Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Урок – беседа «Памятники посвященные блокадному Ленинграду»

Урок – беседа «Памятники посвященные блокадному Ленинграду»

Целью урока стали : -совершенствование духовно – патриотического развития учащихся; - сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; - познакомить учащихся с необычными фактами военного времени; - воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок – беседа «Памятники посвященные блокадному Ленинграду»

Цель: - совершенствование духовно – патриотического развития учащихся;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- познакомить учащихся с необычными фактами военного времени;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,

памятникам войны, способствовать развитию мышления и

познавательной активности.

Оборудование:

Ход занятия

Звучит фоновая музыка: песня «Ленинградцы»

Ребята мы с вами сегодня поговорим о замечательном городе. Давным-давно его основал Петр 1.В течении 300 лет он менял свое название: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Ленинград навсегда останется в памяти людей как символ мужества, гордости, подвига.

Сегодня не обычный день.

Воспитатель: Кто знает?

Дети отвечают: День снятия блокады.

Воспитатель:правильно ребята. Сегодня 27 Января- день снятия блокада Ленинграда.

Воспитатель:Вы знаете, что такое блокада?

Давайте вернемся в то страшное время. Теплое летнее утро.22 июня 1941г Ленинградцы собираются отдыхать в парке, сходить в музей. Выпускники школ учатся танцевать вальс. Но вдруг по радио передают: началась война!

На нашу Родину напали плохие люди. И имя у них немецкие оккупанты. А самого главного звали Гитлер. Он приказал уничтожить Ленинград. На город полетели вражеские самолеты началась осада города. В Ленинграде жили такие же ребята как вы, они любили рисовать и петь песни, гулять и купаться в озере. В один миг все рухнуло. Звучит: «Священная вона» (первый куплет)

…Мужчины уходили на фронт.

Фашисты захватывали города и села.

Ленинградцы выставляли заграждения, рыли траншеи. Превращая свой город в крепость.

8 сентября город окружили со всех сторон. В город нельзя проехать на поезде, машине, корабле. Выехать тоже нельзя. Это блокада.

Немцы беспощадно обстреливали и бомбили город. Снаряды летели и днем, и ночью, убивая взрослых и детей, разрушая дома, заводы, склады с продовольствием. В город пришел голод. В домах не было света и воды.

По городу стояли тысячи зенитных установок, для отражения авианалётов фашистских самолетов.

Ленинградский метроном — это система оповещения о воздушной тревоге. Громкоговорители по всему городу отбивали ритм. Это своего рода шифровка: быстрый ритм-тревога, медленный-отбой.

Над памятниками, заводами, промышленными зонами подымали в небо заградительные аэростаты.

Воспитатель:Ребята, кто знает, что это?

Дети: это надувные большие шары.

Воспитатель:

Аэростат легче самолета, его наполняли газом. Тросы державшие аэростаты очень мешали бомбардировщикам. Немецким самолетам приходилось высоко летать, что мешало вести прицельное бомбометание. Кроме бомб, фашисты сбрасывали фугасы. Фугас-зажигательные снаряды, они поджигали крыши домов, поэтому на крышах домов дежурили дети и когда падал фугас, его брали щипцами и клали в ящик с песком.

Воспитатель:что такое фугас? И как с ними боролись? Кто дежурил на крышах?

Фугас-это зажигательный снаряд, при попадании в дом происходил пожар. Поэтому на крышах домов дежурили, а основном дети, так как взрослые были заняты на производствах (снарядов, разборках завалов). Дети работали на ровне со взрослыми (взрослые работали на более тяжелой работе), а дети помогали разбирать завалы, ремонтировать крыши, забивать окна.

Блокада продолжалась.

Продуктов не хватало, ввели продуктовые карточки. Всего один кусочек хлеба 125 грамм на целый день. Люди голодали.

Хочу рассказать о девочке Тане Савичевой, она немного старше вас. Таня вела дневник с начало блокады, в нем было только девять страниц. На которых теряя силы от голода она записывала «визиты смерти».

Наступили морозы.

Я в горку саночки толкаю.

Еще немного-и конец.

Вода, в дороге замерзая, тяжелой стала как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер морозит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

Морозы и помогли Ленинградцам. По льду Ладожского озера в город повезли хлеб и другое продовольствие. По мимо продуктов в город привезли большое количество кошек для борьбы с крысами. Люди назвали их: Мяукающая дивизия.

Памятник «Мяукающая дивизия»

 Одна из самых страшных страниц этой войны – это почти 900-дневная блокада Ленинграда. Об одном из эпизодов это самого трудного периода в жизни Петербурга. ИЗ воспоминаний. Моя бабушка, блокадница, практически никогда не рассказывала о тех ужасах, которые ей подростком пришлось пережить в годы войны в осажденном городе, однако в ней на всю жизнь остался какой-то животный страх перед грызунами. О них и пойдет речь.

В самом центре Петербурга, на Малой Садовой улице, в начале 2000-х годов появились небольшие фигурки – кошки Василисы и кота Елисея. Считается, что скульптуры были установлены недалеко от Невского проспекта в память о самоотверженных кошках, которые в годы Великой Отечественной войны спасли осажденный Ленинград от нашествия крыс. Кольцо блокады сомкнулось 8 сентября 1941 года: голод, лютые морозы первой блокадной зимы, постоянные артобстрелы и бомбежки, очереди за мизерным пайком хлеба, трупы на улицах и холодное дыхание смерти, - такой была жизнь в осажденном Ленинграде. За первые месяцы блокады люди съели всех собак и кошек, уток и голубей. Выжить в этих жутких условиях удалось лишь нескольким домашним питомцам, например, коту Максиму, который не только пережил блокаду, но и оказался долгожителем: кот умер только в 1957 году.

После того, как в Ленинграде практически не осталось ни одного домашнего животного, на осажденный город обрушилась новая беда – нашествие голодных, злых и быстро размножающихся крыс. Эти грызуны в отличие от остальных обитателей блокадного Ленинграда не испытывали недостатка в еде, питаясь трупами людей, которые умирали прямо на улицах от голода и холода. Силами самих горожан были созданы специальные бригады уничтожителей, но серые полчища буквально захлестнули улицы. И вот в апреле 1943 г. после открытия «Дороги жизни», в Ленинград из Ярославля прибыло четыре вагона дымчатых кошек-крысоловок, прозванных «Мяукающей дивизией». И это был верный стратегический манёвр – за хвостатыми спасителями выстраивались длинные очереди.

После того, как Ленинград был полностью освобожден, в город привезли еще одну партию крысоловов. На этот раз из Сибири. Тюменским, Омским, Иркутским кошкам за довольно короткий срок удалось практически до основания истребить крысиную армию: на грызунов было брошено около пяти тысяч сибирских кошек. Сегодня в Северной столице множество памятников, посвященных котам и кошкам. В 2000 году были установлены скульптуры кота Елисея и кошки Василисы на Малой Садовой улице. А в 2016-ом во дворе дома 4 по улице Композиторов был открыт еще один памятник блокадной кошке.

Памятник «Блокадный трамвай»

В сентябре 1941 года, когда город был взят в блокадное кольцо, а практически весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, единственным способом передвижения по городу для 2.5 миллионов жителей Ленинграда стал трамвай. По поручению Военного Совета фронта трамваи осуществляли перевозку воинских подразделений, снарядов, техники, оборудования, раненных. По указанию главы Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Сороки М. Х., вагоны готовились для перевозки раненых, а также приступали к прокладке путей к больницам имени И. М. Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана.

Трамвай, пересечение Невского и Литейного проспектов. 1942 год, 456 день блокады

Памятник блокадному трамваю на проспекте Стачек

К концу ноября 1941 года перебои в электроснабжении города участились, а 8 декабря весь электрический транспорт встал. Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей «Блокадной книге» пишут: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов. Сотрудники Трамвайно-троллейбусного управление во главе с начальником Сорока М. Х. бросили все силы на восстановление движения. В итоге было восстановлено 150 километров контактной сети, а 15 апреля возобновилось пассажирское движение. Сначала были открыты пять маршрутов, по которым отправились 320 вагонов.

Дата 15 апреля 1942 года и события, связанные с восстановлением движения трамвая, подробно и неоднократно описаны в литературе и воспоминаниях ленинградцев. Писатель Николай Тихонов в одном из своих очерков о блокадном Ленинграде рассказывает, что весну 1942 года в городе «делали» не ласточки, а трамваи. Трамвай стал символом возвращения к прежней жизни. Лев Успенский посвящает строки блокадному трамваю:

«Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы».

Бомбардировки города продолжались до начала 1944 года, из-за этого трамвайные пути постоянно выходили из строя. В сентябре 1943 начальник ТТУ Михаил Сорока в статье для «Лен правды» пишет, что «разбитые снарядом рельсы, порванные провода чинятся под огнем врага».

Трамвай на Невском проспекте у пересечения с Литейным проспектом. 1942 год, 456 день блокады

В своей книге «Фронтовой трамвай» Михаила Сорока отмечает, что в осажденном Мадриде в 1937 году трамвай функционировал лишь одну неделю, в 1945 году в Берлине, после того, советские войска окружили город, движение на магистралях прекратилось сразу же, тогда как в Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай работал 811 дней.

По данным ТАСС, за время блокады было разрушено 38,8 км трамвайного пути, 450 км трамвайной контактной сети, 40 км кабельной сети. К началу 1944 года было восстановлено 350 повреждений трамвайных путей (около 80 км) и 1000 обрывов контактной сети.

Память

По словам директора Музея городского электрического транспорта Кирилла Найквиста, «петербуржцы бережно хранят память о блокадном трамвае», и в особые даты — 27 января, 15 апреля, 9 мая — в музее проходят акции, с целью выразить дань уважения работникам Трамвайно-троллейбусного управления в блокадные дни города.

В 1995 году, к пятидесятилетию победы, Управление «Горэлектротранс» выпустило две книги — «Ленинградский трамвай. 1941—1945» и «Книгу памяти».

Памятник

В 2007 году к 100-летию трамвайного движения в Петербурге на проспекте Стачек был установлен Памятник блокадному трамваю. В четырех километрах от этого места проходила линия фронта, и на этом участке Петергофского шоссе была сооружена противотанковая баррикада из трамвайных вагонов, заполненных камнями.

Памятник «Мемориал разорванное кольцо»

Две железнодорожные арки (вес 32 т, высота 7 метров) символизирует кольцо блокады, разрыв между ними – дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне – следы протектора машины. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85 -мм зенитное орудие.

У подножия кольца выбиты строки:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

Б. Кежун.

Памятник «Блокадный храм»

Место строительства выбрано не случайно – здесь на Малой Охоте, было небольшое кладбище, ставшее в блокаду местом массовых захоронений, до 1938 года на этом месте всегда были храмы.

В нашем столетии появилась Успенская церковь, посвященная жертвам блокады Ленинграда.

Памятник «Цветок – жизни»

Там, где была смерть победила юность. «Цветок жизни пробивается сквозь камни и устремляется ввысь.

Памятник был поставлен в память о детях, погибших во время блокады Ленинграда. Обстановка вокруг тех детей была другая по сравнению с обстановкой нынешних детей. Но, не смотря на все трудности блокады, дети продолжали учиться, посещать кружки. Многие из них, научившись тушить «зажигалки» дежурили на крышах домов и гасили их. Юные Ленинградцы, принимали участие в обороне Ленинграда. Дети пробирались на фронт, уходили в партизаны. Своей грудью они закрывали родной город.

Памятник «Дневник Тани Савичевой»

Таня Савичева, девочка из осажденного Ленинграда. На глазах Тани погибли

ее бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Таня записала об этом на страницах своего дневника.

Дневник выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия- в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по дороге жизни на «большую землю». Врачи боролись за ее жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня умерла от истощения.

Памятник «Дневник Тани Савичевой» состоит из восьми стел- страниц блокадного дневника.

Памятник «Вагонетка»

«Вагонетка» - один из самых страшных памятников Ленинграда. На таких вагонетках вывозили близ лежавшие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших.

Памятник «Вечный огонь на Пискаревском кладбище»

Вечный огонь на верхней террасе Пискаревского мемориала горит в памяти обо всех жертвах блокады и героических защитниках города.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год 41…Год 42…

Полгорода лежит в земле сырой.

- Давайте почтим всех погибших в блокадном Ленинграде минутой молчания.

Заключение.

Это далеко не все памятники блокадному Ленинграду, желающие узнать о других памятниках, могут обратиться в библиотеку.

Иллюстрации к беседе

Памятник «Блокадный храм»

Памятник «Вагонетка»

Памятник «Вечный огонь на Пискаревском кладбище»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Целью урока стали : -совершенствование духовно – патриотического развития учащихся; - сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; - познакомить учащихся с необычными фактами военного времени; - воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.
0 ₽
Данный материал был разработан с целью : расширить представления учащихся о достопримечательностях своего города, о названиях улиц; - развить связную речь, обогатить и активизировать словарь детей, побудитьть свободно мыслить, фантазировать; - закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности; - воспитать любовь к родному городу.
0 ₽
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума. При составлении плана воспитательной программы учитывались Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы ГБУ ОО ЗО МСКОШИ "Гармония" г.Мелитополь, требования ФГОС на 2023-2024 учебный год.
0 ₽