Предмет:Профильный труд
Класс:9Б2-П
Дата:22.03.2023 г.
Тема урока: Упражнения в выполнении стежка «Вперед иголку».
Цель:научитьсявыполнению стежка «Вперед иголку».
Задачи:
1.Сформировать представление о вышивке, учить приемам работы в данной технике, формировать умение получать четкий контур простейших элементов вышивки.
2.Закрепить умение вдевать нить в иголку, делать узелок, навыки безопасной работы с инструментом, развивать речь, закреплять знания о ремеслах и ремесленниках, развивать самостоятельность во время работы с инструкционной картой, закреплять навыки продуктивной деятельности, развивать творческие способности учащихся.
3.Корригировать внимание в процессе работы с наглядным материалом, в ходе практической работы, корригировать мелкую моторику рук,гибкость и ловкость пальцев.
4.Прививать любовь и интерес к декоративно - прикладному творчеству, воспитывать ответственное отношение к труду (доводить начатое дело до конца), аккуратность, усидчивость в работе, желание и интерес к предмету. Развивать трудолюбие и умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о вышивке, как одном из видов декоративно-прикладного искусства.
Предметные:закрепить и расширить знания детей ремеслах и ремесленниках, учить приемам работы в выполнении стежка «Вперед иголку».
Метапредметные:
Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, понимать заданный вопрос, в соответствии строить ответ в устной форме, проводить сравнение объектов, используя дидактический материал и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: научиться понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получить возможность научиться: сотрудничать с учителем, классом.
Коммуникативные: научиться допускать существование нескольких точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила вежливости; строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.
Формы работы на уроке: практическая работа, групповые задания, дидактические игры, игровые приемы, упражнения, беседа, посещение выставки.
Средства обучения: инструменты и материалы (ткань, ножницы, иголка с игольницей, нитки, карандаш, линейка), образцы стежка «Вперед иголку» на картоне, тренажере, ткани, наглядные пособия: натуральные текстильные материалы, натуральные предметы для выставки «Город Мастеров», игра «Материалы-Инструменты», аудиозапись спокойной музыки, карточки «Выбери правильный ответ», мультимедийная презентация «Упражнения в выполнении стежка «Вперед иголку», мнемокартинки «Смайлы», ноутбук, проектор, экран для просмотра презентации.
Тип урока: практический, комбинированный.
Этапы урока, цель этапа | Содержание учебного материала. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Цель:организация обучающихся, включение в учебную деятельность на личностном уровне,создание положительного эмоционального состояния и настроя учащихся на активную работу. 1 мин | Слайд 1. -Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришло много гостей. На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Выполняй, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. -Как ваше настроение? - Предлагаю вам произнести замечательные слова, которые помогут нам настроиться на работу: - Я хороший ученик! - Я способный и старательный! - Мне нравится учиться! - Я хочу много знать! - Я буду многое уметь! - На сегодняшнем уроке, ребята, вы получите новые знания и умения, которые обязательно пригодятся вам будущем! | Приветствует учащихся Настраивает на активную работу. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу (прием «Аффирмация»). |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности учащихся включения в учебную деятельность. 2 мин | - Сейчас у нас с вами урок профильного труда. На уроках профильного труда мы с вами работаем в разных направлениях: Слайд 2. - Рассмотрите изображения-пиктограммы на слайде и скажите, чем же мы занимаемся на уроках профильного труда? -Уборкой помещения -Уходом за комнатными растениями -Уходом за одеждой и обувью -Работаем с текстильными материалами -Занимаемся сельскохозяйственным трудом В каждом направлении есть свои материалы и инструментами. - Рассмотрите инструменты и материалы у вас на рабочем месте, и скажите, -В каком направлении мы сегодня будем работать? (будем работать с текстильными материалами) Выполни задание «Покажи то, что я назову» (ножницы, иголка с игольницей, ткань, нитки, картон) Дидактическая игра «Материалы-Инструменты» - Что из названного материалы? - А что инструменты? - Разложи в разные коробки: Справа - Инструменты Слева - Материалы | В помощь учащимся на слайде располагаются изображения – пиктограммы разных направлений работы на уроках профильного труда. Называет инструменты и материалы для работы с текстильными материалами. Индивидуальная работа с Альжевым Д., Долговым Д. | Дети отвечают на вопросы Рассматривают слайд презентации. Дети «читают» пиктограммы и называют направления работы на уроках профильного труда. Дети показывают инструменты и материалы для работы с текстильные материалы. Выполняют задание «Покажи то, что я назову» Играют в игру «Материалы-Инструменты» |
3. Проектирование новых знаний, актуализация субъективного опыта учащихся. Цель: Выявить уровень знаний и систематизировать их, актуализировать знания для решения проблемного вопроса. | Содержательная подготовка к восприятию новой темы (вспомнить известные знания и способы деятельности) - Прежде чем начать знакомство с новой темой, вспомните, что же вы знаете о ткани: - Рассмотрите кусочек ткани, который лежит у вас на рабочем месте. Слайды 3. -Какие две стороны есть у ткани?(Изнаночная и лицевая) - Чем отличаются лицевая и изнаночная сторона ткани? (На лицевой стороне рисунок яркий, на изнаночной – бледный.) - Как эти знания используем в процессе шитья? (с изнаночной стороны делают разметку, на изнаночной стороне оставляют узелок) - Какие вы знаете свойства ткани? (мнется, гладится, режется, прошивается иголкой, сматывается в рулон) - Психологическая подготовка к восприятию новой темы (вызвать интерес к теме) - На прошлых уроках мы говорили с вамио ремеслах и ремесленниках. - Что такое ремесло?(это изготовление различных вещей ручным способом) - Кто такие ремесленники ?(это люди, которые занимаются ремеслом.) Слайды 4, 5 - Давайте вспомним, в каких техниках работали ремесленники? Ответы детей: Ремесленники работали в разных техниках: обжигали горшки из глины, вырезали игрушки и посуду из дерева, расписывали их, занимались обработкой металла, кожи и камня, прядением, ткачеством и вышивкой и даже стеклоделием. - А сейчас я хочу пригласить вас на выставку в «Город Мастеров», рассмотрите работы выполненные ремесленниками в разных ремесленных техниках. - Назовите изделия? - Предлагаю вам выполнить задание«Назови материал изделия» Ответы: Дерево, глина, ткань, шерсть, нитки, ленты, железо, камень. - Скажите, работ в каких техниках представлено больше всего. (Работ в технике вышивка) Учащиеся занимают свои места. Проблемный вопрос - Хотели бы вы, чтобы ваши работы, стали экспонатами выставки «Город мастеров»? - Ребята, вы уже наверное догадались, по материалам и инструментам на рабочем месте, а также по экспонатам выставки, что тема сегодняшнего урока связана с вышивкой, а именно с ручными вышивальными стежками. Слайд 6. - Что же такое стежок? (Стежок – часть строчки между двумя проколами иглы) - С каким стежком вы уже знакомы? (Косой обметочный стежок) | Задает вопросы Показывает динамические упражнения для рук «Свойства ткани» Предлагает детям рассмотреть Выставку «Город Мастеров» и выполнить задание «Назови материал изделия». Делает вывод, подводит к теме урока | Дети отвечают на вопросы, показывают движения руками. Рассматривают кусочки ткани. Выполняют динамические упражнения для рук «Свойства ткани» Дудаков К. рассказывает, что такое ремесло. Вакуликов К. рассказывает кто такие ремесленники. Рассматривают Выставку «Город Мастеров» и выполняют задание «Назови материал изделия». Определяют , работ в каких техниках представлено больше всего на выставке. Дудаков К. рассказывает, что такое стежок. Долгов Д. называет с каким стежком уже знакомы. |
4. Изучение новых знаний. Цель: Организовать осмысленное восприятие новой информации. | На сегодняшнем уроке вы познакомитесь еще с одним стежком. Он называется - Стежок «Вперед иголку». -Давайте повторим его название вместе - Стежок «Вперед иголку». Тема урока звучит так «Упражнения в выполнении стежка «Вперед иголку». - Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (распознавать и выполнять стежок «Вперед иголку») Стежок «Вперед иголку» является простейшим вышивальным стежком. Так что же такое вышивка и как она появилась? Изначально на Руси шитье имело только практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. Слайд 7. С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного родавышивкой, камнями или жемчугом. Археологи находят фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-ХII векам. Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняются вручную. Слайд 8. С семи лет девочки на Руси учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то в 13-15 лет начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В картинах художников Натальи Милашевич и Филиппа Малявина мы как раз видим девушек за вышивкой. Слайд 9. -Рассмотрите образцы вышивки и назовите, какие элементы использовали в узорах вышивки? ( прямые и волнистые линии, геометрические фигуры, завитки, птиц и животных, цветы и деревья, изображения человека). Слайд 10. Вышивкой украшали одежду, рушники и полотенца, скатерти. Технологий вышивки имелось много разных видов, например, крест, полукрест, гладь и другие. Я надеюсь, что и мы когда-нибудь научимся таким сложным приемам, а пока начнем с простого. Слайд 11. На сегодняшнем уроке мы научимся правильно выполнять ручной стежок–«Вперед иголку», который является простейшим вышивальным стежком. Кроме вышивки еще его используют для временного скрепления частей одежды, получая при этом строчку «Вперед иголку» (ряд повторяющихся стежков). | Задает вопросы Сообщает учащимся материал по новой теме, сопровождает показом слайдов презентации. Показывает репродукции картин художников на слайде, элементы вышивки. | Повторяют хором название стежка «Вперед иголку» Повторяют хором слово «Вы-шив-ка» Слушают рассказ-сообщение учителя, рассматривают слайды презентации. Рассматривают репродукции картин художников на слайде. Называют элементы вышивки: прямые и волнистые линии, геометрические фигуры, завитки, птицы и животные, цветы и деревья, человек. |
5. Первичная проверка понимания изученного Цель: Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | Посмотрели-прослушали-потрогали-проговорили Сегодня нам с вами предстоит выполнить вот такую работу: (Показ образцов работ.) + Вопрос всем – Какие элементы узора вы будите выполнять? Долгов Данил выполнит ручной стежок «Вперед иголка» на картоне по готовым проколам. Дудаков Константин, Вакуликов Кирилл – выполнятвышивку стежками «Вперед иголка» на ткани по намеченным линиям. Альжев Данил - выполнит стежки «Вперед иголку» на деревянном тренажере методом «Рука в руку». Инструменты и материалы: ткань, ножницы, иголка с игольницей, линейка, карандаш, картон с готовыми проколами, деревянный тренажер для шитья со шнурком. Стежки «Вперед иголку» ПОКАЗ имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны. Выполняют их справа налево. Стежки «Вперед иголку» могут быть крупными и мелкими. ПОКАЗ ПРИЕМОВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ Техника выполнения стежка «Вперед иголку» проста и одновременно трудна. Сейчас я вам покажу все этапы работы:
- Как можно определить длину рабочей нити?
Повторить с детьми движение руки: Снизу вверх, Сверху вниз и с тренажером «Игла». Перед тем, как начать практическую работу, предлагаю вам отдохнуть, выполнить ФИЗМИНУТКУ Быстро встали, Потянулись. Выше-выше и нагнулись Ну-ка плечи распрямите Поднимите, опустите. Вправо, влево Повернитесь Рук коленями коснитесь. Сели, встали, Сели, встали И на месте побежали. Гимнастика для глаз | Показывает образцы работ. Показывает приемы работы в выполнение стежков «Вперед иголку» и рассказывает о своих действиях. Напоминает о правилах Техники безопасности. Проводит Физминутку, гимнастик для глаз | Рассматривают, ощупывают образец работы. Смотрят процесс работы в показе и слушают объяснения учителя по каждому этапу. Ощупывают ткань руками. (тонкая или толстая). Повторяют движение руки с тренажером «Игла». Выполняют физминутку, гимнастик для глаз |
6. Применение новых знаний, обобщение и систематизация. Цель: систематизировать полученные знания, обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний в ходе практической работы. | Во время практической части вы будите работать руками, поэтому нужно размять пальчики. Выполним ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ с помощью Массажных шариков Су-Джок - Молодцы, размяли пальчики! Организация рабочего места: 1.Повторене правил ТБ. 2.Подготовка к работе. Во время работы не забываем о правилахтехники безопасности, давайте вспомним их:
Практическая работа Звучит спокойная музыка 1.Вводный инструктаж + Инструкционная карта 2.Самостоятельная работа по выполнению шва «Вперед иголку» Долгов Данил выполняет ручной стежок «Вперед иголка» на картоне по готовым проколам. Дудаков Константин, Вакуликов Кирилл –выполняютвышивку стежками «Вперед иголка» на ткани по намеченным линиям. Альжев Данил - выполняет стежки «Вперед иголку» на деревянном тренажере методом «Рука в руку». - На следующих уроках мы еще потренируемся в выполнении стежка «Вперед иголку». - А сейчас необходимо провести уборку рабочих мест. УБОРКА рабочих мест - Как вы считаете, вы справились с заданием? - У всех получилось? - Какие элементы вышивки вы видите в ваших работах? - Какого цвета нитки вы использовали? | Проводит Пальчиковую гимнастику Напоминает правила Техники безопасности. Совершает обход рабочих мест детей, оказывает необходимую помощь, контролирует выполнение работы и соблюдение правил техники безопасности. Проводит текущий инструктаж и коррекцию неправильных действий. Индивидуально работает со слабыми учащимися. | Выполняют пальчиковую гимнастику ВыполняютПрактическую работу с дифференцированными заданиями. В конце работы выполняют уборку рабочих мест. |
7. Контроль и самоконтроль, коррекция. Цель: определение типичных ошибок, затруднений и пробелов в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования, обучение объективной оценке результатов деятельности. | Теперь нам предстоит проверить качество работы Самопроверка и Взаимопроверка Проверка качества работы: (Долгов Д.) 1.Стежки идут по прямой, не пересекают край изделия. 2.Стежки в строчке не затянуты. 3.Нитка прочно закреплена в начале и в конце работы. Проверка качества работы: (Дудаков К.) 1.Стежки одинаковой длины. 2.Строчка стежков выполнена ровно по намеченным линиям. 3.Нитка прочно закреплена в начале и в конце работы. - Вот теперь ребята можно наши работы тоже разместить на выставке «Город Мастеров». Задание на закрепление «Выбери правильный ответ»: Работа в парах (Дудаков-Вакуликов, Долгов-Альжев) - Проведем контроль полученных вами знаний. Ответь на вопросы и обведи нужный ответ в карточке - В каком ремесле применяют стежок «Вперед иголку»? (в ковке металла, в вышивке, в обработке дерева) -Какой цвет больше всего преобладал в вышивке на Руси? (желтый, зеленый, красный) - Что не украшали вышивкой? (рубахи, посуду, скатерти) - Какие инструменты и материалы нужны для вышивки? (иголка с ниткой, ткань, глина) Слайд12 Выполните задание «Угадай стежок «Вперед иголку»: - Посмотрите на слайд и скажите под какой цифрой стежок «Вперед иголку» 1, 2 или 3 ? | Проводит контроль качества работы: самопроверку и взаимопроверку. Предлагает задания на закрепление, определяет ошибки и пробелы в знаниях, устраняет их. | Выполняют контроль качества работы: самопроверку и взаимопроверку. Работы размещают на выставке «Город Мастеров». Выполняют задания на закрепление по карточкам. Работают в парах (Дудаков-Вакуликов, Долгов-Альжев) |
8. Подведение итогов урока, рефлексия. Цель: организация самооценки учениками собственной учебной деятельности, оценки достижения цели и результатов деятельности своей и класса. | 1. Рефлексия - Чему учились на уроке? (выполнять стежок «Вперед иголку») - С какими материалами работали? - Что удалось? - Что вызвало наибольшие затруднения? - Как вам кажется, вы справились с заданием? - Может ли вам пригодиться в жизни умение выполнять стежок «Вперед иголку»?(выполнить вышивку, сделать подарок, выполнить временное скрепление деталей) Слайд 13. Экспресс-тест «Оцени себя» - Перед вами карточка со смайликами. - Мне было трудно, осталось много вопросов. -Мне было легко, но остались некоторые вопросы. -Мне было легко, и все понятно. - Обведи тот смайл, каковы твои ощущения в конце урока. 2.Выставление оценок за урок, их аргументация (анализ устных ответов обучающихся, анализ практической работы: ошибки в ходе работы) - Ребята, я вам тоже хочу показать вот такой смайл- Это мои ощущения от вашей работы на уроке. Сегодня на уроке вы все очень старались, хорошо отвечали, выполняли практическую работу, различные задания, работали в парах и индивидуально, все молодцы! Костя, Кирилл и Долгов Данил получают пятерки, Альжев Данил - четыре. - Молодцы, ребята, желаю вам новых знаний и новых умений! -- Слайд 14. Урок окончен, всем большое спасибо за урок! | Проводит этап рефлексии, подводит итог урока. Проводит Экспресс-тест «Оцени себя» Выставляет оценки за урок, аргументирует их. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |