Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение

Проводя много времени в школе, многие ученики и учителя замечают, что под конец рабочего дня у них болит голова. Целый день они взаимодействуют с большим количеством людей: на переменах в школьных коридорах довольно шумно. Шумовое загрязнение может быть причиной развития заболеваний не только органов слуха, но и нервной и сердечно-сосудистой системы. Поэтому в своём проекте мы исследовали проблему шумового загрязнения в школе, воздействие громких звуков на самочувствие обучающихся и педагогов.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТУЛЬНИКОВА Виктория Владимировна

Краснодарский край, город-курорт Геленджик

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Адмирала Холостякова», 10 класс

ШУМOВOЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Научный руководитель: Москвитина Татьяна Ильинична, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Адмирала Холостякова», город-курорт Геленджик

ШУМOВOЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация

Проводя много времени в школе, многие ученики и учителя замечают, что под конец рабочего дня у них болит голова. Целый день они взаимодействуют с большим количеством людей: на переменах в школьных коридорах они подвергаются шумовому загрязнению.

Мы поставили перед собой цель: выявить уровень шумового загрязнения в школе и его влияние его на здоровье и работоспособность обучающихся.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Провести практическое исследование по определению шумового загрязнения в школе.

3. Провести исследование по выявлению влияния шумового загрязнения на работоспособность обучающихся.

4. Провести анализ полученных результатов.

5. Разработать дисплейные тексты для обучающихся и работников школы, информирующие о том, как снизить влияние шумового загрязнения на организм и работоспособность.

Для качественного учебного процесса важным фактором является способность к концентрации внимания. В качестве инструмента исследования мы использовали методику Струпа. В своей работе мы исследовали влияние шума на способность к концентрации внимания у старшеклассников. В результате проведенной серии экспериментов мы пришли к выводу, что чрезмерный шум неблагоприятно влияет на уровень концентрации людей.

Следственно, шумовое загрязнение снижает работоспособность и качество выполнения работы, что отрицательно влияет на учебный процесс.

Содержание


Введение4

I Что нужно знать о шуме.6

I.I Понятие шума и его классификация.6

I.II Что мы понимаем под здоровьем6

I.III Негативное влияние шума7

II Эксперимент9

Заключение12

Список использованных источников13

Приложение14

ШУМOВOЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Введение

В настоящее время человечество достигло большого прогресса в разных сферах науки. То, что ранее было неизвестно или мало изучено, сейчас является неотъемлемой частью нашей жизни. Этот прогресс выводит общество на новый уровень. Человек, по выражению одного из крупнейших мыслителей современности В.И. Вернадского, стал «могучей геологической силой», и этой силой, своей технической мощью люди нередко пользуются весьма неразумно, нанося непоправимый ущерб природе, который она уже не в состоянии восполнять.

Всем известно об экологических проблемах, которые по большей части возникают из-за антропогенного воздействия. Для решения этих проблем созданы международные организации: Международный социально-экологический союз (МСоЭС), Международная экологическая организация "Беллона", Международная ассоциация "Зеленый крест", Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и т.д. Также в решении экологической проблемы большую роль могут сыграть государство и право, реализация ими природоохранительной функции.

Проблемы загрязнения являются глобальными проблемами, которые требуют решения на мировом уровне. В такой ситуации возникает вопрос: «Что же каждый из нас может сделать сейчас?»

Проводя много времени в школе, многие ученики и учителя замечают, что под конец рабочего дня у них болит голова. Целый день они взаимодействуют с большим количеством людей: на переменах в школьных коридорах они подвергаются шумовому загрязнению.

Шумовое загрязнение также является одной из экологических проблем, но она может быть локальной, которую можно решить или по крайней мере снизить её влияние и последствия.

Поэтому в своей работе мы хотим исследовать проблему шумового загрязнения в школе, воздействие громких звуков на самочувствие обучающихся и педагогов.

Цель проекта: выявить уровень шумового загрязнения в школе и его влияние его на здоровье и работоспособность обучающихся.

Задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Провести практическое исследование по определению шумового загрязнения в школе.

3. Провести исследование по выявлению влияния шумового загрязнения на работоспособность обучающихся.

4. Провести анализ полученных результатов.

5. Разработать дисплейные тексты для обучающихся и работников школы, информирующие о том, как снизить влияние шумового загрязнения на организм и работоспособность.

I Что нужно знать о шуме.

I.I Понятие шума и его классификация.

Шум — совокупность звуков, различных по частоте и интенсивности, вредно влияющих на организм человека. Возникает шум при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах. С физической стороны шум характеризуется частотой колебаний, звуковым давлением, интенсивностью или силой звука.

Ухо человека способно воспринимать как слышимые звуковые колебания воздуха с частотой от 16 до 20000 Гц. Колебания с частотой ниже 16 Гц называются инфразвуковыми, а свыше 20000 Гц -ультразвуковыми. Инфразвук и ультразвук не вызывают слуховых ощущений, но оказывают биологическое действие па организм человека.

Слуховой аппарат человека обладает неодинаковой чувствительностью к звукам различной частоты. Минимальное звуковое давление и минимальная интенсивность звуков, воспринимаемых слуховым аппаратом человека, определяют порог слышимости. Верхняя граница воспринимаемых человеком звуков принимается за так называемый порог болевого ощущения. Между порогом слышимости и болевым порогом лежит область слышимости [2].

Шумы классифицируются:

а) по характеру спектра на: широкополосный шум — шум с непрерывным спектром шириной более одной октавы; тональный шум — шум, в спектре которого имеются выраженные дискретные (тональные) составляющие,

б) по временным характеристикам на: постоянный шум — шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) или за время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, па территории жилой застройки изменяется во времени не более чем на 5 дБА; непостоянный шум - шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) или за время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени более чем на 5дБА.

Непостоянный шум подразделяется наследующим образом: колеблющийся шум — уровень звука которого непрерывно изменяется во времени; прерывистый шум - уровень звука которого изменяется во времени ступенчато (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с и более; импульсный шум — состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов каждый длительностью менее 1с [4].

I.II Что мы понимаем под здоровьем

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. С научной точки зрения здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

Здоровье можно предоставить в трех видах – физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье— это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье или социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию [1].

I.III Негативное влияние шума

Допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ). В санитарных нормах прописано, что уровень шума на рабочем месте не должен превышать 80 дБ.

Если уровень шума достигает 70-90 децибел (дБ) и продолжается довольно длительное время, то такой шум при может привести к заболеваниям нервной системы.

Высокие уровни шума в городской среде являются одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение, а также постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ. Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно- сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда [3].

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет — 62%, а в возрасте 58 лет и старше — 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения [6].

Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности подтверждают его влияние на здоровье людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявляются у лиц, испытывающих шумовое воздействие, в условиях как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума [5].

В ходе нашего исследования с использованием шумомера было доказано, что уровень шумового загрязнения во время перемен в здании школы превышает допустимые нормы.

II Эксперимент

Тест Струпа, или эффект Струпа, или задача Струпа, – интересное явление, связанное с работой нашего мозга.

Методика Струпа заключается в следующем: респонденту предлагается N-е количество названий разных цветов, написанных, в свою очередь, цветом, отличающимся от того, который означает само слово. Задача человека – правильно назвать цвет, которым написано слово, не перепутав его с цветом, который означает, непосредственно, слово [7].

Методика Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации [7].

В своей исследовательской работе мы решили использовать методику Струпа именно потому, что успех его прохождения не зависит от умственных способностей респондента, а направлен исключительно на выявление проблем с концентрацией внимания. А концентрация внимания — важное условие хорошей работоспособности для всех участников учебного процесса.

В ходе нашего исследования мы провели эксперимент, основанный на методике Струпа для выявления того, как различные шумы влияют на концентрацию людей. Для этого мы пригласили 22 обучающихся (возраст 16-17 лет) и предложили им пройти тест Струпа в 3 условиях: в тишине, с включенной музыкой и в шуме.

Время выполнения 1 листа задания было ограничено 1 минутой. Тексты задания (приложение № 1).

Три серии эксперимента проводились одними и теми же респондентами, последовательно в один день с интервалами в несколько минут.

Музыку подобрали без слов, спокойную, нейтральную. Запись использованной мелодии прилагается на диске. Интенсивность звука колебалась от 55 до 70 децибел. Шум-звуковая дорожка, записанная во время перемены в крыле начальной школы. Интенсивность звука: от 55 до 80 децибел. Запись прилагается.

Во время проведения третьей серии эксперимента часть респондентов пожаловались на дискомфорт.

При обработке результатов мы учитывали 2 показателя: скорость выполнения теста и количество ошибочных ответов.

На диаграммах видно, что скорость выполнения работы в первой и второй сериях эксперимента не изменилась. Во время третьей серии незначительно снизилась.

Количество ошибок, допущенных испытуемыми, учитывалось суммарно за каждую серию.

В первом подходе суммарное количество ошибочных ответов-66.

Во второй серии – 47. В третьей – 55.

Мое предположение: в первой серии эксперимента шла адаптация, поэтому респондентами было допущено максимальное количество неверных ответов.

Во второй серии количество ошибок резко снизилось.

В третьей серии ошибочных ответов снова стало значимо больше.

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что шум неблагоприятно влияет на уровень концентрации людей. Опираясь на результаты теста, можно предположить, что спокойная музыка способствует большей концентрации внимания человека, чем другие посторонние шумы или даже простая тишина.

Следственно, шумовое загрязнение снижает работоспособность и качество выполнения работы, что отрицательно влияет на учебный процесс.

Заключение

Таким образом, изучив и проанализировав научную литературу по проблеме исследования, проведя эксперимент и проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что шумовое загрязнение в школе, превышающее допустимые нормы, оказывает влияние на работоспособность учеников.

На основе результатов исследования, были составлены дисплейные тексты и рекомендации (Приложение №2) для обучающихся и работников школы, чтобы проинформировать их о том, как снизить влияние шумового загрязнения на организм и работоспособность. Дисплейные тексты были размещены нами на стенде в школе (Приложение №3).

Если на уровень шума, который оказывает воздействие на учащихся вне школы, мы повлиять практически не можем, то уровень «школьного шума» внутри здания мы можем изменить. Уменьшить уровень «школьного шума» мы можем при совместной работе актива, администрации и всех заинтересованных членов коллектива школы.

В этом направлении мы планируем продолжить свою работу, а также изучить влияние звуковых вибраций на эмоциональное состояние и работоспособность обучающихся и педагогов.

Список использованных источников

  1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Здоровье человека, – К.: Здоровья, 1989.

  2. Горячева С.А., Петров А.В. Мониторинг шумового загрязнения окружающей среды, – М.: Ползуновский вестник, 2005.

  3. Спиридонова Ю.А., Макаров Б.А. Шум и его влияние на человека, – О.: Омский научный вестник, 2013.

  1. Шалугин Е.Д., Каплун Д.И, Бобошко М.Ю., Савенко И.В. Шума ушного мониторинг (шум), – СПб.: ПСПбГМУ, 2013.

  2. Шумовое загрязнение: как шум влияет на наше здоровье/https://tion.ru/

  3. Шумовое загрязнение окружающей среды/https://vyvoz.org/

  4. Эффект Струпа: что это и чем он может быть полезен/https://donpi.ru/

Приложение

Приложение 1

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Приложение №2



Picture 13

Picture 14Picture 16

Picture 18Picture 20

Приложение №3

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова на протяжении нескольких лет работает над проблемами формирования экологического сознания подрастающего поколения. Данный материал представляет описание опыта работы школы по созданию экологической среды для обучающихся, стимулирования активности детей в сфере экологии.
0 ₽
Проводя много времени в школе, многие ученики и учителя замечают, что под конец рабочего дня у них болит голова. Целый день они взаимодействуют с большим количеством людей: на переменах в школьных коридорах довольно шумно. Шумовое загрязнение может быть причиной развития заболеваний не только органов слуха, но и нервной и сердечно-сосудистой системы. Поэтому в своём проекте мы исследовали проблему шумового загрязнения в школе, воздействие громких звуков на самочувствие обучающихся и педагогов.
0 ₽