Увлекательный труд с детьми на природе летом
(памятка для родителей)
Автор: Панкратова С. Ю.
Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач и отличное время, чтобы использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия и добиться того, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Труд на природе летом имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). Такой труд способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Трудовая деятельность на природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В летний период с помощью взрослых дети учатся наблюдать за объектами природы, трудом взрослых на участке. Руководя трудом малышей, необходимо называть растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Также необходимо воспитывать желание соблюдать чистоту на участке; желание участвовать в уходе за растениями, поливать их, замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвели цветы, на кустарниках и деревьях появились плоды и ягоды и др.)
Дети могут самостоятельно поливать растения, учиться определять потребность во влаге, выращивать цветы и собирать урожай, подмести участок, собрать крупный мусор, ветки на участке.
Летом детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений. Взрослый учит их правильно держать лейку, отличать культурные растения от сорняков. Дети учатся выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями (в огороде на клумбе высаживают различные виды овощей, цветов). С помощью родителя перекапывают грядки, окучивают, подвязывают, пропалывают, поливают, опрыскивают растения на огороде и в цветнике, собирают семена для посадки растений весной. Также дети учатся очищать, мыть и убирать инвентарь, формируется умение наводить порядок на участке (подметать и очищать дорожки от мусора).
Другие темы и задания для труда и отдыха с детьми на природе летом:
«Наблюдаем за живой и неживой природой».
«Учимся замечать прекрасное в природе». (Организация фотосессии, выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).
«Прогулка к цветникам». (Составление букета в вазе).
«Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).
«Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные работы детей и родителей).
«Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
«В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).
«Подводный мир». (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
«Наш урожай». (Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
«Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе, выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу и т. д.).
«Как я провел лето». (Создание фотоколлажей о летнем отдыхе).
В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что, значит, быть трудолюбивым. Однако труд детей на природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: с 3- 4 -— в пределах 5—7 мин, с 4 - 5 лет— от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Положительный результат работы даёт детям удовлетворение, радость. А радость труда - самая высокая радость, и нужно, чтобы наши дети испытывали её почаще. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Совместный труд часто доставляет радость не только детям, но и родителям.