Частное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Старт»
Открытый урок по математике
в 3 классе
Тема
«Умножение и деление двузначного
числа на однозначное»
Учитель начальных классов
ЧОУ СОШ «Старт»
Чурилина Светлана Фёдоровна
Тема: «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число»
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель:создать условия для формирования умения умножать и делить двузначное число на однозначное.
Задачи:
Формировать умения применять алгоритм умножения и деления двузначного числа на однозначное на практике.
Закреплять умение применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:
Личностные:
-осознавать необходимость изучения математики для развития способности мыслить, рассуждать;
- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- представлятьтекстовую задачу, её решение в виде арифметической записи;
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию в высказываниях и рассуждениях.
Коммуникативные УУД:
- комментировать процесс вычисления.
Регулятивные УУД:
- контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи.
Предметные:
- выполнять арифметические действия: умножение и деление двузначного числа на однозначное и круглое;
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- решать текстовые задачи в 1-2 действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ.
Методы урока: словесный, наглядный, проблемный, поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: доска, проектор, ноутбук.
Использованные материалы.
Художественная литература:
И. Соколов-Микитов «Русский лес».
Г. Скребицкий «Четыре художника».
Методические пособия:
С. Зеленко «Таблица умножения и деления. 1000 задач и математических шифровок».
Л. Е. Тарасова «Пять шагов к пятёрке. Тренажёр по устному счёту. Внетабличное умножение».
Л. Е. Тарасова «Пять шагов к пятёрке. Тренажёр по устному счёту. Внетабличное и табличное деление на однозначное число».
Программа «Умножение натуральных чисел». Разработано методистами ООО «Школа – плюс» (Налепа Т. В., Шевцова Л. А., Кудзев А. Д.) при поддержке НФПК ТГПУ.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Эмоциональный настрой
Весело звенит звонок,
Приглашает на урок!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаю всем удачи
И пятёрок за задачи!
Дыхательное упражнение
Вытяните руки вдоль тела: 1 – сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот; 2 – теперь краткий вдох и медленный, плавный выдох; 3 – медленный глубокий вдох и короткий резкий выдох; 4 – глубокий вдох и выдох короткими отрывистыми порциями воздуха.
Межполушарная гимнастика «Малые вращения»
Согните руки в локтях, расположите их перед собой. Начинайте вращение рук друг за другом так, чтобы правая рука вращалась в сторону тела, а левая от себя. Поменяйте движение рук. Повторите упражнение 10 раз.
Актуализация знаний
Загадка
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима.)
Чистописание
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.
- Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след, и лисий – будто по ниточке выведен. А вот маленькие следочки лесных мышей и птиц.
- Представьте, что ваша тетрадка – белоснежная скатерть зимнего леса, на которой вы красиво выводите узор из цифр.
Творческое задание: самостоятельно составьте узор из чётных однозначных чисел и запишите его в свою тетрадь.
Занимательные зимние задачи
а) Миша, Лёня и Стёпа играли в снежки. Каждый сделал по 6 бросков, и оказалось всего 12 попаданий. Известно, что у Миши больше всех попаданий, а у Лёни – на одно попадание больше, чем у Стёпы. Сколько попаданий у Лёни?
(А) 1(Б) 2(В) 3(Г) 4(Д) 5
б) В феврале Толя три дня подряд ходил на каток, потом три дня подряд катался на лыжах, потом три дня снова ходил на каток и так далее. Известно, что 3 февраля он был на катке. В какой день Толя точно катался на лыжах?
(А) 4 февраля(Б) 5 февраля(В) 6 февраля(Г) 7 февраля(Д) 8 февраля
№ 6, с. 31 (С. Зеленко «Таблица умножения и деления. 1000 задач и математических шифровок».)
Решите примеры на деление. Запишите ответы в порядке убываете и узнаете, как называют зиму.
10 : 10 =А60 : 10 =О
80 : 10 =А30 : 10 =И
70 : 10 =З50 : 10 =Ч
100 : 10 =С20 : 10 =Ц
90 : 10 =К40 : 10 =Н
Зима - Сказочница.
Самоопределение к деятельности
Разминка для пальцев рук
Встаньте, вытяните руки перед собой. Представьте, что в каждой руке у вас – снежок. Обеими руками одновременно сжимай каждый воображаемый снежок не менее 20 раз! Следи, чтобы вытянутые руки находились на одной высоте.
- Любит Зима рассказывать детям свои снежные сказки и загадывать весёлые загадки.
Что за снежный человек,
Нос морковка, тело – снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный … (снеговик.)
Учитель демонстрирует вязаную игрушку снеговик.
Решить задачу
-Наш весёлый Снеговик предлагает вам, ребята, решить зимнюю задачку.
На празднике Мороженого маленький Снеговичок съел 11 порций крем-брюле, а большой Снеговик в 3 раза больше. Сколько порций крем-брюле съел большой Снеговик на празднике Мороженого?
(Возникает затруднение: как 11 х 3?)
- Как бы вы предложили решить эту задачу? (Чтобы умножить 11 х 3, можно число 11 представить в виде суммы чисел 10 и 1, затем последовательно каждое из слагаемых умножить на 3, сложить полученные результаты.)
11 х 3 = (10 + 1) х 3 = 10 х 3 + 1 х 3 = 30 + 3 = 33 (п.)
Ответ: большой Снеговик съел 33 порции мороженого крем-брюле.
- Сформулируйте тему и задачи урока.
(На доске учитель открывает название темы«Умножение двузначного числа на однозначное»).
Межполушарная гимнастика «Два-пять»
Сожмите руки в кулаки. Одновременно разожмите руки, показывая на правой руке 2 пальца, а на левой – 5. Снова сожмите кулаки и разожмите на правой – 5 пальцев, на левой – 2. Повторите так несколько раз.
Работа по теме урока
- Послушайте ещё одну загадку. Отгадав её, узнаете любимый зимний транспорт Снеговика.
Я зимой на них катаюсь,
С горки мчусь и улыбаюсь.
Пусть везут меня они,
Что за транспорт, назови? (Санки.)
№ 5, с. 28. (Л. Е. Тарасова «Пять шагов к пятёрке. Тренажёр по устному счёту. Внетабличное умножение».)
Снеговик предлагает вам, ребята, выполнить для тренировки упражнение «Спустись с горки на санках». (Работа в паре.)
16 х 6 =
15 х 6 =
14 х 6 =
13 х 6 =
12 х 6 =
Решить уравнения.
I вариантII вариант
а : 4 = 13у : 3 = 24
Продолжение работы по теме урока
№ 2, с. 22. (Л. Е. Тарасова «Пять шагов к пятёрке. Тренажёр по устному счёту. Внетабличное и табличное деление на однозначное число».)
Снеговичокпредлагает вам выполнить новое упражнение«Определи номер вспыхнувшей звезды».(Работа в паре.)
(Возникает затруднение: как 63 : 3?)
- Объясните Снеговичку, как бы вы решили этот пример? (Можно заменить число 63 суммой разрядных слагаемых. Потом каждое из слагаемых разделить на 3, а полученные результаты сложить.)
63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 = 20 + 1 = 21.
66 : 2 =
62 : 2 =
66 : 3 =
69 : 3 =
Разминка для глаз
Сядьте удобно. Представьте, что каждый из вас котик, который оказался в незнакомом помещении. Вам надо всё хорошо разглядеть, но при этом не двигаться. Вращайте зрачками, внимательно оглядывая помещение. Сделайте 8 вращений вправо и 8 вращений влево.
№ 3, с. 14.
Рефлексия
Тренировочная работа (самостоятельно), 1 уровень.
Программа «Умножение натуральных чисел» (Разработано методистами ООО «Школа – плюс» (Налепа Т. В., Шевцова Л. А., Кудзев А. Д.) при поддержке НФПК ТГПУ.
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
- Какие примеры учились решать на уроке?
- Кто может объяснить новую тему своим одноклассникам?
- Какое задание для вас было самым интересным?
Домашнее задание
«Помоги зайчонку убежать от лисы». (Л. Е. Тарасова «Пять шагов к пятёрке. Тренажёр по устному счёту. Внетабличное умножение», с. 15.)