Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Урок литературы в 8 классе «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»: контраст между парадной стороной жизни и её подлинным лицом».

Урок литературы в 8 классе «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»: контраст между парадной стороной жизни и её подлинным лицом».

Автор Павлова
0 подписчиков
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» учит ребят мыслить и выявлять проблему, что немаловажно в работе с текстом. Казалось бы, всего лишь рассказ, но в нём можно увидеть и синтаксические приёмы (повтор и параллельное строение фраз), и роль детали (замшевая перчатка, связывающая части рассказа), и цвет (белый и контрастный чёрный и красный) – всё это помогает ученикам разобраться в особенностях композиции рассказа и понять авторскую позицию, которая заключается в том, «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературы в 8 классе «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»: контраст между парадной стороной жизни и её подлинным лицом» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.

Тема. Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»: контраст между парадной стороной жизни и её подлинным лицом.

Цели: познакомить учащихся с историей создания рассказа Толстого «После бала», показать, что в основе произведения лежит принцип антитезы; развивать навыки анализа художественного произведения литературы; воспитывать интерес к творчеству Толстого.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают содержание рассказа «После бала», объясняют, как именно в структуре произведения воплотился принцип контраста и как он выражает основную мысль рассказа.

Основные понятия: рассказ в рассказе, антитеза.

Оборудование: учебник «Литература 8 класс» в 2-х частях , В. И Коровин, В.Я Коровина, Москва: «Просвещение»,2022 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка подготовки к уроку.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. На предыдущем занятии речь шла о том, что в своих произведениях Толстой всегда стремился поднимать острейшие проблемы человеческой жизни, давать строгую нравственную оценку поступкам героев, учить читателя высоким моральным принципам. Эти сложные творческие задачи ему мастерски удалось реализовать в небольшом рассказе «После бала», написанном на склоне лет. Я предлагаю заняться этой интересной работой.

  1. Восприятие нового материала.

Слово учителя. Исследователь К.Н. Ломунов в книге «Лев Толстой» пишет: «В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чём-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Этого воинского начальника звали Андрей Петрович Корейш,он принадлежал к представителю довольно старого дворянского рода. Героиня рассказа носит такое же имя, как и в жизни, - Варвара. После безобразной сцены избиения солдата брат писателя охладел к Варваре.

В 1903 году, почти через 60 лет после казанского эпизода, Толстой вспомнил его и воплотил в рассказе, изменив некоторые имена и детали.

Перед началом анализа рассказа следует упомянуть о наказании, которое описано в произведении,- проведении сквозь строй и избиении шпицрутенами. Сейчас телесные наказания запрещены в армиях всех цивилизованных стран мира. Но так было не всегда. Например, в России провинившихся в чём-то солдат заставляли ходить по деревянным кольям, заковывали им руки и ноги в железо. Но самым распространённым видом экзекуции было проведение сквозь строй солдат, которые хлестали жертву гибкими прутьями, смоченными в солёной воде, - шпицрутенами. В армии такую экзекуцию ввёл Пётр Первый, позаимствовав шведский опыт. До начала XIX в. высшей мерой наказания считалось шесть тысяч ударов шпицрутенами, при Александре Первом меру снизили до трёх тысяч ударов.

Присуждённый к шпицрутенам проходил медицинский осмотр. Если его здоровье было не в порядке, его отсылали в госпиталь для излечения и наказание откладывалось до полной поправки. На экзекуции обязательно полагалось присутствовать офицерам, которые должны были следить, чтобы «арестанту было учинено неослабно заслуженное им по суду наказание». За истязанием смотрел также врач, который мог его остановить, если жертве грозила смерть. В случае преждевременной остановки избитый осуждённый отправлялся в лазарет, и продолжение наказания отлагалось до его выздоровления.

Наказание шпицрутенами было отменено в 1863 году, однако сохранился другой вид экзекуции – избиение розгами.

Проблемные вопросы к учащимся.

- Как вы думаете, почему Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости и положил их в основу сюжета рассказа «После бала», хотя описанное им наказание не применялось в армии?

- Какую проблему он хотел поднять своим произведением?

IV. Практическая работа над материалом рассказа.

Вопросы к учащимся.

- Как построено произведение? С чего оно начинается и чем заканчивается? (Произведение начинается с разговора в некоей компании, который перетекает в рассказ Ивана Васильевича. Завершается рассказ вновь разговором между Иваном Васильевичем и его знакомыми).

- Сколько рассказчиков в произведении? (Кроме Ивана Васильевича в произведении есть ещё один рассказчик, который принимал участие в начальном и заключительном диалоге).

Слово учителя. Художественный приём, при котором изложение событий одним рассказчиком обрамляется или предваряется описанием происходящего, переданным другим рассказчиком, называется «рассказ в рассказе».

Вопросы к учащимся.

- На ваш взгляд, с какой целью Толстой применил приём рассказа в рассказе? Почему писатель сразу не начал произведение с истории Ивана Васильевича?

- На какие две части распадается рассказ Ивана Васильевича? (Первая часть – описание бала, вторая – описание событий после бала).

Задание учащимся.

_ Составьте план рассказа, разбив его на части и озаглавив каждую часть.

(На выполнение задания отводится 5 минут. После истечения времени несколько учащихся предлагают свои варианты планов).

(В рассказе целесообразнее выделить такие части: 1. Вступление. 2. Описание бала. 3. События после бала. 4. Заключение.)

Слово учителя. Исследователи творчества Толстого отмечают, что части рассказа Ивана Васильевича контрастируют друг с другом. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, композиционных элементов и прочего, создающее эффект резкого контраста, называется антитезой.

Опережающий вопрос учащимся.

- Что именно противопоставляется в рассказе – характеры, обстоятельства, понятия, что-либо ещё?

Задания учащимся.

  1. Проанализируйте, в чём именно выражается контраст.

Вариант 1. Анализ сцены бала с опорой на план:

  1. Описание интерьера в доме губернского предводителя.

  2. Описание гостей бала.

  3. Звуковые впечатления героя: музыка, игравшая на балу.

  4. Описание полковника.

  5. Описание чувств Ивана Васильевича.

Вариант 2. Анализ сцены утренней экзекуции с опорой на план:

  1. Описание утренней улицы.

  2. Описание прохожих на улице.

  3. Звуковые впечатления героя: музыка, игравшая во время экзекуции.

  4. Описание полковника.

  5. Описание чувств Ивана Васильевича.

На выполнение задания отводится 15 минут.

  1. Сопоставьте полученные результаты анализа и сделайте вывод, как именно «работает» антитеза в рассказе. (Толстой противопоставляет два разноплановых события: радостное, праздничное – и ужасающее, жестокое; обстоятельства этих событий (богатый дом, роскошно одетые гости, изысканная музыка – и туманная раскисшая улица, простой рабочий люд на ней, «нехорошие» звуки флейты и барабана), поведение и манеры одного человека в разных ситуациях (полковника), чувства рассказчика на балу и после бала. Таким образом, противопоставление организует рассказ на разных уровнях – уровне сюжета, образной системы, языковом – и создаёт антитезу парадной стороны жизни и её изнанки, подлинной сущности).

Проблемный вопрос к учащимся.

- По вашему мнению, с какой целью Толстой противопоставляет две стороны жизни – беспечное времяпровождение людей на балу и избиение солдата?

V. Домашнее задание. 1. Найти признаки жанра рассказа в произведении Л.Н. Толстого. 2. Выучить наизусть отрывок рассказа от слов: «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающее ко мне» - до слов: «Это было что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». 3. Подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок даёт возможность учащимся в процессе размышления над главным героем Хлестаковым понять такое общественное явление как «хлестаковщина». Что может быть смешнее, когда сам герой речью, игрой и самолюбованием выражает все черты, присущие чиновникам города, каждый из которых олицетворение взяточника, казнокрада, приспособленца только с разной хваткой и положением.
0 ₽
«Береги честь смолоду» - таков жизненный путь Петра Гринёва, который пришлось пройти герою, чтобы быть похожим на своих родителей. Петр Гринёв не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и мог судить «о свойствах борзого кобеля». Но заветы отца о чести и долге запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца (перенял прямоту и честность), сказалось влияние любящей и заботливой матери. Так простые дворянские семьи растили обычных детей, не избалованных светом. Может, повторяется история, которая ещё раз доказывает, что независимо от социального положения и эпохи в семьях, где присутствует любовь и взаимопонимание, растёт будущее поколение, которое продолжит хранить семейные ценности и будет воспитывать достойных детей, чтобы жизнь продолжалась вечно.
0 ₽
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» учит ребят мыслить и выявлять проблему, что немаловажно в работе с текстом. Казалось бы, всего лишь рассказ, но в нём можно увидеть и синтаксические приёмы (повтор и параллельное строение фраз), и роль детали (замшевая перчатка, связывающая части рассказа), и цвет (белый и контрастный чёрный и красный) – всё это помогает ученикам разобраться в особенностях композиции рассказа и понять авторскую позицию, которая заключается в том, «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…».
0 ₽