«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр».
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить».
Э. Жак – Далькроз.
Одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность – это чувство ритма. Ритм в музыке – эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно- смысловая категория. Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года, тиканье часов – все ритмично. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Немецкий педагог, композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений, согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме.
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо.
Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Н. Александровой, Е.В. Коноровой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым.
Музыкальные игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Представленные музыкально – дидактические игры, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Игры имеют следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, оборудование, ход игры,
Игры предназначены для многоцелевого использования: воспитателями детского сада, музыкальными руководителями, родителями для организации совместной музыкальной деятельности детей. Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников, музыкальным руководителям.
Музыкально – дидактические игры
«Веселые подружки»
Цель: развитие у детей чувства ритма, умения передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной мелодией.
Игровой материал: плоские фигурки сказочных персонажей из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле, матрешки, деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Светит месяц»
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и хотят вас научить.
Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в руки кубики, отхлопать ритм ладошками или протопать ногами. Ритмы также могут демонстрироваться детям на фортепиано).
«Лесная прогулка»
Цель: расширение представлений детей о звучании инструментов (барабана, бубна, металлофона), развитие умения слышать музыку и ритм мелодии.
Игровой материал: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металофон), домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Педагог играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
«К нам гости пришли»
Цель: развитие умения соотносить ритмический рисунок мелодии с движениями.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши. Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
«Зайцы»
Цель: развитие музыкального слуха, умения определять характер музыки.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).
Музыкальное сопровождение: В. А. Моцарт «Колыбельная», любая р.н.мелодия.
Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.
«Петушок»
Цель: расширение представлений детей о длительности звучания звуков
Игровой материал: большой и маленький петушок.
Ход игры: Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка – длинным движением.
«Тук-тук молотком»
Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
Ход игры: выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.
Педагог поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Педагог должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.
Как усложнение:
1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
партию по строчкам песни;
2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й – палочкой по треугольнику.
«Передай ритм»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть Педагог. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.
«Ритмические полоски»
Цель:реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать ритмический слух.
Развивать умение воспроизводить ритм с помощью детских музыкальных инструментов и звучащих жестов ( хлопков в ладоши, по коленям, щелчков и т.д.)
Ход игры: Дети выбирают одну из карточек. Затем проигрывают на музыкальном инструменте или с помощью звучащих жестов. Музыкальный руководитель или воспитатель напоминает детям, что маленькая полоска – звук короткий, большая – долгий, длинный.