СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Виды социальной помощи. Социальная работа как общественное явление своими корнями уходит в самые ранние стадии развития человека и общества. Первые проявления социальной помощи, выраженные в естественном порыве души, в заботе о тех, кто не мог прокормить себя, характерны для различных обществ, сложившихся традиций. В Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме получила развитие идея филантропии, выразившаяся в распределении среди обедневших слоев хлеба, одежды, денег.
Основным формами социальной защиты у древних славян были культовая поддержки с различными сакральными атрибутами, общественно-родовая, а также хозяйственная помощь, взаимопомощь и защита в рамках рода, семьи, населения.
В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.
Милостыня – это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся. Это одно из древнейших проявлений естественно-гуманистических качеств присущих людям, впоследствии вознесенном религией в обязанность и сохранившуюся до наших дней как форма сострадания к нищим, независимо от религиозных верований подающего. Эта форма благотворительности не поддается организации. Она подается тому, кто протягивает руку и определяется личными свойствами индивида, его субъективными ощущениями. Оказание посильной помощи является основной целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать развитие профессионального нищенства.
Благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим, это добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся. Синонимом этого слова является филантропия. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского caritas любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково.
Благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая во многом выросла из нее. Но она строится на других организационных началах. Социальная работа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческой структурой специально созданных учреждений и организаций. Благотворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы. Благотворительность выступает как социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании помощи, поддержки нуждающимся.
Составной частью благотворительности можно считать меценатство, то есть материальную, в первую очередь, а также организованную поддержку искусства лицами, обладающими значительными средствами и влиянием в обществе.
Милосердие лежит в основе благотворительной деятельности, очень часто выступая одним из мотивов ее оказания. Милосердие означает сочувствие, эмпатию и выражение готовности к оказанию помощи, поддержке страдающего. Милосердие — это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания другого человека, нежели практическая помощь ему.
Спонсорство, по идее совпадает с понятием дарения или пожертвования, но это совершенно разные понятия. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лиц на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы о спонсоре, его товарах.
Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд его основных типов: частный (индивидуальный); групповой, общественный (в том числе общинный); государственный.
Необходимо отметить, что стремление к взаимопомощи имманентно присуще человеку. В основе всех мировых религий центральное место занимала социальная помощь и благотворительность, представляемая как религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся