Урок литературы в 8 классе «Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.
Тема. Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века.
Цели:
- проанализировать образ главного героя романа, понять, почему Пушкин избрал Петра Гринёва на роль рассказчика;
- развивать навыки анализа образной системы художественного произведения;
- воспитывать интерес к исторической прозе Пушкина.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют характеризовать литературного героя, раскрывать мотивы его поступков, давать им собственную оценку.
Оборудование: текст романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», учебник «Литература. 8 класс» в 2 частях. Ч. 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 11-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока.
Проверка домашнего задания. (Устный ответ на проблемный вопрос «Что такое честь для героя романа Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва?)
Осуществляется в ходе урока.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. В центре последнего крупного произведения А.С. Пушкина находится Пётр Андреевич Гринёв – обычный человек из ничем не примечательной, как бы сейчас сказали, «среднестатистической» дворянской семьи XVIII века. Охарактеризуем этого персонажа и попытаемся понять, почему именно в его восприятии поданы грозные события пугачёвского восстания.
Вопросы к учащимся.
- Используя цитаты из текста, охарактеризуйте семью Петруши Гринёва и обстановку, в которой он рос.
- Какие черты характера сформировались у Гринёва в кругу семьи?
Слово учителя.
Петруша ещё до рождения был записан в лейб-гвардии Семёновский полк. Лейб-гвардией в Российской империи и других странах назывались отборные воинские части, предназначенные для охраны особы и местопребывания монарха. Помимо прямых боевых и караульных задач лейб-гвардия исполняла церемониальную роль: принимала участие в парадах, шествиях и торжественных выездах. В связи с этим особое внимание уделялось внешнему виду гвардейцев. Предпочтение отдавалось высоким, хорошо сложенным новобранцам. Более того, в каждом полку лейб-гвардии даже существовали свои требования к внешности: в Преображенский полк брали русоволосых рекрутов, в Семёновский полк принимали блондинов, в Измайловский – брюнетов.
Вопросы к учащимся.
- Чем объясняется решение отца отправить служить сына не в блестящий Семёновский полк, расквартированный в Петербурге, а в армию?
- Вы одобряете или осуждаете поступок Андрея Петровича Гринёва, пославшего сына «потянуть лямку» да «понюхать пороху»?
- Как Петруша воспринял решение отца?
- Какие черты характера проявились у Гринёва при вступлении в самостоятельную жизнь – в частности, при встрече с Зуриным?
- Как вы считаете, свидетельствует ли легкомысленный проигрыш и кутеж Гринёва о том, что он человек менее принципиальный и честный, чем его отец? Аргументируйте ответ.
- Оправдались ли тягостные предчувствия героя насчёт того, что на службе его будет мучить скука «в стороне глухой и отдалённой»? В ответе используйте цитаты из текста.
- Эпиграфом к роману послужила пословица «Береги честь смолоду». Тема чести постоянно возникает на страницах произведения в связи с образом Гринёва. Первый раз он появляется в эпизоде с Зуриным. В каких ещё случаях Гринёву приходится отстаивать свою или чужую честь?
- Что вы вкладываете в понятие «честь»?
Игра «Ассоциации». Задания учащимся.
- Укажите, с какими близкими понятиями или жизненными ситуациями у вас ассоциируется понятие «честь».
Учащиеся перечисляют свои ассоциации (например, смежные понятия «долг», «искренность», «правдивость», «следование правилам морали» или ситуации, в которых необходимо отстаивать честь).
Восприятие нового материала.
Вопросы к учащимся.
- Что такое честь для Петра Гринёва? В ответе используйте домашние сочинения-рассуждения.
- Кто из персонажей является противоположностью Гринёва и постоянно попирает правила чести?
- Каковы мотивы поступков Швабрина? Почему он ведёт себя нечестно?
- Можно ли оправдать Швабрина в его поступках? Аргументируйте ответ.
- При каких обстоятельствах Гринёв впервые встретился с Пугачёвым? Выразительно прочитайте соответствующий фрагмент текста.
- Сколько ещё раз судьба сталкивала Гринёва и Пугачёва? Перечислите соответствующие эпизоды романа.
- Уронил ли Гринёв хоть раз своё достоинство и честь во время встреч с Пугачёвым, перед лицом опасности?
- Какие черты характера Гринёва проявились во время его встреч с Пугачёвым?
- Сделайте вывод: какую роль сыграл Пугачёв в жизни Гринёва?- Как Гринёв отнёсся к восстанию Пугачёва, как он воспринимает бунтарей?
(Очевидно, что симпатии Гринёва не на стороне Пугачёва, так как герой принадлежит к лагерю дворян, да к тому же как офицер присягал на верность императрице, а Пугачёв защищает интересы крестьян и выступает против государственной власти. Возможность успеха пугачёвских войск Гринёв расценивает как катастрофу. Например, в главе «Незваный гость» он говорит: «И на сем-то странном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» Гринёв ясно осознал, какой страшный урон нанесло восстание простому народу. На словах пугачёвцы защищали простой народ, но на деле бунт принёс повсеместные разрушения и бедствия: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. <…> Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!)
Проблемный вопрос к учащимся.
- Как вы считаете, почему Пушкин сделал рассказчиком именно Петра Гринёва?
(Фигура Гринёва выбрана по нескольким причинам.
Во-первых, он видел события пугачёвского восстания изнутри, был их участником, поэтому его свидетельство вызывает у читателей доверие.
Во-вторых, Гринёв – человек объективный, который не судит предвзято. Он видит как промахи и достоинства представителей дворян, так и положительные и отрицательные стороны Пугачёва (в частности, человечность Емельяна, его способность на добрый поступок).
В-третьих, как представитель дворянского лагеря и носитель сходных с автором взглядов, Гринёв выражает авторскую точку зрения на происходящее. Пётр не приукрашивает себя, он предельно правдив, прям, сердечен, поэтому для читателя его оценка событий выглядит авторитетной, правильной).
Применение знаний, умений, навыков.
Вопросы к учащимся.
- Сделайте вывод: как меняется Гринёв от начала повествования к его финалу?
- Критик XIX в. В.Г. Белинский в цикле статей о сочинениях Пушкина назвал Гринёва «ничтожным» и «бесцветным». На ваш взгляд, какие у критика были на это причины?
- Как воспринимаете Гринёва вы? Можете ли вы согласиться с Белинским в его оценке, данной Гринёву?
(Ответы учащихся)
Итог урока.
Вывод: «благие потрясения», произошедшие с главным героем, закалили его характер, выявили лучшие качества: верность долгу, отвагу, честность, откровенность и прямоту.
Он не может бросить в плену отставшего Савельича, честно признается Пугачеву, что его невеста - дочь коменданта крепости. «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Обобщение.
Образ Петра Гринева дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно. В своём романе Пушкин показал, как преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои поступки. Долг и честь Петра Гринева вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за других.
Домашнее задание. Собрать материал о Маше Мироновой. Прочитать главу «Суд».