Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Покрытосеменные, или цветковые растения

Покрытосеменные, или цветковые растения

Тема урока «Покрытосеменные, или цветковые растения» Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.Образовательные задачи: 1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. 2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; Развивающие задачи: 1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; 2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы. 3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. 2. Продолжить формирование основ экологической культуры. 3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах. 4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Симоненкова О. Н., учитель биологии

МОУ СШ № 2 п. Селижарово

Урок биологии. 7класс

Тема урока «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле.

2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

Развивающие задачи:

1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;

2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Продолжить формирование основ экологической культуры.

3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.

4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Оборудование: презентация, дерево, плоды, цветы, листья, карточки.

Место проведения: кабинет биологии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

–Здравствуйте ребята!

– Я очень рада вас видеть. Ребята улыбнитесь пожалуйста соседу, желаю всем плодотворной работы на уроке. Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые ветви, увеличивается толщина ствола». Вот и наша задача вырастить на сегодняшнем уроке дерево знаний.

2. Проверка знаний.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-ответы детей

–Замечательно, на прошлом уроке мы с вами подружились с голосеменными растениями. Попробуем, применить свои знания в очень интересном задании и вспомним ранее изученный материал.

1. Логическая цепочка. В течении последнего времени, мы с вами говорили о систематики растений, на доске вы видите название отделов растений с которыми мы уже знакомы, необходимо восстановить последовательность изучения каждого отдела, составив логическую цепочку.

ВОДОРОСЛИ –МОХОВИДНЫЕ-ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ (слайд2)

2. Лишнее слово.В каждом пункте по 5 слов , 1 из них лишнее, необходимо выбрать его, и соответственно объяснить почему.

*РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, МХИ, ЖИВОТНЫЕ, БАКТЕРИИ(слайд3)

*ЕЛЬ, СОСНА, ЛАМИНАРИЯ, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ПИХТА ( слайд 4)

*КОРЕНЬ, ЛИСТЬЯ, РИЗОИДЫ, СТЕБЕЛЬ , СЕМЕНА ( слайд 5)

3. Какие утверждения верны (Да-нет ) ( слайд6)

Графический диктант раздать листочки с

Shape1

Да-

Shape2

Нет-

  1. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и у мхов, возможен только в присутствии воды.

  2. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.

  3. Сосна, ель, пихта — это хвойные растения.

  4. Сосна — раздельнополое растение.

  5. Все голосеменные растения имеют цветок и плод.

  6. Сердцевину некоторых хвойных растений используют в пищу.

  7. Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.

Shape9Shape8Shape7Shape3Shape6Shape5Shape4

Ответ:

Взаимопроверка, выставление оценок

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства растений не они.

Ребята сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. И для того, что бы вы смогли сами догадаться, о какой группе растений мы будем говорить обратите внимание на слайд 7

- Ответы детей

–Попробуйте, сформулировать тему сегодняшнего урока

-Ответы детей

–Совершенно верно, позвольте, записать ее на доске, а вы ребята запишите в тетрадях.( Слайд 8)

Тема урока « Покрытосеменные , или цветковые растения»

Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Ответы

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена

– А каких целей мы с вами достигнем?

познакомимся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

(слайд 9)

4. Изучение нового материала.

-Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены. (слайд 10)

•В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

•Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

•Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают мхи, а также тайги, где господствуют голосеменные.

Работа в парах (слайд 11)

определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Признаки

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные

Органы:

А) стебель

Б) корень

В) листья)

Семена

Цветок

Плод

На слайде пустая таблица, затем с ответами.( слайд 12)

(Слайд13)

-Покрытосеменные составляют наиболее совершенную и самую многочисленную группу высших растений, включающую примерно 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару, особенно во влажных тропиках.

Важнейший признак покрытосеменных — наличие цветка —приспособленного для размножения.

Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение

Семена заключены в плод (отсюда и название «покрытосеменные») и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода .

Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар — свойства, присущие растениям.

Покрытосеменные растения развились на земном шаре позднее голосеменных, папоротникообразных и других растений и являются наиболее приспособленными к современным условиям существования.

Минутка отдыха

« Музыка цветов» слайды цветов разной окраски (слайд 14)

-Тело покрытосеменных устроен чрезвычайно разнообразно и представлен различными жизненными формами; деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, лианы, одно- и многолетние травы.

-А сейчас мы переносимся в маленькую лабораторию. ( слайд 15)

Вспоминаем правила работы в группе.

У каждого из вас на столе есть карточка с заданием, используя материал учебника, и наглядное пособие, ответьте на вопросы. Вам необходимо работать в команде, кто-то ищет информацию из учебника, кто-то разглядывает пособие, распределите обязанности, не забудьте, вам необходимо будет защитить свои исследования.

На всю работу вам 4- 5 минут. Итак, приступаем к работе.

1 группа « Жизненная форма: Деревья, кустарники, кустарнички, травы»

- что такое жизненная форма растений?

- охарактеризовать и привести примеры: деревьев, кустарников, кустарничков, трав.

2 группа « Классификация по продолжительности жизни»

- что такое продолжительность жизни?

- охарактеризовать и привести примеры: однолетних, двулетних и многолетних.

3 группа « Значение покрытосеменных»

- охарактеризовать значение покрытосеменных в природе.

- охарактеризовать значение покрытосеменных в жизни человека.

Защита своих открытий. Запись в тетрадь

Слайд 16,17, 18

5.Закрепление слайд 19

6. Домашнее задание Запишите, пожалуйста, домашнее задание

П. 18, записи в тетради, раб. тетрадь. Слайд 20

7.Рефлексия.слайд 21

Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично 
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

Слайд 22

Спасибо за урок!!!

Приложение.

Карточка для индивидуальной работы и для работы в паре

ФИ ученика ____________________________________________

1 . Графический диктант

__________________________________________________________________

2. Сравнить отделы Голосеменные и Покрытосеменные учебник п.18 п.1

( при наличие органа у данного отдела, ставим +)

Признаки

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные

Органы:

А) стебель

Б) корень

В) листья)

Семена

Цветок

Плод


ГРУППА № 1

Внешний облик растений, который возникает в результате произрастания в определенных условиях и носит приспособительный характер, принято называть жизненной формой растения. Жизненная форма — показатель разнообразных путей приспособления растений к одним и тем же условиям. . Различают следующие жизненные формы растений:

Деревья имеют хорошо выраженный одревесневший главный ствол, растущий вертикальна интенсивнее остальных побегов и сохраняющийся в течение всей жизни растения от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч лет. Примеры: дуб, яблоня, клен и др. возраст более 500 лет

Кустарники— главный ствол отсутствует или слабо выражен, ветвление начинается почти у самой земли, поэтому образуется несколько тонких стволиков. Длительность жизни кустарника достигает нескольких сотен лет, но каждый стволик живет 10 — 40 лет. (барбарис, кизильник, ирга, шиповник, смородина).

Кустарнички характеризуются таким же способом ветвления, что и кустарники, но они более низкорослы и имеют меньшую продолжительность жизни стволиков — 5 — 10 лет. Широко распространены в тундрах, горах, на сфагновых болотах, под пологом хвойных таежных лесов (черника, брусника, голубика, клюква, вереск, водяника).

Травянистые растения характеризуются тем, что стебли их не одревесневают и надземные части, как правило, отмирают к концу вегетационного периода.( одуванчик, репейник, крапива)

ГРУППА 2

Классификация по продолжительности жизни

По продолжительности жизни (время от начала прорастания семян до естественного отмирания растений) растения подразделяют на однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетние культуры - цветут и плодоносят один раз в жизни. К ним относятся растения редис, укроп, салат, пекинская и цветная капуста, горчица, чабер.

Двулетние культуры плодоносят на втором году жизни. В первый год жизни они образуют продуктивные органы: корнеплод, кочан, луковицу. Органы отложения запасных веществ и их почки вступают в период глубокого покоя, что обеспечивает сохранение жизни во время зимы. На второй год отрастание возобновляется за счет использования запасных веществ. Растение быстро восстанавливает корневую систему, образует стебли, цветет и образует семена. Это морковь, свекла

Многолетние культуры - . характеризуются многократным плодоношением. Осенью у них отмирает вся надземная часть,а корни и корневища, в которых сосредоточены запасы пищи, сохраняются. Каждый год весной эти растения возобновляют свой рост. К плодоношению переходят не раньше второго года жизни. В первый и последующий годы жизни многолетние растения образуют органы отложения запасных веществ (корневища, луковицы), которые к наступлению зимы вступают в покой. Надземные органы и часть корней к этому времени отмирают.( хрен, щавель, репейник, клевер и др)

ГРУППА №3

Значение Покрытосеменных растений в природе и жизни человека

Значение растений в природе:
1. Растения - первое звено в трофической цепи (продуценты). Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа минеральных и органических веществ.
3. Влияние на климат.
4. Взаимосвязанная эволюция с другими организмами.
5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.

Значение растений в практической деятельности человека:
1. Пищевые и кормовые растения.
2. Лекарственные растения.
3. Технические: прядильные, дубильные, эфирномасличные каучуконосные, красящие.
4. Дающие древесину.
5. Декоративные.

Значение цветковых в жизни природе и человека трудно переоценить

имеются плодовые (яблоня груша апельсин и лимон) и ягодные клюква, земляника, персик.

 Люцерна, клевер и другие растения – ценный корм для домашних животных.

Из гевеи получают натуральный каучук.

Роза, астра, ромашка, сирень, кактус и многие другие используются как декоративные растения.

Важное значение имеют листопадные и вечнозелёные леса, покрывающие около 25 % суши.  

С лечебной целью используют корни, листья, траву и сок разных цветковых растений.

В научной медицине, например, листья подорожника применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее и противоаллергическое средство.

Некоторые растения используются в производстве косметики. Большинство цветковых растений применяют для декоративного оформления

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Интегрированное внеклассное занятие по химии и биологии «Тайна в чашке чая» Цели: • Познавательная – знакомство с историей происхождения чая, особенностями употребления чая в Китае и России; чайным этикетом; расширение кругозора учащихся. • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух. • Воспитательная – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи • , воспитание уважительного отношения к образу жизни других народов, более глубокого осознания своей культуры.
0 ₽
Цель: приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области.
0 ₽
Тема урока «Покрытосеменные, или цветковые растения» Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.Образовательные задачи: 1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. 2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; Развивающие задачи: 1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; 2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы. 3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. 2. Продолжить формирование основ экологической культуры. 3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах. 4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
0 ₽