Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Психология
  3. Статья «Взаимосвязь уровня тревожности и учебной успеваемости у подростков»

Статья «Взаимосвязь уровня тревожности и учебной успеваемости у подростков»

0 подписчиков
Проблемы взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости подростков, в ходе которых повышенный уровень тревожности могут испытывать неуспевающие ученики, поскольку они подвержены осуждению со стороны взрослых, неопределенностью их будущего в плане дальнейшего обучения. Но в то же время ученики, имеющие прекрасные результаты в учебной деятельности, могут иметь высокий уровень тревожности из-за страха получить плохую отметку, а также желания быть лучше, чем их сверстники. Поскольку изменение методов школьного обучения, роли факторов и агентов социализации, введение новых информационных технологий повлияло на подростков.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Психология

Категория

Психология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Взаимосвязь уровня тревожности и учебной успеваемости у подростков»

Катревич Нина Петровна

педагог-психолог;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»;

Россия, город Ульяновск.

E-mail:

В настоящее время уровень тревожности подростков значимо повышается. Тревога является психическим состоянием, возникающем в следствие воздействия на организм стрессогенных факторов, которые индивид определят для себя как потенциально опасные. В соответствие с интенсивностью влияния таких стрессогенных факторов, сам уровень тревожности может либо возрастать, либо снижаться. Это выражается в повышенном беспокойстве детей, раздражительности, а также в их эмоциональной неустойчивости.

Подростковый возраст – период активного психофизиологического развития и перестройки социальной активности ребёнка. Поэтому на повышение уровня тревожности в этот период возраста могут повлиять различные факторы: осуждения со стороны как сверстников, так и взрослых, личные неудачи в определённой деятельности, неуверенность в своих возможностях [1].

Также значимым фактором повышения уровня тревожности может выступать школьное обучение, поскольку подросток большую часть времени проводит в школе, где требуется проявление не только коммуникативных навыков, но и интеллектуальных способностей ребёнка [2].

Проблемы взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости подростков, в ходе которых повышенный уровень тревожности могут испытывать неуспевающие ученики, поскольку они подвержены осуждению со стороны взрослых, неопределенностью их будущего в плане дальнейшего обучения. Но в то же время ученики, имеющие прекрасные результаты в учебной деятельности, могут иметь высокий уровень тревожности из-за страха получить плохую отметку, а также желания быть лучше, чем их сверстники. Поскольку изменение методов школьного обучения, роли факторов и агентов социализации, введение новых информационных технологий повлияло на подростков [2].

А.М. Прихожан рассматривает тревожность в качестве эмоционально состояния, которое может сохраняться достаточно длительное время. Тревожность возникает на двух уровнях – психологическом и физиологическом. Если рассматривать физиологический уровень, то тревожность может проявиться в повышенном пульсе, учащённом дыхании, повышении давления. На психологическом уровне – некое напряжение, чувство неопределённости, которые может быть вызвано приближающейся опасностью [1].

Чаще всего тревожность рассматривают как негативное образование, которое препятствует индивиду успешно адаптироваться в ситуации и ведёт к полной дезорганизации деятельности. Но в таком ключе тревожность можно рассматривать, только если она находится на высоком уровне. Поскольку тревожность является неким предупреждением об опасности, то при возникновении трудностей на пути к цели она позволяет мобилизироваться силы, чтобы успешно достичь желаемого результата. Соответственно, тревожность, которая находится на оптимальном уровне, просто необходима для успешной адаптации к действительности. В таком случает и полное отсутствие тревожности будет является негативным фактором адаптации. Поскольку в случае опасности тревожность как некий сигнал – предупреждение об угрозе не сработает, что вызовет негативные последствия для индивида, которые будут препятствовать оптимальному развитию и продуктивной деятельности. [3].

В подростковом возрасте тревожность может возникать в разных сферах жизни ребёнка. Данный период считается диспропорциональным в развитии. Половое созревание вносит определённые изменение в физические особенности подростка. Это порождает повышенное внимание к своему телу и к его особенностям, и зачастую приводит к преувеличению своих физических недостатков. А любая попытка осуждения или выражения мнения со стороны окружающих приводит к острой реакции самого подростка, которая может быть выражена в качестве протеста, негативизма или сильной обиды. Но большое значение в повышенном внимании к своему телу также играет и новая социальная роль для подростка. Высокий уровень тревожности негативно влияет на межличностные отношения, поскольку такие подростки часто имеют низкий социальный статус и становятся изолированными. Несмотря на то, что мнение окружающих может вызвать у подростка очень бурные эмоции, оно играет важную роль в формировании у подростка самооценки. И в этом случае повышенный уровень тревожности и насмешки со стороны окружающих могут привести к неадекватно заниженной самооценки у подростка, что также повлияет на его дальнейшее формирование личности. В следствие появления значительных физических изменений во внешности, подросток начинает сравнивать себя со сверстниками, что может привести как к переживанием, так и к депрессивным состояниям [3].

Было проведено исследование, целью которого является выявление взаимосвязи между уровнем тревожности и учебной успеваемостью у подростков.

Всего в исследовании приняли участие 47 человек, из них 26 девочек и 23 мальчика в возрасте от 13 до 14 лет.

В эмпирическом исследовании для решения поставленных задач была использована психодиагностическая методика: «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.

Полученные результаты представлены в таблице 1:

Уровни

Шкалы

Высокий уровень

Немного повышенный уровень

Нормальный уровень

Чрезмерное спокойствие

Школьная тревожность

2%

13%

70%

15%

Самооценочная тревожность

2%

6%

64%

28%

Межличностная тревожность

0%

9%

74%

17%

Общий уровень тревожности

0%

9%

66%

25%


Исходя из результатов диагностики уровня тревожности у подростков по каждой шкале преобладает нормальный уровень тревожности. Такой уровень тревожности необходим подросткам для успешного приспособления к действительности.

Чрезмерное спокойствие наблюдается у большего количества испытуемых, чем немного повышенный уровень тревожности. Чрезмерное спокойствие может свидетельствовать о нечувствительности к неблагополучию, которая может препятствовать формированию личности. Подросток не пропускает в своё сознание негативный опыт, при этом его эмоциональное неблагополучие сохраняется из-за неадекватного отношения к действительности. Это может негативно влиять на продуктивную деятельность подростка, в том числе и на школьное обучение.

Высоким уровень тревожности обладает меньшее количество испытуемых: школьная тревожность – 2%, самооценочная тревожность – 2%. Такой уровень тревожности может возникать вследствие реального неблагополучия подростка в значимой деятельности, либо может быть вызвана определённым личностным конфликтом, нарушениями самооценки. Подростки, которые учатся на «отлично» могут испытывать данный уровень тревожности вследствие конфликта самооценки, а именно противоречие между неуверенностью в себе и высоким уровнем притязаний.

Исходя из анализа результатов диагностики уровня тревожности высокий уровень у подростков по шкалам межличностная тревожность и общий уровень тревожности отсутствует.

Таким образом, тревожность не всегда может оказывать негативное влияние на подростка. Нормальный уровень тревожности просто необходим для эффективного выполнения деятельности, поскольку тревожность позволяет мобилизировать силы, и в случае реальной угрозы быть готовым справиться с возникающими трудностями. При появлении волнения, переживания и беспокойства из-за предстоящих сложностей у подростка, желание поскорее избавиться от этого состояния позволяет более активно действовать в процессе выполнения деятельности.

На повышение уровня тревожности могут повлиять различные факторы. В качестве таких могут выступать: школьное обучение, взаимоотношение с родителями, сверстниками, учителями, низкая самооценка подростка, конфликты со взрослыми и сверстниками. В любом случае повышенный уровень тревожности подростка так или иначе влияет на его жизнедеятельность.

Большинство подростков, обучающихся в 8-ом классе имеют средний уровень тревожности, которая может выступать как побуждение к деятельности. При анализе учебной успеваемости подростков было выявлено, что большая часть учеников «хорошисты» и «троечники».

Причинами неуспеваемости могут являться не только уровень тревожности, а также незрелость интеллектуальных способностей и высших психических функций. А высокий уровень учебной успеваемости может объясняться высоким мотивом учения у подростка.

Библиографический список

1. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, 2008. 240 с.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Лотос, 2004. 480с.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. В данном материале рассматриваются стратегии сотрудничества, что способствует развитию способов межличностного познания, и формированию стратегии компромисса, а так же развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.
0 ₽
Проблемы взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости подростков, в ходе которых повышенный уровень тревожности могут испытывать неуспевающие ученики, поскольку они подвержены осуждению со стороны взрослых, неопределенностью их будущего в плане дальнейшего обучения. Но в то же время ученики, имеющие прекрасные результаты в учебной деятельности, могут иметь высокий уровень тревожности из-за страха получить плохую отметку, а также желания быть лучше, чем их сверстники. Поскольку изменение методов школьного обучения, роли факторов и агентов социализации, введение новых информационных технологий повлияло на подростков.
0 ₽