Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Статья "Особенности работы классного руководителя с детьми с ОВЗ"

Статья "Особенности работы классного руководителя с детьми с ОВЗ"

0 подписчиков
Воспитательная система - это целостный организм. Она строится на основе анализа и направлена на развитие коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотического, духовно-нравственного и экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тихонова Татьяна Анатольевна, учитель биологии, географии, истории

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург

Воспитательная система – есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система работы с детьми с ОВЗ строится на основе анализа и направлена на развитие коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, а также внедрение современных педагогических технологий в воспитательный процесс. Основой воспитательной работы с детьми с ОВЗ является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся. Таким образом, организованное взаимодействие детей с ОВЗ и учителя становится первостепенным приоритетом педагогической деятельности классного руководителя коррекционной школы 8 вида и определяет следующие направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Формирование нравственных основ личности и духовной культуры;

  • Формирование стремления к здоровому образу жизни и активизация школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях;

  • Профилактическая работа с учащимися группы риска, работа по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей;

  • Развитие новых подходов к вовлечению родителей в процесс воспитания и образования детей;

  • Взаимодействие школы и социума.

Целью системы воспитательной работы является социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, их приспособление к самостоятельной жизни. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для учащихся с ОВЗ необходимо создать такую атмосферу, в которой им будет комфортно и уютно.

Воспитательная работа строится с позиций личностного развития учащихся на основе системного подхода. Данный подход является актуальным и перспективным.

Мероприятия планирую по следующим направлениям развития личности:

- в помощь учебе;

- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

(ухаживаем за памятником участникам ВОВ несколько лет: расчищаем территорию, посадка цветов, уход за всходами);

- спортивно-оздоровительное воспитание (посещают все кружки и секции);

- трудовое воспитание (всемерная помощь школе, «10000 добрых дел», в классе всё ремонтируем сами, работа по благоустройству школьного двора и пр.);

- художественно-эстетическое воспитание (посещение театров, музеев, встреч с интересными людьми, походов и пр.);

- профилактическая деятельность по безопасности учащихся (встречи с медицинскими работниками, занятия по противопожарной безопасности, профилактические беседы с работниками милиции и пр.);

- работа с детьми «группы риска» (в основном, профилактическая работа).

Воспитательная работа по этим направлениям осуществляется через создание различных программ.

Отбор видов деятельности, средствами которых обеспечивается реализация поставленных целей, зависит от возраста и интересов учащихся с ОВЗ, от традиций школы и окружающего социума. По данным направлениям воспитательной работы разработано большое количество мероприятий.

Задачи, стоящие перед специальной коррекционной школой решаются следующим образом:

- моделирование жизненных ситуаций в социуме;

- создание банка данных коллективных дел: («Неделя экологии», праздники и тематические линейки и пр.);

- выполнение общественно-значимых дел (Акция «Живая память», «День космонавтики», участие в детской организации «Дружба» и пр.);

- установление связи с внешней средой (Екатеринбургский экономико-технологический колледж, ГБОУ СПО СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», Свердловский областной техникум дизайна и сервиса», городская служба занятости и пр.);

Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы объективен, реален и выполним, создает базу для роста творческой активности детей. Деятельность направлена на сплочение детского коллектива, организацию жизни и быта школьников, воспитание сознательной дисциплины и заботу об активном досуге и отдыхе учащихся. Только за истекший период с 2015 по 2016 учебный год мы посетили 5 различных музеев города, 6 театральных постановок, 3 кинофильма, фотовыставки и дворец молодежи, ярмарки, работали по благоустройству Успенского собора и пр.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы 8 вида имеет негативный социальный опыт, они отличаются от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации детей с ОВЗ, низкий потенциал их жизненной самореализации.

Учитывая это, необходимо создавать специально организованную среду, способствующую формированию у детей социально значимых качеств и

ценностных ориентаций. Правильно построить воспитательный процесс в специальной коррекционной школе 8 вида непросто. Он должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

- разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

Работая с данными детьми, я руководствуюсь:

- мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;

- учитываю особенности характера и недостатки ребенка;

- изучаю структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;

- постоянно наблюдаю, отслеживаю динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков,

возможностей и способностей (дневник классного руководителя, мониторинги и пр.).

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

организационно-координирующую деятельность:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками и другими специалистами;

- учет и стимулирование разнообразной деятельности (все учащиеся класса посещают кружки и секции);

- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся.

Коммуникативную деятельность:

- регулирование межличностных отношений между учащимися;

- установление субъект-объектных отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи учащимся в формировании коммуникативных навыков.

Аналитико-прогностическую деятельность:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

В соответствии со своими функциями я отбираю формы работы с обучающимися с ОВЗ:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения; оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

- групповые ( советы дел, творческие группы и др.);

- коллективные (коллективные дела, конкурсы, творческие недели, линейки, концерты, походы и пр.).

Осуществляя воспитательную работу, я выполняю:

- коррекционно-развивающую работу с учащимися класса;

- индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к

«группе риска»; работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий;

- просветительскую работу для родителей, законных представителей.

В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, я организуя встречи с родителями, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказываю помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследую социально-бытовые условия.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту. Для успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы ребенка по возрасту, быть информированным по современным технологиям о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной работы, владеть современными технологиями воспитания.

Важно создавать ситуацию успеха у ребенка, проводить работу по ликвидации пробелов в поведении и обучении, привлекать ребенка к коллективной деятельности. Так с учащимися выпускного класса мы создавали портфолио, начиная с 6 класса, где отмечали все дела и достижения учащихся, результаты проведенных тестов, анализ этих результатов и обсуждение жизненных приоритетов, которые менялись от класса к классу.

Осуществляли мы и профориентационную работу, так как учащиеся выбирали свой дальнейший жизненный путь. С этой целью мы посещали городской центр занятости, где познакомились с работой центра и научились правильному оформлению на работу и решению ряда проблем, связанных с трудоустройством. Дети приняли участие в тестировании выбора профессии, где показали отличные знания в этой области. Шесть учащихся моего класса приняли участие в конкурсе «Славим человека труда», проводимом Центром занятости. Все получили прекрасные отзывы и дипломы участников конкурса.

Вместе с учащимися мы посетили Дни открытых дверей, которые проводили учебные заведения, в которых могут обучаться и получать профессию наши дети.

«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П.Кащенко.[3].

Литература

  1. «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005г.

  2. «Система образования для детей с проблемами здоровья» под ред. Л.Е.Курнешовой. Центр «Школьная книга», 2008 г.

  3. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. «Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. – М., 1929.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья посвящена актуальности формирования экологической культуры обучающихся на уроках биологии, географии и во внеурочной деятельности. В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания, что становится основой экологически ориентированного поведения обучающихся с ОВЗ.
0 ₽
Презентации по истории для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6 - 9 классах. Эти презентации предназначены для учителей, кому не хватает времени для разработки презентаций для уроков или нет интернета в классе.
0 ₽
Презентации для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья. Предназначены для учителей, кто не успевает создавать презентации или в классе нет интернета. Все презентации составлены в соответствии с учебным материалом по истории для 7 класса.
0 ₽