Доклад
«Необходимые составляющие экологического воспитания»
Автор: Панкратова С. Ю.
В наше время проблема экологизации жизни и деятельности человека стала наиболее важной, ведь одна из самых главных задач человечества - сохранить нашу планету. Поэтому, экологическое воспитание нужно начинать с самого детства. Экологическое воспитание - это, прежде всего, нравственное воспитание, ведь в основе отношения к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. ребёнок должен осознавать ценности любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. При воспитании дошкольников воспитатель должен уделять этому аспекту большое внимание и выполнять соответствующие задачи.
Во-первых, важной составляющей экологического воспитания в детском саду является воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание), а также формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие). Прежде всего, воспитатель должен донести до ребёнка мысль, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это забота о человеке, его будущем, а то, что вредит природе, вредит и человеку.
Во-вторых, воспитатель должен научить ребёнка видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, сохранять ее, то есть развивать эстетические чувства.
Так же, необходимо создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой, чтобы они могли ухаживать за растениями и животными, участвовать в посильной для них деятельности по охране и защите природы. Кроме того, дети должны замечать действия других людей, сверстников и взрослых, оценивать их с точки зрения нравственности, и по мере своих сил и возможностей противостоять негуманным и безнравственным действиям.
Необходимо также учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Безусловно, дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания способствует положительное эмоциональное состояние детей (радость от выполненной работы, похвала воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и т.д.). Чувства сопереживания определяют отношение детей к природе, выражаются в готовности заботиться о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Благодаря этому, они овладеют умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами.
Следует помнить, что часто небрежное и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний, которые включают: представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах их удовлетворения; осознание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования. Дети должны понимать, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей.
Нужно обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни. Поэтому, помощь в понимании того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, каждый может сохранять и приумножать ее красоту – является одной из главных задач воспитателей и родителей.