ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока: День смеха. Подвижная игрушка - дергунчик
Класс: 1 «Б»
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с появлением праздника, историей возникновения подвижной игрушки
Задачи урока:
Дидактические:
учить детей изготавливать подвижную;
формировать умения и навыки работы, включающей сборку деталей с помощью узлов;
Развивающие:
развивать моторику пальцев;
развивать навыки и умения, необходимые для сборки подвижной игрушки;
Воспитательные:
воспитывать стремление довести начатое до конца;
воспитывать точность и аккуратность;
воспитывать эстетический вкус, дисциплинированность, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока. Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч.деятельности (Ф – фронт., И – инд., П - парная, Г – груп.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля: самокнотроль, взаимоконтроль | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные (П - познав., Р - регулят., К - коммун.) | Личностные | |||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (1-2 мин.) Цель:выработка на личностно – значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный: беседа | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Давайте начнём наше занятие с улыбки. Повернитесь к соседу и подарите хорошее настроение. - Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать картонные заготовки, шерстяная нить, пуговицы и ножницы. Начнём наш урок! | Приветствуют учителя | Ф | Слайд 1 | Контроль учителя | К: умение формулировать коммуникативные связи | Осознают потребность и готовность к образованию | |||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (7 мин.) Цель:подготовка мышления учащихся и организация осознания и внутренней потребности построению учебных действий. | Словесный: беседа | - Ребята, скажите, а что изображено на слайде? - А какие эмоции вы можете назвать? - Как вы определяйте, какая эмоция изображена? - А по каким признакам можно определить радость? - Верно. Одним из главных проявлений положительных эмоций является улыбка и смех. А как вы думайте, важны ли для нас положительные эмоции? - Верно, положительные эмоции благотворно влияют на здоровье человека, делают его добрее и веселее. Все знают крылатую фразу «смех продлевает жизнь». - А знайте ли вы, что есть целый день, посвящённый смеху? - А кто знает, какого он числа? - Правильно, первого апреля. Он прошёл совсем недавно, но мы всё же поговорим о нём на нашем занятии. Итак, кто уже догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Верно, «День смеха». - А что мы вообще знаем о дне смеха? - День смеха – всемирный праздник. Который отмечается первого апреля. В этот день принято разыгрывать друзей или подшучивать над ними. Существует много версий, откуда берёт своё начало этот праздник. Одна из них гласит, что в середине 16 века король Карл IX реформировал во Франции календарь, перенеся Новый год на 1 января, но многие продолжали праздновать 1 апреля. Людей, которые преподносили в этот день друг другу подарки, называли апрельскими дураками. Также было принято разыгрывать всех. Отсюда и пошел День смеха или День апрельского дурака, как его по-другому называют. Позже появилась традиция в этот день устраивать ярмарки со смешными конкурсами, где все ходили в разных масках и развлекались. Неотъемлемой частью таких празднеств были комедийные театральные сценки. Особенно популярны были шоу марионеток. - Итак, ребята, кто внимательно слушал, как принято праздновать первое апреля? - Какие шоу устраивали на первоапрельских праздниках? - Верно, шоу марионеток. Ребята, а вы знайте, что такое вообще марионетка? - Марионетка – это подвижная кукла, которая управляется с помощью шнурков и ваги (марионеточного креста). Но есть и более простые вариации марионеток. Например, плоские подвижные игрушки, которые изготавливаются из дерева или картона. Такие игрушки называются плясунами или дергунчиками. | Отвечают на вопросы учителя: - эмоции; - грусть, радость, злость и т.д. - По улыбке, нахмуренным бровям и т.д. - По улыбке, смеху и т.д. Определяют тему урока. Отвечают на вопросы учителя Слушают учителя | Ф Г Ф | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Контроль учителя | Вспоминают особенности национального костюма, его облик в разных странах | П: умение анализировать, обобщаться, классифицировать, сравнивать, делать выводы; П: умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной форме; Р: умение определять границы собственного знания – незнания |
4. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план, задачи, средства) (2-3 мин.) Цель: постановка целей учебной деятельностивыбор способа и средств их реализации | Словесный: беседа Целепологание Планирование | - Итак, после всего, что я вам рассказала, давайте подумаем, чем мы займёмся на нашем уроке? - Сегодня мы с вами изготовим подвижную игрушку. А из чего она будет? - Верно, из картона. А собирать мы её будем с помощью нитей. Задачи:
- Ребята, по какому плану будем работать? - Верно, у нас будет три ступени: •Изучаю •Применяю •Оцениваю | Отвечают на вопросы Ставят задачи на урок. Планируют работу на уроке. | Ф Ф Ф | Слайд 5 Слайд 6 | Контроль учителя | Р: умение определять цель деятельности, составлять план действия по решению проблемы П: умение ориентироваться в своих знаниях и осознать необходимость нового знания | Л: уважительное отношение к чужому мнению | |||
3.Выявление места и причины затруднения (2 мин.) Цель: анализ возникшей ситуации и на его основе выявление места и причины затруднения | Наглядный: иллюстрации Практический: Задание с шифром Словесный: беседа Наглядный: иллюстрация | - Итак. Для, начала давайте узнаем, что из себя представляет подвижная игрушка-дергунчик. Дергунчик – вариант механической игрушки, части которой слабо соединены и приводятся в движение с помощью нитей, закреплённых на задней стороне игрушки. - А как вы думайте, такие игрушки применялись исключительно в театрах? - Конечно, нет. А где ещё их можно было использовать? - Дергунчики довольно быстро распространились в качестве детских игрушек. Их продавали в магазинах и изготавливали дома по несложной технологии. Таким образом одним из основных предназначений дергунчиков стало приносить радость детям. - Ребята, а какие ещё вещи созданы для того, чтобы приносить людям радость и смех? Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и написать на листочках столько примеров, сколько сможете придумать. А потом проверим, чья парта придумала больше всего вариантов. - Итак, мы услышали много вариантов. Тут и игрушки, и воздушные шарики, и другие вещи. - Ребята, а есть такие места, которые созданы, чтобы приносить радость? - А цирки созданы, чтобы приносить радость? - А что у нас самое весёлое и смешное в цирке? - Конечно же, клоуны! Итак, я думаю, вы догадались, кого именно мы будем мастерить на нашем уроке? - Верно, клоуна. | Дети слушают учителя Отгадывают шифр с названиями одежды Узнают название и внешний вид разных элементов греческой одежды | Ф Г Ф | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | Контроль учителя Взаимоконтроль | Узнают чуть больше о культуре Греции Изучение различных элементов греческого костюма | П: умение структурировать знания П: применение логики для решения шифра | формирование уч- познавинтереса к новому учебному материалу |
5. Реализация построенного проекта. (15 - 20 мин.) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого типа. | Словный: беседа Наглядный: иллюстрации Словесный: беседа | - Хорошо, ребята, теперь, когда мы знаем кого мы будем изготавливать, нужно же, узнать, как мы будем это делать? Технология изготовления дергунчика несложная, но в ней можно запутаться. Я специально для вас записала видео-инструкцию по изготовлению нашей игрушки. Сейчас мы предварительно её просмотрим, а затем будем поэтапно мастерить нашего клоуна. А сейчас внимание на экран и слушаем внимательно. | Отвечают на вопросы учителя | Ф Ф | Слайд 19 Слайд 20 | Узнают характерные черты и особенности греческого костюма | П: умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы Р: умение осуществлять действия по реализации плана К: умение осуществлять учебное сотрудничество; | Строят взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интереса | |||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (2 мин.) Цель: освоение учащимся нового способа действия при решении типовых задач. | Практический: составление правил работы с красками | - Итак, какую ступень мы с вам прошли? - Верно, «Изучаю», и мы переходим к следующей. Как она звучит? («Применяю») - Перед тем как приступить к работе предлагаю вспомнить технику безопасности.
| Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают технику безопасности. | Ф Ф | Слайд 21 Слайд 22 | Контроль учителя | Повторяют правила поведения при работе с красками | Р: реализация самодисциплины | |||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин.) Цель: исполнительская рефлексия, применение нового знания в типовых заданиях. | Словесный: беседа Физминутка Практический: рисунок | - Хорошо, теперь давайте проведём физминутку для рук. ФИЗМИНУТКА - Приступаем к работе. Образцы будут как на слайде, так и на доске. Учащиеся выполняют работу, учитель следит за процессом и помогает детям, если это требуется. - Ребята, а вы заметили, что у наших клоунов совсем нет эмоций? Давайте нарисуем нашим клоунам лица. - Итак, ребята, время заканчивать. | Выполняют физминутку Учащиеся выполняют работу, учитель следит за процессом и помогает детям, если это требуется. | Ф И | Слайд 23 | Контроль учителя Самоконтроль | Учатся работать по этапам Выполняют практическое задание по развитию художественных навыков | Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение сравнивать результат действия с заданным эталоном. | мотивация к работе на результат. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (3 мин.) Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующего раздела. | Наглядный: выставка | - Перейдём на последнюю ступень. Как она звучит? («Оцениваю») - Давайте несколько ребят выйдут к доске и покажут, что у них получилось. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Ф | Слайд 24 Слайд 25 | Контроль учителя; самоконтроль | П:умение строить речевое высказывания в устной и письменной форме; К: умение принимать чужую точку зрения, отличную от своей | ||||
9.Рефлексия учебной задачи (1-2 мин.) Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности. | Словесный: беседа Рефлексия | - Ребята, какую тему мы сегодня изучали? - Вернемся к задачам урока. Все задачи мы выполнили? - Что мы узнали сегодня нового? Чему научились? - Над чем нужно поработать? - Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? - Хорошо. Давайте напоследок ещё раз улыбнёмся друг другу. Теперь давайте приберём рабочие места. Всем спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу на уроки. | Ф | Слайд 26 Слайд 27 | Контроль учителя | Р: умение соотносить действия с планируемыми результатами |