Устное народное творчество Дагестана
Одним из лучших способов понять традиции и обычаи народа, страны или города является изучение устного творчество этого самого народа или страны. С давних времен устное народное творчество бытует среди людей и является первым проявлением культуры народа. Устное творчество расскажет гораздо больше, чем памятники архитектуры или живописи.
Что же такое устное творчество?
Это, конечно, всевозможные сказки, притчи, эпосы, пословицы, поговорки, напевы,прибаутки, песни,считалки, загадки и так далее. Как разнообразны народы Дагестана, так и разнообразен его фольклор. Но, не смотря на все языковые, традиционные и другие особенности, фольклор народов Дагестана имеет схожие черты и мотивы. Народное творчество всегда душевно и проникновенно. Так как это устное творчество, оно передавалось из уст в уста, поэтому обладает особой теплотой и духом. Оно отражает самобытность каждого народа и в то же время его единство и силу.
Устное народное творчество Дагестана складывалось под влиянием исторических событий. Памятники устного творчества являются отличными образцами для изучения истории. Так, по песням и сказаниям можно узнать о тех этапах, которые прошел народ: войны, набеги неприятелей, феодальный гнет, несправедливость правителей и так далее. В 18 веке были особо популярны героические песни, посвященные мужественному народу Дагестана, который сражался с противниками и захватчиками. Наряду с песнями слагались героические эпосы и легенды о горцах.
Но наряду с героическими песнями существовали лирические напевы и сказы о любви и верности, песни — повествования, песни – раздумья. Веселые песни, которые пелись на гуляниях, праздниках и собраниях для развлечения и поднятия духа. Ни один народный фольклор не обходится без сказок. Сказки народов Дагестана преимущественно бытовые, восхваляющие силу людей, попрекающие власть, с некоторым вплетением в конструкцию иранских мотивов. Позднее к иранским бытовым мотивам присоединяются волшебные мотивы русских сказок. И народные сказки Дагестана блистают таинственностью, волшебством и красками.
Дагестанские эпосы.
Эпос – один из наиболее древних жанров фольклора. Эпос - это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей. Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события. Самым эпичным и масштабным эпосом Дагестана является эпос "Шарвили". Это — лезгинский народный героический эпос, а также имя героя эпоса.
Согласно местному преданию, герой эпоса Шарвили, собственно сам Шарвили, несмотря на мистификацию его образа, был реальной исторической личностью, жившей в III веке н. э. Родом был он из селения Ахты ныне Ахтынского района Республики Дагестан. А самыми известными примерами историко-героического повествования являются: аварский эпос «О разгроме Надир-Шаха», эпос «Хан Муртузали».
Дагестанские сказки.
Сказка – один из самых популярных и распространенных жанров в фольклоре народов Дагестана. Возникнув позже мифа, сказка отразила новую ступень в развитии народно - поэтического творчества. В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.
Волшебная сказка.
Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки. Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. Герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами, драконами, аждахами. Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь.
Сказки о животных
Специфика сказки о животных – в её особой системе образов, поэтических приемов и средств. Перенесение свойств человека на животных, их живая разговорная речь в сказках создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, поэтизируют привычный для человека окружающий мир. Показывая животных в конкретных жизненных ситуациях, взаимоотношениях и конфликтах, сказки объясняют сущность многих жизненно важных явлений, способствуют раскрытию их причинно-следственной связи. Именно эта познавательная сущность сказок о животных делает их особенно доступными для детского восприятия, для воздействия на психику и сознание ребенка.
Бытовые сатирические сказки.
В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Юмористические сказки
В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты.
Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.
Дагестанские притчи.
Притча — это короткая история, в которой заключена мудрость предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности.
Например: притча "К кому идёт удача"
После того, как Творец создал мир, дошло дело до Удачи.
— Куда пойдёшь? — спрашивает её.
— Пойду, найду самого ленивого и с ним останусь, — ответила та.
— Как же так? Ведь на свете столько достойных тружеников, а ты к ленивому?
Удача молвила в ответ:
— Трудолюбивый меня сам найдёт.
Дагестанские пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные народами, а также переведённые из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Например: - Не приложишь труда, и шапки не заимеешь.
- Не сев на коня, кнутом не стегай.
- Как крикнешь, так эхо и отзовется.
- Лентяй сидя спит и лёжа работает.
- Одна головешка не горит, человеку в одиночестве не прожить.
Дагестанские прибаутки.
Одним из жанров игровой поэзии являются прибаутки. В прибаутках предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Так же прибаутку можно использовать для закрепления в порядковом счете.
Прибаутки носят познавательный и воспитательный характер, они учат добру, делиться с ближними, не быть корыстными, жадными, развивают ум ребенка, способность к образному и самостоятельному мышлению, развитию речи. Например: Лейся, дождик по лесу -
Подарю тебе овцу!
Если хлынешь, как река,
Подарю тебе быка! (авар.).
Дагестанские загадки.
Например: - Не игла, да уколю, не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)
- До утра глядели в потолок, а утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)
- Плавал и плескался, а сухой остался (кум.) (Гусь)
Дагестанские считалки.
Считалки – один из многочисленных жанров народного устного творчества. Считалки — это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Возникли считалки ещё в глубокой древности. Предполагается, что с помощью считалок определяли, кто возьмёт на себя выполнение трудной и опасной для жизни работы. В наши дни считалки используют для распределения очередности и ролей. Например: На льду барашек танцевал
Барашек рожки потерял
Шел мимо старый хитрый волк
Барашка он зубами щелк. (авар.).
Устное народное творчество Дагестана несет в себе эстетическую функцию, воспитательную, познавательную, патриотическую, образовательную. Помогает понять культуру, мировоззрение, мироощущение народов Дагестана. Его духовность, историю, самовыражение и красоту.