ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»
Реферат на тему:
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Составитель
преподаватель
Кожухова
Ольга Валерьевна
Смоленск
2024
ПЛАН РАБОТЫ
Введение.
Технология дифференцированного обучения.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов образования (далее ФГОС) является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Технология развития критического мышления
Информационно – коммуникационная технология
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Технология дифференцированного обучения
Масштабы данной статьи не позволят рассмотреть все эти технологии, поэтому одну из них: технологию дифференцированного обучения на музыкально-теоретических дисциплинах.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
С УЧЕТОМ ФГОС
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Дифференцированный подход в обучении – это:
-создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
-комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы, студентов на группы, а технология обучения в одной группе студентов разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.
Отсюда следует:
- дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;
- проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
- только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.
Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:
- возраст;
- пол;
- внимание;
- способности (творческие, умственные, математические);
- типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);
- каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);
- уровни понимания (поверхностное - о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как и о чем + что + как + зачем);
- уровни общего развития,
- психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики).
Следовательно исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого учащегося в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Однако правильные в целом принципы пока ещё, к сожалению, только декларируются.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Чаще всего выделяются три группы студентов:
- студенты первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один-два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
- студенты второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
- третью группу составляют студенты, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Знание уровня сформированности у студентов умений и навыков помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе по карточкам студенты выполняют различное количество заданий.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
2. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные студенты, при чем слабых прошу повторить за сильными. Студентам 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного материала. Студентов из 3 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы, презентации и т. д.).
3. Выполнение практических работ
При выполнении практических работ сначала решаются более лёгкие задачи студентами 1 и 2 групп, а далее более сложные – студентами 3 группы. Используется взаимопомощь, когда сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
Если на практических работах предлагаются всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания, для 2 группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3 группы – только цель.
4. Закрепление нового материала
При закреплении нового материала дифференцируются вопросы на закрепление. Для 3 группы сразу же предлагается выполнить практическое задание. Для 2 группы - работа с учебником. Со слабыми студентами повторяются основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп различное. Сильным сообщается цель задания, а средним и слабым – задания описываются более подробно. Со временем задания во всех группах усложняются, что способствует развитию мыслительной деятельности.
4. Домашнее задание
Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженности студентов другими предметами.
Студентов 3 группы учат работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также проводить небольшие исследования. Они часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагается выступить, но для подготовки дается литература или указываются источники. Для преодоления пробелов в знаниях учащимся 1 и 2 групп даются небольшие дополнительные упражнения.
Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:
• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);
• с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);
• с технологией обучения и воспитания без насилия;
• с технологией эффективной речевой деятельности;
• с технологией диалогового обучения и воспитания.
Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:
1. Технология используется в системе.
2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.
3. Интегрируется с другими технологиями.
Современные педагогические технологии давно и с успехом применяются в образовательных учреждениях. В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Нельзя не отметить внутреннюю дифференциацию, которая учитывает типологические особенности обучающихся и осуществляется практически на каждом урок. Чаще всего она осуществляется внутри группы и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности. По всей вероятности именно индивидуальный подход является причиной того, что в начальном звене практически отсутствуют неуспевающие дети.
Способы внутренней дифференциации:
содержание задания одинаково для всех, но для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается;
содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных обучающихся предлагаются задания большего объема или более сложные;
задание общее для всей группы, а для слабых обучающихся дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых обучающихся;
предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).
Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности, на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в полугодии 5 на «Отлично», 4 - на «4+», 3 примера на «Хорошо», 2 - на «4 с минусом», 1 пример на «Удовлетворительно»; на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор: традиционную - на «отлично», с вариантами ответов - на «хорошо», с помощью учебника - на «удовлетворительно»; на уроке сольфеджио при записи диктанта «отлично с плюсом» получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.
Практический пример: формы дифференцированного обучения используемые на сольфеджио и теории музыки.
Дифференциация требований по теории музыки (письменная работа)
Задания | На «3» | На «4» | На «5» |
Построение звукорядов 3-х видов мажора и минора | Тональности до 3-х знаков при ключе | Тональности до 5-х знаков при ключе | Тональности до 7- х знаков при ключе |
Построение ладов народной музыки | Тональности до 3-х знаков при ключе, от белых клавиш | Тональности до 5-х знаков при ключе | Тональности до 7- х знаков при ключе |
Построение хроматической гаммы | Тональности до 3-х знаков при ключе от белых клавиш | Тональности до 5-х знаков при ключе | Тональности до 7- х знаков при ключе |
Разрешение диатонических интервалов во все возможные тональности | 6.2 и м.2, б.З и м.З | 6.2 и м.2, б.З и м.З, б.6,м.6, б.7, м.7 | Все интервалы |
Работа с тритонами | Построение тритонов в тональностях до 3- х знаков при ключе | Построение тритонов в тональностях до 5- х знаков при ключе | Разрешение тритона во все возможные тональности |
Работа с аккордами | Определение данных аккордов (трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями), построение в тональностях до 3- х знаков при ключе | Определение данных аккордов(трезвучия с обращениями, доминантовый и вводный септаккорды с обращениями), построение в тональностях до 5- х знаков при ключе | Определение данных аккордов (все трезвучия и септаккорды с обращениями), построение в тональностях до 7-х знаков при ключе |
Письменная творческая работа на данные темы, представление ее | По желанию +1 балл | По желанию +1 балл | По желанию +1 балл |
Дифференциация требований по сольфеджио
Задания | На «3» | На «4» | На «5» |
Диктант | Один из написанных в течение учебного года | С подсказками - дана нота на сильной доле в каждом такте | Традиционный |
Сольфеджирование одноголосных примеров наизусть | Один из двух выученных | Один из трех выученных | Один из пяти выученных |
Сольфеджирование двухголосных примеров | Один выучен | Один из двух выученных | Один из трех выученных |
Интонационные упражнения | В в тональностях до 3-х знаков при ключе Звукоряды 3-х видов мажора и минора, интервалы группами (секунды, терции), последовательность аккордов из предварительно данных. | Звукоряды 3-х видов мажора и минора, интервалы группами (секунды, терции, сексты, септимы, тритоны), последовательность аккордов х знаков при ключе. | Звукоряды 3-х видов мажора и минора, интервалы группами (секунды, терции, сексты, септимы, тритоны, характерные интервалы), последовательность аккордов с листа, интервалов и аккордов от звука. |
Слуховой анализ | Объявление блоков- звукоряды, интервалы, трезвучия, обращения трезвучий, доминантовый септаккорд с обращениями; звучание в среднем регистре | Без объявления блоков + интервалы в тональности, функциональный анализ; расширение регистрового диапазона | Без объявления + все септаккорды, альтерированные ступени, последовательность интервалов в тональности, функциональный анализ; звучание в крайних регистрах |
Исполнение вокального произведения | На выбор вокализ (из двух предложенных) или романс (из трех предложенных) с аккомпанементом педагога | На выбор вокализ (из двух предложенных) или романс (из трех предложенных) с аккомпанементом педагога или собственным | На выбор вокализ (из двух предложенных) или романс (из трех предложенных) с собственным аккомпанементом |
Данные требования предлагаются обучающимся заранее, домашние задания строятся по аналогичному принципу, следовательно, обучающиеся самостоятельно принимают решение какую долю своего труда они готовы затратить для получения желаемой оценки.
На экзамене предоставляется возможность дополнительных заданий, для повышения оценки. Решение о необходимости выполнения такого рода заданий принимает сам обучающийся, что принципиально важно.
Практический пример: Урок музыкальной литературы. Контрольная работа по творчеству И.С.Баха. Предлагается выбрать один из вариантов: с вариантами ответов – максимальная оценка «4», без вариантов ответов – максимальная оценка «5», с использованием учебника – максимальная оценка – «3».
Контрольная работа по творчеству И.С.Баха
На «4»
К какому стилю относится творчество Баха?
Рококо
барокко
классицизм
В каком городе родился Бах?
Лейпциг
Бонн
Эйзенах
В переводе на русский язык слово BACH означает…
Море
океан
ручей
Какой музыкальный инструмент был для Баха самым любимым?
Клавесин
орган
скрипка
Рассказывают, что…
У одного из сыновей Баха был ученик, который служил музыкантом в доме графа Кейзерлинга, русского посла при саксонском дворе. Граф страдал бессонницей, и музыкант должен был по ночам услаждать его слух музыкой. Для этого случая Бах написал…
Гольдберговские вариации
Страсти по Матфею
музыкальное приношение
Рассказывают, что…
В 1747 году Бах приехал в Потсдам ко двору прусского короля Фридриха II, где служил придворным клавесинистом его сын Филипп Эммануэль. Король, кстати, сам был неплохим музыкантом и вполне прилично играл на флейте. В подарок королю Бах сочинил произведение, в основу которого легла тема, сочиненная королем. Это произведение называется…
Гольдберговские вариации
Страсти по Матфею
музыкальное приношение
В 1829 году в Берлине, по инициативе Ф.Мендельсона, было исполнено произведение Баха, к тому времени совершенно забытого композитора. После этого исполнения началось триумфальное шествие музыки Баха по всему миру. Как называлось это произведение…
Гольдберговские вариации
Страсти по Матфею
музыкальное приношение
Французский органист и клавесинист, который не решился соревноваться с Бахом…
Луи Маршан
Дитрих Букстехуде
Иоганн Форкель
Автор первой биографии Баха
Луи Маршан
Дитрих Букстехуде
Иоганн Форкель
В юности Бах совершил путешествие пешком в город, находящийся за 300 километров от его дома, чтобы послушать игру этого органиста…
Луи Маршан
Дитрих Букстехуде
Иоганн Форкель
На «5»
К какому стилю относится творчество Баха?
В каком городе родился Бах?
В переводе на русский язык слово BACH означает…
Какой музыкальный инструмент был для Баха самым любимым?
Рассказывают, что…
У одного из сыновей Баха был ученик, который служил музыкантом в доме графа Кейзерлинга, русского посла при саксонском дворе. Граф страдал бессонницей, и музыкант должен был по ночам услаждать его слух музыкой. Для этого случая Бах написал…
Рассказывают, что…
В 1747 году Бах приехал в Потсдам ко двору прусского короля Фридриха II, где служил придворным клавесинистом его сын Филипп Эммануэль. Король, кстати, сам был неплохим музыкантом и вполне прилично играл на флейте. В подарок королю Бах сочинил произведение, в основу которого легла тема, сочиненная королем. Это произведение называется…
В 1829 году в Берлине, по инициативе Ф.Мендельсона, было исполнено произведение Баха, к тому времени совершенно забытого композитора. После этого исполнения началось триумфальное шествие музыки Баха по всему миру. Как называлось это произведение…
Французский органист и клавесинист, который не решился соревноваться с Бахом…
Автор первой биографии Баха
В юности Бах совершил путешествие пешком в город, находящийся за 300 километров от его дома, чтобы послушать игру этого органиста…
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой обучающихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения могут быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "Все новое - это хорошо забытое старое".
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
Гузеев В.В. Образовательная технология : от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
Т.А.Замятина «Современный урок музыки », учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., «Педагогика».
Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий ». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.
Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г
Интернет ресурсы:
http://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
http://netedu.ru/ - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.)
http://www.openlesson.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом)
http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».