Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Уроки письма с использованием «Чудо-прописей»

Уроки письма с использованием «Чудо-прописей»

Уроки письма с использованием «Чудо-прописей» Как показал четырехлетний опыт нашей работы, применяя на уроках письма методику обучения, разработанную В.А. Илюхиной и реализованную в ее пособиях1, можно успешно формировать у первоклассников не только каллиграфический навык, но и графическую зоркость, пространственное восприятие, умения анализировать, классифицировать, логически мыслить. Известно, что суть подхода к формированию графического навыка по этой методике заключается в повышении осознанности выполнения действий. Учащиеся тщательно анализируют строение букв и их соединений, проговаривают то, что пишут, проводят сравнение приемов написания новых букв, находят в них одинаковые элементы. При этом важным оказывается требование точности выполнения этих действий и выражения их в речи.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Уроки письма с использованием «Чудо-прописей»

Как показал четырехлетний опыт нашей работы, применяя на уроках письма методику обучения, разработанную В.А. Илюхиной и реализованную в ее пособиях1, можно успешно формировать у первоклассников не только каллиграфический навык, но и графическую зоркость, пространственное восприятие, умения анализировать, классифицировать, логически мыслить. Известно, что суть подхода к формированию графического навыка по этой методике заключается в повышении осознанности выполнения действий. Учащиеся тщательно анализируют строение букв и их соединений, проговаривают то, что пишут, проводят сравнение приемов написания новых букв, находят в них одинаковые элементы. При этом важным оказывается требование точности выполнения этих действий и выражения их в речи.

Предлагаемый подход может быть использован в работе по любому букварю (азбуке), так как в учебных пособиях по письму изменяется лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в соответствии с порядком усвоения звуков (фонем).

Уже первые три-четыре недели занятий приводят к повышению доли самостоятельности учащихся в овладении умением писать красиво. Спустя полтора месяца после начала обучения работы учащихся демонстрируют хорошие результаты в овладении каллиграфией.

Опыт показывает, что у первоклассников большие затруднения при написании вызывают те элементы букв, где присутствует овал. В своей методике В.А. Илюхина предлагает способ нивелирования этих трудностей. Обучение каллиграфии сводится к созданию условий для овладения учащимися написанием нескольких опорных элементов, прежде всего прямой наклонной линии. Такие линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (обсуждается высота строчной и заглавной букв). Важным является умение мысленно делить линию на две-три равные части, производить своего рода математический расчет, так как при написании некоторых букв и соединении абсолютно всех букв необходимо уметь находить эти части. В сущности, любое слово можно вписать в «частокол» прямых наклонных линий, соединяя их на разной высоте линиями прямыми или с закруглениями, а также частями овала.

В рассматриваемой методике есть еще несколько интересных элементов, таких, как «поворот на месте» (закругление), «крючок до середины» или, как называют его дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узкой, чтобы «балерина не упала», и слишком широкой, чтобы «было красиво». Есть также и особый «секрет». Он состоит в том, что при написании последнего элемента некоторых букв — «палочки с закруглением внизу» — мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.

Первые уроки — очень важный период. Именно в это время закладываются основы письма. По методике В.А. Илюхиной дети приучаются писать по команде в такт. Такт для «пишущей руки» важен так же, как для «танцующей ноги». Строгая размеренность — в этом тайна красивого и быстрого письма.

Тактовый метод письма позволяет развивать мелкие мышцы пальцев руки, а также все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Очевидно, чем больше видов памяти развито у ребенка, тем быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Кроме того, развиваются внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость.

Все упражнения в письме выполняются без отрыва руки от тетради. На этом этапе не следует спешить: чем основательнее будет проделана работа по прописям, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. Ученикам нетрудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как точный расчет в написании буквы помогает им сохранить навык и при работе без верхней опорной линии. Такое обучение письму помогает получить не только качество работы, но и грамотность письма. Учащиеся делают гораздо меньше ошибок при чтении, быстрее усваивают геометрический материал, у них появляется мотивация к учению; обучение в школе приносит радость, уверенность в себе.

Дидактические игры, используемые в процессе формирования графического навыка, помогают снять у школьников утомление, повысить их интерес к уроку. К таким играм относятся всевозможные ребусы; игра «Наборщик», когда учащимся предлагается многосложное слово, из букв которого они составляют новые слова; анаграммы; игра «Молчанка» — учитель молча показывает предметную картинку, а ученики обозначают начальный звук соответствующего слова буквой, которую молча записывают на строке; игра «Наоборот» — учитель называет слово, а учащиеся подбирают слово, противоположное ему по значению.

На уроке письма можно использовать как весь материал, предложенный в «Чудо-прописях», так и его часть.

Методика, разработанная В.А. Илюхиной, способствует развитию четкости выполнения учащимися инструкций учителя, их произвольного внимания, позволяет улучшить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, одна из методик, применение которой действительно приносит видимые результаты в исправлении почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья И.Ф. Свадковский. Вопросы нравственного воспитания в любые времена волновали общество.
0 ₽
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании. Проекты экологической направленности вызывают большой интерес у младших школьников. Чтобы решить проблемы, поставленные в проекте, надо пройти все ступени от сознательного усвоения экологических знаний — через изучение теоретического материала, наблюдения и эксперименты — до их анализа и общего вывода, практических мероприятий и составления общего заключения по работе.
0 ₽
Формирование понятия «текст» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, начальная школа, наряду с другими результатами освоения основных образовательных программ, обеспечивает метапредметные результаты. Среди результатов ориентиров педагогического процесса обозначены такие, как осознанное построение школьниками речевого высказывания, осознанное составление текста в соответствии с коммуникативными задачами.
0 ₽