«Взаимосвязь уровня тревожности и учебной успеваемости у подростков»
Катревич Нина Петровна
педагог-психолог;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»;
Россия, город Ульяновск.
E-mail:
В настоящее время уровень тревожности подростков значимо повышается. Тревога является психическим состоянием, возникающем в следствие воздействия на организм стрессогенных факторов, которые индивид определят для себя как потенциально опасные. В соответствие с интенсивностью влияния таких стрессогенных факторов, сам уровень тревожности может либо возрастать, либо снижаться. Это выражается в повышенном беспокойстве детей, раздражительности, а также в их эмоциональной неустойчивости.
Подростковый возраст – период активного психофизиологического развития и перестройки социальной активности ребёнка. Поэтому на повышение уровня тревожности в этот период возраста могут повлиять различные факторы: осуждения со стороны как сверстников, так и взрослых, личные неудачи в определённой деятельности, неуверенность в своих возможностях [1].
Также значимым фактором повышения уровня тревожности может выступать школьное обучение, поскольку подросток большую часть времени проводит в школе, где требуется проявление не только коммуникативных навыков, но и интеллектуальных способностей ребёнка [2].
Проблемы взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости подростков, в ходе которых повышенный уровень тревожности могут испытывать неуспевающие ученики, поскольку они подвержены осуждению со стороны взрослых, неопределенностью их будущего в плане дальнейшего обучения. Но в то же время ученики, имеющие прекрасные результаты в учебной деятельности, могут иметь высокий уровень тревожности из-за страха получить плохую отметку, а также желания быть лучше, чем их сверстники. Поскольку изменение методов школьного обучения, роли факторов и агентов социализации, введение новых информационных технологий повлияло на подростков [2].
А.М. Прихожан рассматривает тревожность в качестве эмоционально состояния, которое может сохраняться достаточно длительное время. Тревожность возникает на двух уровнях – психологическом и физиологическом. Если рассматривать физиологический уровень, то тревожность может проявиться в повышенном пульсе, учащённом дыхании, повышении давления. На психологическом уровне – некое напряжение, чувство неопределённости, которые может быть вызвано приближающейся опасностью [1].
Чаще всего тревожность рассматривают как негативное образование, которое препятствует индивиду успешно адаптироваться в ситуации и ведёт к полной дезорганизации деятельности. Но в таком ключе тревожность можно рассматривать, только если она находится на высоком уровне. Поскольку тревожность является неким предупреждением об опасности, то при возникновении трудностей на пути к цели она позволяет мобилизироваться силы, чтобы успешно достичь желаемого результата. Соответственно, тревожность, которая находится на оптимальном уровне, просто необходима для успешной адаптации к действительности. В таком случает и полное отсутствие тревожности будет является негативным фактором адаптации. Поскольку в случае опасности тревожность как некий сигнал – предупреждение об угрозе не сработает, что вызовет негативные последствия для индивида, которые будут препятствовать оптимальному развитию и продуктивной деятельности. [3].
В подростковом возрасте тревожность может возникать в разных сферах жизни ребёнка. Данный период считается диспропорциональным в развитии. Половое созревание вносит определённые изменение в физические особенности подростка. Это порождает повышенное внимание к своему телу и к его особенностям, и зачастую приводит к преувеличению своих физических недостатков. А любая попытка осуждения или выражения мнения со стороны окружающих приводит к острой реакции самого подростка, которая может быть выражена в качестве протеста, негативизма или сильной обиды. Но большое значение в повышенном внимании к своему телу также играет и новая социальная роль для подростка. Высокий уровень тревожности негативно влияет на межличностные отношения, поскольку такие подростки часто имеют низкий социальный статус и становятся изолированными. Несмотря на то, что мнение окружающих может вызвать у подростка очень бурные эмоции, оно играет важную роль в формировании у подростка самооценки. И в этом случае повышенный уровень тревожности и насмешки со стороны окружающих могут привести к неадекватно заниженной самооценки у подростка, что также повлияет на его дальнейшее формирование личности. В следствие появления значительных физических изменений во внешности, подросток начинает сравнивать себя со сверстниками, что может привести как к переживанием, так и к депрессивным состояниям [3].
Было проведено исследование, целью которого является выявление взаимосвязи между уровнем тревожности и учебной успеваемостью у подростков.
Всего в исследовании приняли участие 47 человек, из них 26 девочек и 23 мальчика в возрасте от 13 до 14 лет.
В эмпирическом исследовании для решения поставленных задач была использована психодиагностическая методика: «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
Полученные результаты представлены в таблице 1:
Уровни Шкалы | Высокий уровень | Немного повышенный уровень | Нормальный уровень | Чрезмерное спокойствие |
Школьная тревожность | 2% | 13% | 70% | 15% |
Самооценочная тревожность | 2% | 6% | 64% | 28% |
Межличностная тревожность | 0% | 9% | 74% | 17% |
Общий уровень тревожности | 0% | 9% | 66% | 25% |
Исходя из результатов диагностики уровня тревожности у подростков по каждой шкале преобладает нормальный уровень тревожности. Такой уровень тревожности необходим подросткам для успешного приспособления к действительности.
Чрезмерное спокойствие наблюдается у большего количества испытуемых, чем немного повышенный уровень тревожности. Чрезмерное спокойствие может свидетельствовать о нечувствительности к неблагополучию, которая может препятствовать формированию личности. Подросток не пропускает в своё сознание негативный опыт, при этом его эмоциональное неблагополучие сохраняется из-за неадекватного отношения к действительности. Это может негативно влиять на продуктивную деятельность подростка, в том числе и на школьное обучение.
Высоким уровень тревожности обладает меньшее количество испытуемых: школьная тревожность – 2%, самооценочная тревожность – 2%. Такой уровень тревожности может возникать вследствие реального неблагополучия подростка в значимой деятельности, либо может быть вызвана определённым личностным конфликтом, нарушениями самооценки. Подростки, которые учатся на «отлично» могут испытывать данный уровень тревожности вследствие конфликта самооценки, а именно противоречие между неуверенностью в себе и высоким уровнем притязаний.
Исходя из анализа результатов диагностики уровня тревожности высокий уровень у подростков по шкалам межличностная тревожность и общий уровень тревожности отсутствует.
Таким образом, тревожность не всегда может оказывать негативное влияние на подростка. Нормальный уровень тревожности просто необходим для эффективного выполнения деятельности, поскольку тревожность позволяет мобилизировать силы, и в случае реальной угрозы быть готовым справиться с возникающими трудностями. При появлении волнения, переживания и беспокойства из-за предстоящих сложностей у подростка, желание поскорее избавиться от этого состояния позволяет более активно действовать в процессе выполнения деятельности.
На повышение уровня тревожности могут повлиять различные факторы. В качестве таких могут выступать: школьное обучение, взаимоотношение с родителями, сверстниками, учителями, низкая самооценка подростка, конфликты со взрослыми и сверстниками. В любом случае повышенный уровень тревожности подростка так или иначе влияет на его жизнедеятельность.
Большинство подростков, обучающихся в 8-ом классе имеют средний уровень тревожности, которая может выступать как побуждение к деятельности. При анализе учебной успеваемости подростков было выявлено, что большая часть учеников «хорошисты» и «троечники».
Причинами неуспеваемости могут являться не только уровень тревожности, а также незрелость интеллектуальных способностей и высших психических функций. А высокий уровень учебной успеваемости может объясняться высоким мотивом учения у подростка.
Библиографический список
1. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. 240 с.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Лотос, 2004. 480с.