«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тихонова Татьяна Анатольевна, учитель биологии, географии, истории
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург
Воспитательная система – есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система работы с детьми с ОВЗ строится на основе анализа и направлена на развитие коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, а также внедрение современных педагогических технологий в воспитательный процесс. Основой воспитательной работы с детьми с ОВЗ является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся. Таким образом, организованное взаимодействие детей с ОВЗ и учителя становится первостепенным приоритетом педагогической деятельности классного руководителя коррекционной школы 8 вида и определяет следующие направления воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры;
Формирование стремления к здоровому образу жизни и активизация школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях;
Профилактическая работа с учащимися группы риска, работа по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей;
Развитие новых подходов к вовлечению родителей в процесс воспитания и образования детей;
Взаимодействие школы и социума.
Целью системы воспитательной работы является социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, их приспособление к самостоятельной жизни. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для учащихся с ОВЗ необходимо создать такую атмосферу, в которой им будет комфортно и уютно.
Воспитательная работа строится с позиций личностного развития учащихся на основе системного подхода. Данный подход является актуальным и перспективным.
Мероприятия планирую по следующим направлениям развития личности:
- в помощь учебе;
- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание
(ухаживаем за памятником участникам ВОВ несколько лет: расчищаем территорию, посадка цветов, уход за всходами);
- спортивно-оздоровительное воспитание (посещают все кружки и секции);
- трудовое воспитание (всемерная помощь школе, «10000 добрых дел», в классе всё ремонтируем сами, работа по благоустройству школьного двора и пр.);
- художественно-эстетическое воспитание (посещение театров, музеев, встреч с интересными людьми, походов и пр.);
- профилактическая деятельность по безопасности учащихся (встречи с медицинскими работниками, занятия по противопожарной безопасности, профилактические беседы с работниками милиции и пр.);
- работа с детьми «группы риска» (в основном, профилактическая работа).
Воспитательная работа по этим направлениям осуществляется через создание различных программ.
Отбор видов деятельности, средствами которых обеспечивается реализация поставленных целей, зависит от возраста и интересов учащихся с ОВЗ, от традиций школы и окружающего социума. По данным направлениям воспитательной работы разработано большое количество мероприятий.
Задачи, стоящие перед специальной коррекционной школой решаются следующим образом:
- моделирование жизненных ситуаций в социуме;
- создание банка данных коллективных дел: («Неделя экологии», праздники и тематические линейки и пр.);
- выполнение общественно-значимых дел (Акция «Живая память», «День космонавтики», участие в детской организации «Дружба» и пр.);
- установление связи с внешней средой (Екатеринбургский экономико-технологический колледж, ГБОУ СПО СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», Свердловский областной техникум дизайна и сервиса», городская служба занятости и пр.);
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы объективен, реален и выполним, создает базу для роста творческой активности детей. Деятельность направлена на сплочение детского коллектива, организацию жизни и быта школьников, воспитание сознательной дисциплины и заботу об активном досуге и отдыхе учащихся. Только за истекший период с 2015 по 2016 учебный год мы посетили 5 различных музеев города, 6 театральных постановок, 3 кинофильма, фотовыставки и дворец молодежи, ярмарки, работали по благоустройству Успенского собора и пр.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы 8 вида имеет негативный социальный опыт, они отличаются от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации детей с ОВЗ, низкий потенциал их жизненной самореализации.
Учитывая это, необходимо создавать специально организованную среду, способствующую формированию у детей социально значимых качеств и
ценностных ориентаций. Правильно построить воспитательный процесс в специальной коррекционной школе 8 вида непросто. Он должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
- разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ;
- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
Работая с данными детьми, я руководствуюсь:
- мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
- учитываю особенности характера и недостатки ребенка;
- изучаю структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
- постоянно наблюдаю, отслеживаю динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков,
возможностей и способностей (дневник классного руководителя, мониторинги и пр.).
Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:
организационно-координирующую деятельность:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками и другими специалистами;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности (все учащиеся класса посещают кружки и секции);
- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся.
Коммуникативную деятельность:
- регулирование межличностных отношений между учащимися;
- установление субъект-объектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи учащимся в формировании коммуникативных навыков.
Аналитико-прогностическую деятельность:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
В соответствии со своими функциями я отбираю формы работы с обучающимися с ОВЗ:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения; оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые ( советы дел, творческие группы и др.);
- коллективные (коллективные дела, конкурсы, творческие недели, линейки, концерты, походы и пр.).
Осуществляя воспитательную работу, я выполняю:
- коррекционно-развивающую работу с учащимися класса;
- индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к
«группе риска»; работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий;
- просветительскую работу для родителей, законных представителей.
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, я организуя встречи с родителями, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказываю помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследую социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту. Для успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы ребенка по возрасту, быть информированным по современным технологиям о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной работы, владеть современными технологиями воспитания.
Важно создавать ситуацию успеха у ребенка, проводить работу по ликвидации пробелов в поведении и обучении, привлекать ребенка к коллективной деятельности. Так с учащимися выпускного класса мы создавали портфолио, начиная с 6 класса, где отмечали все дела и достижения учащихся, результаты проведенных тестов, анализ этих результатов и обсуждение жизненных приоритетов, которые менялись от класса к классу.
Осуществляли мы и профориентационную работу, так как учащиеся выбирали свой дальнейший жизненный путь. С этой целью мы посещали городской центр занятости, где познакомились с работой центра и научились правильному оформлению на работу и решению ряда проблем, связанных с трудоустройством. Дети приняли участие в тестировании выбора профессии, где показали отличные знания в этой области. Шесть учащихся моего класса приняли участие в конкурсе «Славим человека труда», проводимом Центром занятости. Все получили прекрасные отзывы и дипломы участников конкурса.
Вместе с учащимися мы посетили Дни открытых дверей, которые проводили учебные заведения, в которых могут обучаться и получать профессию наши дети.
«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П.Кащенко.[3].
Литература
«Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005г.
«Система образования для детей с проблемами здоровья» под ред. Л.Е.Курнешовой. Центр «Школьная книга», 2008 г.
Кащенко В.П., Мурашов Г.В. «Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. – М., 1929.