Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Биология
  3. Статья "Особенности работы классного руководителя с детьми с ОВЗ"

Статья "Особенности работы классного руководителя с детьми с ОВЗ"

0 подписчиков
Воспитательная система - это целостный организм. Она строится на основе анализа и направлена на развитие коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотического, духовно-нравственного и экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тихонова Татьяна Анатольевна, учитель биологии, географии, истории

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург

Воспитательная система – есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система работы с детьми с ОВЗ строится на основе анализа и направлена на развитие коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, а также внедрение современных педагогических технологий в воспитательный процесс. Основой воспитательной работы с детьми с ОВЗ является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся. Таким образом, организованное взаимодействие детей с ОВЗ и учителя становится первостепенным приоритетом педагогической деятельности классного руководителя коррекционной школы 8 вида и определяет следующие направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Формирование нравственных основ личности и духовной культуры;

  • Формирование стремления к здоровому образу жизни и активизация школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях;

  • Профилактическая работа с учащимися группы риска, работа по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей;

  • Развитие новых подходов к вовлечению родителей в процесс воспитания и образования детей;

  • Взаимодействие школы и социума.

Целью системы воспитательной работы является социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, их приспособление к самостоятельной жизни. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для учащихся с ОВЗ необходимо создать такую атмосферу, в которой им будет комфортно и уютно.

Воспитательная работа строится с позиций личностного развития учащихся на основе системного подхода. Данный подход является актуальным и перспективным.

Мероприятия планирую по следующим направлениям развития личности:

- в помощь учебе;

- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

(ухаживаем за памятником участникам ВОВ несколько лет: расчищаем территорию, посадка цветов, уход за всходами);

- спортивно-оздоровительное воспитание (посещают все кружки и секции);

- трудовое воспитание (всемерная помощь школе, «10000 добрых дел», в классе всё ремонтируем сами, работа по благоустройству школьного двора и пр.);

- художественно-эстетическое воспитание (посещение театров, музеев, встреч с интересными людьми, походов и пр.);

- профилактическая деятельность по безопасности учащихся (встречи с медицинскими работниками, занятия по противопожарной безопасности, профилактические беседы с работниками милиции и пр.);

- работа с детьми «группы риска» (в основном, профилактическая работа).

Воспитательная работа по этим направлениям осуществляется через создание различных программ.

Отбор видов деятельности, средствами которых обеспечивается реализация поставленных целей, зависит от возраста и интересов учащихся с ОВЗ, от традиций школы и окружающего социума. По данным направлениям воспитательной работы разработано большое количество мероприятий.

Задачи, стоящие перед специальной коррекционной школой решаются следующим образом:

- моделирование жизненных ситуаций в социуме;

- создание банка данных коллективных дел: («Неделя экологии», праздники и тематические линейки и пр.);

- выполнение общественно-значимых дел (Акция «Живая память», «День космонавтики», участие в детской организации «Дружба» и пр.);

- установление связи с внешней средой (Екатеринбургский экономико-технологический колледж, ГБОУ СПО СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», Свердловский областной техникум дизайна и сервиса», городская служба занятости и пр.);

Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы объективен, реален и выполним, создает базу для роста творческой активности детей. Деятельность направлена на сплочение детского коллектива, организацию жизни и быта школьников, воспитание сознательной дисциплины и заботу об активном досуге и отдыхе учащихся. Только за истекший период с 2015 по 2016 учебный год мы посетили 5 различных музеев города, 6 театральных постановок, 3 кинофильма, фотовыставки и дворец молодежи, ярмарки, работали по благоустройству Успенского собора и пр.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы 8 вида имеет негативный социальный опыт, они отличаются от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации детей с ОВЗ, низкий потенциал их жизненной самореализации.

Учитывая это, необходимо создавать специально организованную среду, способствующую формированию у детей социально значимых качеств и

ценностных ориентаций. Правильно построить воспитательный процесс в специальной коррекционной школе 8 вида непросто. Он должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

- разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

Работая с данными детьми, я руководствуюсь:

- мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;

- учитываю особенности характера и недостатки ребенка;

- изучаю структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;

- постоянно наблюдаю, отслеживаю динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков,

возможностей и способностей (дневник классного руководителя, мониторинги и пр.).

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

организационно-координирующую деятельность:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками и другими специалистами;

- учет и стимулирование разнообразной деятельности (все учащиеся класса посещают кружки и секции);

- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся.

Коммуникативную деятельность:

- регулирование межличностных отношений между учащимися;

- установление субъект-объектных отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи учащимся в формировании коммуникативных навыков.

Аналитико-прогностическую деятельность:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

В соответствии со своими функциями я отбираю формы работы с обучающимися с ОВЗ:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения; оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

- групповые ( советы дел, творческие группы и др.);

- коллективные (коллективные дела, конкурсы, творческие недели, линейки, концерты, походы и пр.).

Осуществляя воспитательную работу, я выполняю:

- коррекционно-развивающую работу с учащимися класса;

- индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к

«группе риска»; работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий;

- просветительскую работу для родителей, законных представителей.

В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, я организуя встречи с родителями, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказываю помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследую социально-бытовые условия.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту. Для успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы ребенка по возрасту, быть информированным по современным технологиям о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной работы, владеть современными технологиями воспитания.

Важно создавать ситуацию успеха у ребенка, проводить работу по ликвидации пробелов в поведении и обучении, привлекать ребенка к коллективной деятельности. Так с учащимися выпускного класса мы создавали портфолио, начиная с 6 класса, где отмечали все дела и достижения учащихся, результаты проведенных тестов, анализ этих результатов и обсуждение жизненных приоритетов, которые менялись от класса к классу.

Осуществляли мы и профориентационную работу, так как учащиеся выбирали свой дальнейший жизненный путь. С этой целью мы посещали городской центр занятости, где познакомились с работой центра и научились правильному оформлению на работу и решению ряда проблем, связанных с трудоустройством. Дети приняли участие в тестировании выбора профессии, где показали отличные знания в этой области. Шесть учащихся моего класса приняли участие в конкурсе «Славим человека труда», проводимом Центром занятости. Все получили прекрасные отзывы и дипломы участников конкурса.

Вместе с учащимися мы посетили Дни открытых дверей, которые проводили учебные заведения, в которых могут обучаться и получать профессию наши дети.

«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П.Кащенко.[3].

Литература

  1. «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005г.

  2. «Система образования для детей с проблемами здоровья» под ред. Л.Е.Курнешовой. Центр «Школьная книга», 2008 г.

  3. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. «Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. – М., 1929.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья посвящена актуальности формирования экологической культуры обучающихся на уроках биологии, географии и во внеурочной деятельности. В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания, что становится основой экологически ориентированного поведения обучающихся с ОВЗ.
0 ₽
Презентации по истории для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6 - 9 классах. Эти презентации предназначены для учителей, кому не хватает времени для разработки презентаций для уроков или нет интернета в классе.
0 ₽
Презентации для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья. Предназначены для учителей, кто не успевает создавать презентации или в классе нет интернета. Все презентации составлены в соответствии с учебным материалом по истории для 7 класса.
0 ₽