Урок-игра по теме «Имя существительное. Обобщение». 6 класс
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи;
Совершенствовать навыки морфологического разбора;
Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
Воспитывать интерес к русскому языку с помощью игровых технологий.
1.Оргмомент:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Учитель:С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название. Эти части- части речи. А правит этой страной Морфология. Почему же ей дано такое право? (Слайд №1:Морфология - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи). Морфология- в переводе с греч. «форма» и «учение».В самой древней части этой страны есть часть речи, в гости к которой мы сегодня отправимся.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
-О какой же части речи идёт речь? Кто даёт название всем предметам? (Имя существительное)
-А разве мы не изучили эту тему? (Да). Тогда что же мы будем сегодня делать на уроке? (Повторять всё об имени существительном, готовиться к контрольному диктанту)
-Запись темы урока: Имя существительное. Обобщение.
Обучающиеся формулируют для себя цели урока.(Учитель сообщает цели урока. (Слайд№2)
Урок у нас будет непростой, а в виде игры «Счастливый случай»(Слайд№3,4)
-Ребята, имена существительные активно используются в нашей речи. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных. А что же такое имя существительное? (Учащиеся рассказывают правило об имени существительном как части речи).
-Итак, начнём нашу игру. (Учащиеся выбирают цифру на слайде и отвечают на вопросы по теме. Весь класс играет в игры по разным темам)
Слайд №5
1)Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
2)Собственные и нарицательные имена существительные. (Слайд №6 о собственных именах существительных)
3) Игра «Мешки со словами» (Компьютер)
4) Игра «Кто быстрее?»
Слайд№7
1)Род имён существительных
2)Имена существительные общего рода (сущ.с окончанием -а,(-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к ж.р., если обозначают лиц жен. пола. Имена прилагательные с ними согласуются либо в м.р., либо в ж.р. Некоторые существительные м.р., называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц муж. пола, так и лиц жен. пола. Глагол-сказуемое в прош. времени при них ставится в м.р. и в ж.р. Определение-прилагательное при них употребляются в м.р.
3)Игра «Кто больше?» (Учитель говорит значение слов, учащиеся записывают. При проверке высвечиваются на слайде№7 картинки)
-Послушный ребёнок, которого все хвалят (умница).
-Непослушный ребёнок, который не сидит на месте (непоседа).
Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).
-Ненасытный, прожорливый (обжора).
-Безобидный, тихий (тихоня).
-Лентяй, бездельник (лежебока).
-Тот, кто постоянно на кого-то жалуется (ябеда).
-Тот, кто не следит за своими вещами, всё разбрасывает и теряет (неряха)
Слайд №8
1)Склонение существительных (Учащиеся называют, какие существительные относятся к какому склонению, потом таблица на этом же слайде.
2)Разносклоняемые существительные(После ответов учащихсяслайд №9)
3)Несклоняемые имена существительные (После ответов учащихся слайд №10)
4)Род несклоняемых имён существительных (неодушевлённые им. Сущ. иноязычного происхождения относятся преимущественно к ср. роду; некоторые к м.р. и к ж.р. Например, слова: пенальти(досадный), кофе (чёрный), кольраби (свежая), авеню (широкая).Одушевлённые им. сущ. иноязычного происхождения относятся к ж.р., если обозначают лиц жен. пола, и к м.р., если обозначают лиц муж. пола или животных)
Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе сочетания
4. Слайд №11
1) Морфологический разбор имени существительного (1 учащийся работает у доски: морфологический разбор выделенного существительного (см. слайд №11), остальные- играют в игру «Корректор»
2)Игра «Корректор»слайд №12(Найди ошибки в морфологическом разборе)
5.Слайд №14
1) НЕ с именами существительными (учащиеся отвечают, потом на слайде- правило)
2) Игра «Эрудит» (по значению слова написать слова с НЕ и объяснить правописание)
-Грубый, невоспитанный человек (невежа)
-Человек, которому не сидится на месте (непоседа)
-Недоучившийся, малознающий человек (неуч, недоучка)
-Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа)
-Горе (несчастье)
-Ложь (правда)
-Враг (недруг)
Физминутка. Слайд №13 Игра«Ванька-встанька»
(Ребятам заранее дано задание подобрать по7-10 существительных каждого рода. Ведущий- любой из обучающихся (по желанию). Если ведущий называет сущ. ж.р., встают девочки; если сущ. м.р.- встают мальчики, сущ. ср.р.- все качают головой)
6.Слайд №15
Счастливый случай! Вся группа учащихся, выбравших данное задание, получают оценки «5»
7. Слайд №16
1) Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК) (Ответы обучающихся)
2) Игра «Самый догадливый». (1 уч-ся пишет на доске и объясняет орфограмму)
Тот, кто рассказывает что-нибудь | Рассказчик |
Специалист по переводам с одного языка на другой | Переводчик |
Музыкант, играющий на барабане | Барабанщик |
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь | Смазчик |
Стрелок из пулемёта | Пулемётчик |
Тот, кто подстрекает начать что-нибудь | Зачинщик |
Работник, занимающийся раздачей чего-нибудь | Раздатчик |
8.Слайд № 17
1)Гласные в суффиксах –ЕК (-ИК) (учащиеся рассказывают правило)
2)Игра «Лесенка)(См. слайд №18)
9. Слайд № 19
1) Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
2) Игра «Крестики- нолики»Слайд № 20 (по аналогии детской игры на бумаге учащиеся играют в парах в данную игру, вставляя буквы О-Е в суффиксах существительных. См. Приложение)
10.Слайд №21
1)Гласные Е-И в падежных окончаниях существительных. (1 учащийся заполняет таблицу на доске «Гласные Е-И в падежных окончаниях существительных», остальные играют в игру.)
2) Игра «Четвёртое лишнее» Какое слово лишнее и почему?Слайд №22
11.Слайд №23
Тест (1-2 учащихся работают за компьютером, остальные на листочках выполняют тест)
12.Рефлексия. (слайд №24): Выскажите своё отношение к данному уроку с помощью фраз- подсказок:
-Я повторил на уроке….
-Было интересно….
-Особенно понравилось….
-Вызвало затруднение…
-Я ухожу с …. настроением
- Нужно выучить…
Домашнее задание: вопросы с.159, упр. 317