Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Урок русского языка в 6 классе _Морфологические признаки

Урок русского языка в 6 классе _Морфологические признаки

Цели: закрепить морфологические признаки имени существительного; развить навыки орфографического разбора слов, стилистического анализа текста; воспитать уважение к обрядовым традициям русского народа Учебные задачи: предметные: формирование умения определять морфологические признаки существительного; метапредметные: доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать личностные: пробуждение интереса учащихся к народным традициям русского народа; воспитание информационной культуры учащихся Тип урока: закрепление

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ ГЕОРГИЕВИЧА САРАНЧЁВА»

ГОРОДА АЛУШТЫ

Урок русского языка в 6 классе Морфологические признаки имени существительного

Цели: закрепить морфологические признаки имени существительного;

развить навыки орфографического разбора слов, стилистического анализа текста; воспитать уважение к обрядовым традициям русского народа

Учебные задачи: предметные:формирование умения определять морфологические признаки существительного;

метапредметные: доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать

личностные: пробуждение интереса учащихся к народным традициям русского народа; воспитание информационной культуры учащихся

Тип урока: закрепление

Ход урока:

1.Определение темы урока Ребята, перед вами на доске перечислены морфологические признаки частей речи. Какие из них относятся к имени существительному?

пряжение, род, время, число, склонение, лицо, вид, неодушевлённое, вид, собственное, одушевлённое, нарицательное)

Сформулируйте тему нашего урока.

Запишите в тетради число. Сегодня в русском календаре оно связано с подготовкой к Масленице. Этот праздник на Руси означал проводы зимы и встречу весны, и проводился он за семь недель до Пасхи- Воскресения Христова. На уроке вы узнаете, как этот традиционный праздник проходил на Руси.

2. Групповая работа с текстом

Задание: 1 группа –озаглавить текст; доказать, что это текст; определить тип и стиль речи; 2 группа-из каких предложений состоит текст; какой связью связаны предложения; 3 группа- определить у существительных род и склонение

Масленица – любимый праздник русского народа. Природа ликует, предчувствует приближение Весны – Красны и скорую гибель Мораны – Зимы. Солнышко пригревает по-весеннему. Оно словно смеётся, играет, заставляет плакать белые снега слезами горючими, а люд деревенский радоваться да чествовать госпожу Масленицу.

3. Работа в парах. Какие обряды совершались в Масленицу? Об этом вы узнаете из индивидуальных заданий в раздаточном материале. Выполните их.

1 текст. Задание: прочитайте выразительно текст; ответьте, что символизировал масленичный блин?; найдите собственные имена существительные, объясните их правописание; выполните разбор под индексом.

Известный русский писатель Александр Куприн писал: «В России блин символизирует Ярило(*3) – солнце. Блин красив и горяч, как горячее, всё прогревающее солнце. Блин – символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

2 текст. Задание: прочитайте выразительно текст; ответьте, какие ритуальные действия совершались в период масленичных гуляний?; найдите нарицательные существительные среднего рода; выполните разбор под индексом.

На Масленицу сооружали чучело из соломы, тряпья или снега в виде женской фигуры. Сначала такую Масленицу окружали почётом(*3), выражали любовь к ней, пели ей песни, прося Масленицу не уходить, побыть ещё. Затем чучело вывозили за деревню, забрасывали снежками, разбивали, сжигали. Обряд этот символизировал проводы чудища – зимы.

3 текст. Задание: прочитайте выразительно текст; ответьте, что символизировала выпечка блинов на Масленицу?; найдите существительн(ое-ые), имеющ(ее-ие) форму одного числа; выполните разбор под индексом.

Аркадий Алексеевич Коринфский в книге(*3) «Народная Русь: год сказаний, поверий, обычаев» писал: «Масленая неделя связана с обычаем печь в это время блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок. Первый испечённый блин клали на оконце –для умерших родителей».

4.«Разгуляй- Масленица» Песня – душа народная

По раздолью и разгульности Масленицу называют «широкою», так как русский человек в эти дни предаётся широкому разгулу и веселью. Масленицу встречают песнями. Они называются «веснянками». Задание: прослушайте текст песни и ответьте на вопрос: какие традиционные народные образы и выражения встречаются в песне.

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

«Масленица щедрая»!

Масленицу в народе называли ещё и «щедрою». Шмелёв, русский писатель, так описывает изобилие яств на базарных площадях в эту пору: «Рано утром мы с матушкой выходили на базарную площадь. Торговцы зазывали своим товаром. Чего здесь только не было: блины с икрой осетровой, капуста квашеная с грибами, пряники и калачи тульские, ватрушки с мёдом и маком Расторгуевские, рыба, запечённая с гречневой кашей и яйцом рубленым».

Задание:перед вами меню Доброго Повара на Масленицу. Вставьте пропущенные орфограммы. Определите падеж и число имён существительных.

  1. К…тлеты п…ровые

  2. Ц…плята жареные

  3. Голу…цы с мясом м…рского гр…бешка

  4. Ра…сольник с к…лбасой

  5. К…мпот из крыж…вника

  6. Печ…нка в сметан…

  7. Коври…ка м…довая

  8. С…лат из спарж…

  9. В…здушный пиро…из в…битых белков

  10. Тв…рожники

5. Творческое задание. Выполните тест

1. Восшествие на престол одного из российских царей совпало со временем масленичных гуляний (Екатерина II, Пётр I, Елизавета Петровна)

2. Писатель, написавший весеннюю сказку «Снегурочка» (Островский, Куприн, Паустовский)

3. Композитор, написавший оперу по этой сказке (Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков)

4. Художник, написавший картину «Взятие снежного городка», на котором запечатлены народные забавы во время Масленицы (Верещагин, Суриков, Репин)

5. Кто та государыня, что повелела во время масленичных гуляний выстроить для увеселений ледяной дом (Екатерина II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна)

6. Горячий медовый напиток с добавлением пряностей, употребляемый на Масленицу (квас, сбитень, медовуха)

7. Жидкое кушанье в виде студня (заливное, желе, кисель)

8. Лепёшка с начинкой в форме пирожка (коврижка, бублик, сочень)

6. Домашнее задание: составить меню на Масленицу; определить у существительных морфологические признаки

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство.(видеоролик) Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же язык родного края. В Крыму три государственных языка, русский, украинский и крымскотатарский
0 ₽
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Побуждает к высказыванию своего мнения. Ученики осознанно используют полученные знания. Определяют успешность своей работы. Корректируют свою точку зрения. Делают выводы.
0 ₽
Цели: закрепить морфологические признаки имени существительного; развить навыки орфографического разбора слов, стилистического анализа текста; воспитать уважение к обрядовым традициям русского народа Учебные задачи: предметные: формирование умения определять морфологические признаки существительного; метапредметные: доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать личностные: пробуждение интереса учащихся к народным традициям русского народа; воспитание информационной культуры учащихся Тип урока: закрепление
0 ₽