Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Психология
  3. «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков»

«Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков»

0 подписчиков
В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. В данном материале рассматриваются стратегии сотрудничества, что способствует развитию способов межличностного познания, и формированию стратегии компромисса, а так же развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Психология

Категория

Психология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков»

Катревич Нина Петровна

педагог-психолог;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»;

Россия, город Ульяновск.

E-mail:nina.katrevich.91@mail.ru

В настоящее время проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте становится более значимой. Наблюдается рост насилия, агрессии, травли и буллинга, терроризма среди школьников, включение подростков в асоциальные группы. Ко всему этому добавляется социальная ситуация развития подростка, когда происходит интенсивное половое созревание, появляется «чувство взрослости», стремление к независимости, наблюдается эмоциональная неустойчивость. Возникают конфликты как с самим собой, так и с окружающими людьми. Подростки не располагают более адекватными способами поведения и, в силу ограниченности жизненного опыта, не умеют конструктивно решать собственные проблемы [1].

По длительности конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные; по характеру протекания выделяют острые и вялотекущие конфликты; по форме проявления – явные и латентные (скрытые); по сфере проявления – семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные и т.д. По социальным последствиям выделяют конфликты деструктивные, которые разрушают установившиеся нормы, ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации, и конструктивные, которые повышают эффективность работы организации и жизнедеятельности личности [1].

В основе конфликта лежит противоречие. Конфликт предполагает осознание противоречия и субъективную реакцию на него. Люди, которые осознали данное противоречие, выбрали один из способов его разрешения, совершают наступательные или защитные действия друг против друга, становятся субъектами или участниками конфликта [2].

Конфликтная ситуация состоит из двух или более участников конфликта – оппонентов и предмета конфликта. В качестве оппонентов выступают индивиды, группы или большие социальные общности (классы, нации, религиозные конфессии).

Исходя из этого выделяют следующие типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, социальные, конфликты между индивидом и обществом, между обществом и группой [2].

Конфликтная ситуация не обязательно переходит в конфликт. Одной из важных психологических составляющих конфликтной ситуации является конфликтное поведение. Оно состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт необходим инцидент – «действие, предпринятое с целью установить контроль над предметом конфликта». Второй оппонент для защиты своих интересов совершит ответное действие, чтобы нейтрализовать действия первого. Это отражает внешнее проявление социальной реальности конфликта[1].

Конфликтное поведение имеет стратегии и тактики. Дальнейшее развитие конфликта зависит от выбора оппонентами той или иной стратегии поведения. Стратегия поведения в конфликте – «ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта». К. Томас и Р. Килманн выделили пять стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание [3].

Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов развития как для самого ребенка, так и для родителей, педагогов. Он является переходным этапом между детством и взрослостью. В данном возрасте меняется социальная ситуация развития, меняется внутренняя позиция подростка. Его внимание направлено не на мир, а на себя, он начинает по-новому относится к себе, семье, сверстникам, школе и учению. Если в младших классах ребенок поглощен учебной деятельностью, для него важна потребность в компетентности, то теперь подросток придает особое значение взаимоотношениям со сверстниками. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей [3].

Нами было проведено исследование, целью которого является выявление стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков.

Всего в исследовании приняли участие 38 подростков в возрасте от 15 до 16 лет.

В эмпирическом исследовании для решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика определения стратегий поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас, Р. Килманн; Н.В. Гришина).

Анализ результатов исследования: мы получили следующие результаты: Доминирующей стратегией поведения в конфликте у подростков является компромисс – 39%, из них 11% мальчиков и 29% девочек. Подростки готовы идти на уступки в чем-либо, чтобы добиться другого, предлагают среднюю позицию при решении конфликтной ситуации. Они дают возможность высказать свою позицию другому человеку, остаться при своем мнении, если им тоже пойдут на встречу. Они стремятся удовлетворить интересы и желания каждой стороны.

Второй по популярности является стратегия соперничества – 32%, из них 18% мальчиков и 13% девочек. В основном соперничество наблюдается у тех подростков, которые занимают авторитетное положение среди сверстников. Они отстаивают свои желания, стремятся удовлетворить собственные интересы, но интересы другой стороны их не волнуют. Проявляют настойчивость, убеждают другого в преимуществе их взглядов, добиваются своего.

На третьем месте выступает стратегия избегания – 16%, из них 5% мальчиков и 11% девочек. Подростки предоставляют другим возможность брать ответственность за решение спорных вопросов, избегая напряженность и неприятности. Избегают позиции, которые способны вызвать споры. Они выбирают данную стратегию, когда неуверенны в собственной правоте или проблема не является для них важной.

Менее предпочитаемой является стратегия приспособления – 8%, из них 3% мальчиков и 5% девочек. Подростки стараются сохранить отношения с другим человеком и не задевать их чувства. Они внимательны к желаниям второй стороны и жертвуют своими интересами ради их интересов. Такая стратегия используется подростками чаще для собственного спокойствия и ощущения стабильности, чем для разрешения спорных вопросов.

Наименее предпочитаемой является стратегия сотрудничества – 5%, из них 3% мальчиков и 3% девочек. Подростки в конфликтной ситуации занимают позицию, которая позволяет совместно с другим человеком добиться успеха. Они стремятся к прямому обсуждению спорного вопроса и совместному решению, учитывают как свои интересы, так и интересы второй стороны, ищут поддержку другого в решении проблемы. Возможно, стратегию сотрудничества подростки выбирают реже из-за слабо развитой коммуникативной компетентности, т.к. сотрудничество требует особых навыков ведения переговоров, умения договариваться, слышать другого, защищать свою позицию, но при этом учитывать интересы второй стороны.

Таким образом, Конфликт – тип взаимодействия, в котором происходит столкновение как самих оппонентов, так и их противоположно направленных интересов и позиций. Необходимыми условиями возникновения конфликта являются: наличие противоречия, конфликтная ситуация, инцидент. Подростковый возраст – один из сложных периодов в развитии ребенка, ограничивающийся возрастными рамками с 11-12 до 14-15 лет. Для этого периода характерны: конфликты с родителями, учителями и сверстниками, нарушения настроения, рискованное поведение, стремление к «группированию», к независимости и «эмансипации» от взрослых. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками. Главными новообразованиями этого возраста выступают развивающееся самосознание, Я-концепция, рефлексия.

Доминирующей стратегией поведения в конфликте у подростков является компромисс. Девочки предпочитают использовать эту стратегию больше, чем мальчики. В подростковом возрасте важным становится общение со сверстниками, развивается умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Они стремятся удовлетворить интересы и желания каждой стороны, чтобы сохранить отношения. Второй по популярности является стратегия соперничества. Мальчики предпочитают использовать эту стратегию больше, чем девочки. Данную стратегию склонны выбирать конфликтные подростки. Именно поэтому необходимо обучать подростков навыкам конструктивного поведения в конфликтах и их разрешения.

Наименее предпочитаемой является стратегия сотрудничества. Выражена и у девушек, и у юношей одинаково. Возможно, это связано с тем, что в подростковом возрасте недостаточно развиты умения договариваться, слышать другого, защищать свою позицию.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 304 с. (Серия «Учебное пособие»).

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 464 с. (Серия «Мастера психологии»).

3. Фоминова А.Н., Микульская В.Г. Трудные жизненные ситуации: как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые // Народное образование. 2015. №6 (1449). С. 186-191.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. В данном материале рассматриваются стратегии сотрудничества, что способствует развитию способов межличностного познания, и формированию стратегии компромисса, а так же развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.
0 ₽
Проблемы взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости подростков, в ходе которых повышенный уровень тревожности могут испытывать неуспевающие ученики, поскольку они подвержены осуждению со стороны взрослых, неопределенностью их будущего в плане дальнейшего обучения. Но в то же время ученики, имеющие прекрасные результаты в учебной деятельности, могут иметь высокий уровень тревожности из-за страха получить плохую отметку, а также желания быть лучше, чем их сверстники. Поскольку изменение методов школьного обучения, роли факторов и агентов социализации, введение новых информационных технологий повлияло на подростков.
0 ₽