; 1 – ответил неправильно. В «экран успешности» заносится количество правильных ответов и время на обдумывание.

Стимульный материал: круги с числами и знаками действий, карточки с оценками: 3 – ответил правильно за 10 секунд; 2 – ответил правильно за более, чем 10 секунд; 1 – ответил неправильно.

Picture 5

72 33 45 28 16 77 44 65

+ - х :

41 64 11 2 17…3 81 13 11

Дидактическая игра» Белочка и грибы» (вариант)

Тема:: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление на однозначное число

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Сравнивать величины. Закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.

Игровые правила: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к белочке пару гриба с ответом на пример. Нужно навести курсор на нужный грибок и щёлкнуть.

Стимульный материал: Смарт-доска. На экране изображение белочки с арифметическим примером и гриба с числом.

99 : 3 = ?

Shape6

Shape7

Дидактическая игра «Назови соседей» (вариант)

Тема: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление в столбик

Цель: Развивать беглость, гибкость и оригинальность воображения. Сравнивать величины. Развивать пространственные представления.

Игровые правила: Задания выдаются ученикам на цветных листах (1-й ряд – розовые, 2-й ряд – зеленые). В течение 20 секунд ученик должен выявить алгоритм числового ряда, заполнить клетки с многоточием. Затем ученики меняются листками с соседом по парте – взаимопроверка. Правильное решение оценивается знаком +, а неправильное – знаком минус в пустой клетке. Общая оценка выставляется в «экран успешности» учителем на следующий день.

Стимульный материал

1-й ряд

17

34

68

….

272

….

А х 2

2-й ряд

999

333

….

37

….

А : 3

Игровое упражнение «Дорисуй»

Тема: Геометрические фигуры. Виды треугольников

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Закрепление знаний свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений). Классифицировать объекты.

Игровые правила: У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Стимульный материал:набор геометрических фигур.

Shape8

Shape9Shape12Shape10Shape11

Shape13

Shape14

Shape16Shape15

Shape17

Дидактическая игра «Волшебные треугольники»,

Тема: Геометрические фигуры. Виды треугольников

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений). Классифицировать объекты.

Игровые правила: Данная игра проводится по теме «Виды треугольников» на этапе закрепления полученных знаний. Обучающимся предлагается нарисовать что-либо, используя геометрические фигуры «Треугольники». Сначала предлагаем нарисовать предложенные варианты треугольников в тетради, и рядом изобразить их в зеркальном отражении. Затем ученикам предлагаем нарисовать что-либо, используя исключительно геометрические фигуры. В качестве стимульного материала предлагаем треугольники, прямоугольники, квадраты, круги. Игра проводится фронтально, в парах, каждый из обучающихся показывает, что он нарисовал. В результате проводится «конкурс» рисунков: ситуация соперничества способствует активации воображения и творческого мышления.

Стимульный материал:набор геометрических фигур.

Shape18

Shape19Shape22Shape20Shape21

Shape23

Shape24

Shape26Shape25

Shape27

Домик (из круга, квадрата, треугольника, прямоугольника)

Новогодняя елка (из треугольников, прямоугольника и кругов)

Picture 1

Дидактическая игра «Геометрический рисунок»

Тема: Геометрические фигуры. Виды треугольников

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений). Классифицировать объекты.

Игровые правила: Сравнить площади предложенных геометрических фигур. Отметить наибольшие и наименьшие площади. Ученикам предлагаем из предложенного набора геометрических фигур составить проработанный рисунок и назвать его.

Стимульный материал:набор геометрических фигур.

Shape28

Shape29Shape32Shape30Shape31

Shape33

Shape34

Shape36Shape35

Shape37

Дидактическая игра «Нарисуй прямоугольник с известным периметром»

Тема: Геометрические фигуры.

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений). Классифицировать объекты.

Игровые правила: Ученикам предлагается нарисовать в тетради прямоугольники с периметром 24 см. Оценивается в «экране успешности» правильность выполнения и количество вариантов.

Стимульный материал:

6

6

8

4

11

1


3

9


10

2


7

5


Дидактическая игра «Танграм»

Тема: Геометрические фигуры. Виды треугольников

Цель: Развивать беглость, гибкость, оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Конструировать прямоугольники, многоугольники, сравнивать по площади (наложением, сопоставлением числовых значений). Классифицировать объекты

Игровые правила: Игру «Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором».

Дидактическая игра имеет несколько вариантов решения и все они верны.

Танграм – игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ученик должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка….

Через несколько уроков и игр с танграмом, переходят к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно было использовать все 7 элементов головоломки, как на рисунке. Образец выполнения задания:

Например, квадрат одного размера разрезается на 7 одинаковых частей, и младшим школьникам дается задание по группам: составить из этих частей квадрат, прямоугольник, равнобедренный треугольник, трапецию. Так как все части используются в новой фигуре, ученики делают вывод, что площади фигур равны и знакомятся с равновеликими фигурами.

Стимульный материал:

Дидактическая игра «Пустые окошки»

Тема: Умножение и деление в пределах 1000.

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача:

Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения.

Игровые правила: Данная дидактическая игра раздается ученикам на карточках, на которых напечатаны три колонки примеров с пропусками «окошками» (в учебнике по математике присутствуют такого рода задания). Ученики должны заполнить «пустые окошки». Ученикам предоставляется два варианта, чтобы избежать списывания.

Стимульный материал:

1-й вариант

428 : 4 = …

102 х …. = 408

… : 7 = 16

107

4

112

2-й вариант

316 : 4 = …

112 х ….. = 336

…. : 5 = 25

79

3

125

Дидактическая игра «Подбери по форме»

Тема: Умножение и деление в пределах 1000.

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения.

Игровые правила: Ученики получают набор геометрических фигур, на которых напечатаны примеры на умножение и деление в пределах 1000. Нужно выбрать такие же фигуры с правильным ответом.

Стимульный материал: 2 набора геометрических фигур. На карточках первого набора напечатаны примеры. На карточках второго набора – ответы.

Пример Неверные ответы Правильный ответ

366:6

122

88

61


Дидактическая игра «Найди и раскрась»

Тема: Повторение «Умножение и деление в пределах 1000»

Цель: Развивать оригинальность воображения.

Дидактическая задача: Структурировать информацию. Выполнять действия по алгоритму.

Игровые правила: Игра используется на уроке повторения темы «Умножение и деление в пределах 1000», на этапе актуализации знаний. Данное задание раздается ученикам на листочках, на которых расчерчена таблица с примерами и квадрат с клеточками, в которых записаны числа. Ученикам нужно вначале решить примеры и записать ответы в предоставленную на листочках таблицу, каждому числу соответствовал определенный цвет (голубой, фиолетовый или желтый). После решения примеров и занесения ответов в таблицу, ученикам предлагается найти свои ответы в квадрате с числами и разукрасить клеточки в соответствии с инструкцией. В результате у учеников должна получиться картинка «утка», что и является показателем правильного выполнения дидактической игры «Найди и раскрась».

Стимульный материал: Раздаточные карточки

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Тема: Повторение «Умножение и деление в пределах 1000»

Цель: Развивать беглость и гибкость воображения.

Дидактическая задача: Структурировать информацию. Выполнять действия по алгоритму.

Игровые правила: Игра используется на уроке повторения темы «Умножение и деление в пределах 1000», на этапе актуализации знаний. Данное задание раздается ученикам на карточках, на которых расчерчена таблица с примерами и квадрат с клеточками, в которых записаны числа. Ученикам нужно вначале решить примеры и найти ответы в предоставленной на листочках таблице, раскрашивая найденные клеточки. Оставшаяся клеточка – свой домик остается нераскрашенным.

Стимульный материал:

26 х 10

240 : 10

12 х 11

990 : 22

42 х 5

125 : 5

17 х 12

544 : 34

33 х 2

700 : 7

36 х 13

260

66

25

45

204

210

48

100

24

468

132

16

Дидактическая игра «Составь задачу»

Тема: Текстовые задачи. Задачи на понимание смысла арифметических действий.

Цель: Развивать оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Планирование хода решения задач арифметическим способом. Выбирать верное направление математических задач.

Игровые правила: Ученикам предлагается составить текст задачи, решением которой будет арифметическое действие, которое приведено на карточке.

Задачи могут быть разных видов: задачи, составленные по рисунку, краткой записи, схеме; задачи, составленные по выражению. Иногда к одному и тому же выражению можно составить задачи разных видов; задачи на заданную тему, например, со сказочным содержанием, веселая задача, задача о технике, задача о здоровом образе жизни и т.п. Задачи обязательно должны были быть интересными, чтобы другим ученикам захотелось их решать.

Стимульный материал:

Составьте задачу на деление с остатком про белочек с орешками.

361 : 36 = 10 (1)


Пример задачи: «Мама-белочка запасла на зиму в дупло много орешков. Летом оказалось, что 361 орешек остался, а уже можно запасать свежие орешки. Мама-белочка решила угостить орешками чужих бельчат и пригласила всех к себе в гости. Бельчат оказалось 36 штук. По сколько орешков раздала Мама-белочка каждому бельчонку? Остались ли еще орешки?» Ответ: каждому бельчонку досталось по 10 орешков. Остался один лишний орешек – один в остатке.

Дидактическая игра «Реши задачу»

Тема: Текстовые задачи. Задачи на понимание смысла арифметических действий.

Цель: Развивать гибкость, оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Планирование хода решения задач арифметическим способом. Выбирать верное решение математических задач.

Игровые правила: С помощью логического рассуждения нужно решить задачу арифметическим способом.

Стимульный материал: Задача на карточке.

Текст задачи


Игровое упражнение «Проверь решение задачи разными способами»

Тема: Проверка решения задачи

Цель: Развивать беглость, гибкость, оригинальность и разработанность (тщательность) воображения.

Дидактическая задача: Распознавать верные и неверные утверждения, строить логические рассуждения.

Игровые правила: Решить задачу и проверить решение разными способами.

Стимульный материал: Задача на карточке, варианты решения задачи.

«Экран успешности»

Имя ученика

«Да, нет»

Другие игровые упражнения и игры

……….

Всего баллов

Успешность

Дата

Итог

Кол-во ответов

Оценка

1-й ряд

13

Имя

3

Имя

2

……

2-й ряд

9

Имя

1

…..

Выделение цветом

Ученики первого ряда, оценка группы первого ряда

Ученики второго ряда, оценка группы второго ряда

Молодец, ряд-победитель

Еще немного надо повторить… Можешь лучше

Не отчаивайся. Поиграй еще в эту игру дома, повтори

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный комплекс разработан с учетом дидактических принципов: - учета возрастных особенностей и доступности – подбирали дидактические игры и игровые упражнения в соответствии с пройденным материалом по математике учениками 3 класса; - систематичности и последовательности – игры и игровые упражнения сведены в организованный комплекс «Учись, играя», в котором прослеживается связь игр с темами программы 3 класса по математике; - научности – в играх и игровых упражнениях использовали специфическую математическую терминологию; - наглядности – к каждой дидактической игре предварительно был подобран стимульный материал, красочные листочки для записи задач, дублирование решений на доске учителем или одним из учеников; - сознательности и активности – старались заинтересовать и задействовать в игре каждого ученика, для этого использовали элементы соревновательности; - принципа творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности младших школьников. Дидактические игры для уроков математики по дидактической системе «Школа России», с целью развития воображения детей 3 класса подобраны в соответствии с темами уроков учебника «Математика 3 класс. В 2 ч.» под редакцией М.И. Моро.
0 ₽
В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работы и изменения стереотипов организации учебного процесса. Младший школьный возраст – это ответственный этап в развитии полноценной личности. Его особенностью является присоединение к учебной деятельности. При этом необходимо развивать воображение обучающихся, поскольку оно во многом обуславливает успешность ребенка в обучении.
0 ₽
Цель исследования: выявление и научное обоснование психолого-педагогической сущности и педагогических условий развития воображения у младших школьников средствами игры в процессе обучения математике. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом; беседа с учителем начальных классов; методика «Вербальная фантазия», тест «Круги», «Дорисовывание фигур», «Скульптура»; методы математической обработки эмпирических исследований. Результат: разработан и апробирован комплекс дидактических игр и игровых упражнений по математике, направленных на развитие воображения. Выводы: в опытно-экспериментальной работе выявлена положительная динамика в уровнях развития воображения у младших школьников. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения со среднего до высокого. Один ученик (9%) повысил свой уровень воображения с низкого до среднего. Соответственно количество младших школьников с низким уровнем сократилось на двоих (18%). Результаты отличаются не кардинально, т.к. невозможно за короткое время все развить. Подтверждена состоятельность выдвинутой нами гипотезы, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
0 ₽