Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. Тайна в чашке чая

Тайна в чашке чая

Интегрированное внеклассное занятие по химии и биологии «Тайна в чашке чая» Цели: • Познавательная – знакомство с историей происхождения чая, особенностями употребления чая в Китае и России; чайным этикетом; расширение кругозора учащихся. • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух. • Воспитательная – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи • , воспитание уважительного отношения к образу жизни других народов, более глубокого осознания своей культуры.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Интегрированное внеклассное занятие по химии и биологии «Тайна в чашке чая»

Цели:

  • Познавательная – знакомство с историей происхождения чая, особенностями употребления чая в Китае и России; чайным этикетом; расширение кругозора учащихся.

  • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.

  • Воспитательная – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи

  • , воспитание уважительного отношения к образу жизни других народов, более глубокого осознания своей культуры.

Задачи:

1) развивать умения применять приобретенные знания по химии, биологии для объяснения особенностей живых организмов и химических процессов

3) формировать устойчивый интерес к познанию окружающей природы, показать практическую значимость изученного учебного материала по биологии и химии

4) привлечение к изучению народных традиций, познакомить с историей и традициями чаепития в России.

5) пропаганда здорового образа жизни,

6) показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель

Здравствуйте, гости дорогие!

Мы - ребята удалые!

На урок пришли вы к нам?

Все садитесь по местам.

На ребят вы посмотрите,

Ободрите, поддержите!

Это все для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки

Налетайте, разбирайте.

Сладким чаем запивайте

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

Очень многое узнать, чтоб друзей всех угощать

С пользой, с толком, с наслажденьем

И чаёчком, и вареньем, сахарком и крендельком,

Собрались мы за столом!

Так что слушайте, внимайте, да на ус себе мотайте! - Сегодня на интегрированном занятие кружков по химии и биологии узнаем много интересного об одном растении. Попробуйте отгадать загадку:

Черненько, горяченько,

А все любят. (Чай).

Но не просто узнаем, а попробуем раскрыть тайны.

Все тайны мы поместим в соответствующие чашки на доске. Ну, что готовы?

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен.

Верите, ли вы , что Индия, родина чая. Ответы

Родина чая – Китай.

Верите, ли вы , что в чае столько же кофеина, сколько в таблетке с кофеином от головной боли. Ответы.

В ерно

Верите, ли вы , что в чае витамина С больше, чем в лимоне и апельсине.

Верно, больше в 10 раз.

Перед тем, как пить чай, его заваривают.

Верите, ли вы, что чаще чай мешают правой рукой.

Вообще-то чай мешают чайной ложкой, но, а кто какой рукой ее держит это ученые не изучали.

Мои помощники, заварят чай черный, зеленый, и красный. Пока он будет завариваться, мы будем раскрывать его тайны.

Первая тайна - БИОЛОГИЧЕСКАЯ

Просмотр презентации и размещение информации в чашке с биологическими тайнами ( Арсентий Старосте)

Устали? Давайте перенесемся в другую науку, на волшебном самолете.

Вторая тайна -ХИМИЧЕСКАЯ

С т.зр. химии чай – это раствор ( смесь), и значит есть растворитель и растворенные вещества. А из чего, же он состоит. Презентация ( Виноградова Ксения).

Провожу эксперименты

Опыт 1. Раствор чая и железный купорос.

Чай содержит дубильную кислоту, которая темнеет при взаимодействии с солями железа. Поэтому и не рекомендуют использовать в качестве заварника железный чайник — портится и вкус, и внешний вид чая.

Опыт 2. Раствор чая и сода.

Добавим в чай ложку пищевой соды и хорошенько размешаем. Чай стал темного, грязно-бурого цвета:

Все дело в том, что сода дает щелочную среду, а чай обладает свойством темнеть в щелочной среде. Но факт остается фактом — этот опыт показывает, как чай в щелочной среде темнеет.

Опыт 3. Раствор чая и лимон

Лимон содержит большое количество аскорбиновой кислоты, она-то и обесцвечивает заварку.

Устали? Давайте немного отдохнем и полетаем , на волшебном самолете.

Пока, мы летали к нам в гости пришел доктор Пилюлькин.

Доктор Пилюлькин:

Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные вещества: кофеин, минеральные соли, танин, почти все витамины. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы - чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, восстановительным процессам, снимает головную боль. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из тёплого чая. Китайские и японские учёные установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком. Чай есть растение чрезвычайно полезное. Он удаляет все недуги, прогоняет сон .

Когда вы сидите у телевизора , советую пить чай, а не кофе и лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, нейтрализует вредное воздействие от радиоактивного излучения телеэкрана.

В одной древнекитайской книге даётся такое описание свойств чая: «Свежий чай бальзам, а стоявший ночь- подобен уксусу». Пейте чай- будьте здоровы!

А как же тогда попал чай в Россию?

- 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бах - ча», что значит чай для заварки. Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближённые хана стояли на своём, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придётся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю Михаилу Федоровичу Романову сушёные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал отвар из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим царя и его приближённых.

Для крестьян чай был практически не доступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Чтобы вы понимали, как дорого стоил чай в то время за 454 грамма чая надо было выложить от 2 до 6 рублей! В это время, 16 килограммов икры стоил в то время 1 рубль 75 копеек

Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция. Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера.

Стол принято накрывать белой льняной скатертью, сервировать фарфоровыми чайными парами. На столе должна быть сахарница с рафинадом - чтобы его можно было есть вприкуску с чаем, и щипчики. Также должно быть молоко и тарелочка с порезанным дольками лимоном. К чаю обязательно должно подаваться угощение - всяческие сладости, плюшки, булочки, пирожки и пироги, различные бублики и прочее, все, что подскажет вам ваша фантазия.

Для чая использовали самовар

Во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято было ни музицировать, ни петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни, было не принято. Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, шарады.

А что использовали? Конечно воду. А самая лучшая вода – родниковая.

Родниковая вода содержит мало химических элементов, очень насыщена кислородом, что особо важно для раскрытия вкуса и аромата чая.

Англичане традиционно пьют чай с молоком. А есть ли от этого польза?

Да, молоко смягчает действие кофеина, находящегося в чае.

А теперь вспомним о том, что обычно мы подаем к чаю – конечно, сахар.

Чем вреден сахар? (распадается до молочной кислоты и разрушает зубы).

Пить чай с сахаром лучше вприкуску, а не класть его в чай (от избытка сахара разрушаются витамины группы В).

Как правильно заваривать чай.

Перед заваркой заварочный чайник следует сполоснуть кипятком, после чего засыпать в него определённое количество чая. Обычная доза – 1 чайная ложка на одну чашку напитка. Кроме того, в чайник добавляется ещё одна ложка чая, после чего заливается кипяток на 1\3 объёма чайника. Заварке дают настояться 5-7 минут, накрыв чайник льняной салфеткой. Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению посторонних запахов. Не рекомендуется применять грелки для настоя, так как чай преет, резко ухудшаются его аромат и вкус. Потом в чайник доливается кипяток до полного объёма чайника.

У правильно приготовленного напитка цвет настоя зелёный или красновато-коричневый, в зависимости от вида чая, а на поверхности видна едва заметная пена.

Неправильно заваренный чай не только бесполезен, но даже вреден.

- А ещё нужно знать о правила поведения за столом.

Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив её на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.

Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.

В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся в чашке лимон.

Чай из самовара или чайника разливает хозяйка. Обходить гостей с чайником не рекомендуется, да и это не безопасно, чашку передают ей. Наливать чай в чашку на 1см ниже её края.

При желании гостя выпить ещё одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.

Кроме того русский народ сочинил множество пословиц, поговорок о чае, чаепитии. Назовите известные вам.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Не чаем единым сыт человек

Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Не ленись, а отличай где солома, а где чай

После чая - на душе лето.

Чай пить - не дрова рубить.

Раздать слова

А теперь мы послушаем задорные частушки.

Учащиеся поют частушки:

ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ:

В Селижарове живём,
Вкусны пряники жуём,
Мы частушек много знаем
Их сейчас для вас споём.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя -
Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чае есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!

Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

А давайте проверим, что мы запомнили о чае. Я вам буду задавать вопросы. Но вы их вытащите сами. Пока остальные выберут вопрос, вы свой в слух не читаете. Договорились !

(а там пожелания)

И завершить хотелось бы словами немецкого учёного Я. Молешотта: «Чай придаёт человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,

Пожелаем доброго пути!
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Интегрированное внеклассное занятие по химии и биологии «Тайна в чашке чая» Цели: • Познавательная – знакомство с историей происхождения чая, особенностями употребления чая в Китае и России; чайным этикетом; расширение кругозора учащихся. • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух. • Воспитательная – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи • , воспитание уважительного отношения к образу жизни других народов, более глубокого осознания своей культуры.
0 ₽
Цель: приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области.
0 ₽
Тема урока «Покрытосеменные, или цветковые растения» Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.Образовательные задачи: 1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. 2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; Развивающие задачи: 1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; 2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы. 3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. 2. Продолжить формирование основ экологической культуры. 3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах. 4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
0 ₽