Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. В мастерской слова И.С. Тургенева

В мастерской слова И.С. Тургенева

Цель – продвижение процесса чтения как вида деятельности. Чемпионат по технике чтения. Мероприятие рассчитано на две команды по 8 человек. В конкурсе чередуются групповые и индивидуальные формы работы. Этапы мероприятия: «Живая мозаика», «Восстановление текста», «Марафон по технике чтения», викторина по прочитанным отрывкам «Были и небылицы», "Чтение с препятствиями, или турнир капитанов» В разработке использованы книги из фонда библиотеки и тексты произведений И.С. Тургенева

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Библиотечное мероприятие

В мастерской слова И.С. Тургенева

Цель – продвижение процесса чтения как вида деятельности.
Чемпионат по чтению. Мероприятие рассчитано на две команды по 8 человек. Если участников больше, то лишние помогают в организации. Если меньше, сокращается число заданий.

Вступительное слово.

– Дорогие ребята, сегодня у нас состоится мероприятие под названием «В мастерской слова Ивана Сергеевича Тургенева». Оно так называется, потому что мы не только познакомимся с отрывками произведений великого русского писателя, но и соберем мозаику из его слов, попробуем в них вчитаться, почувствовать, как автор подбирал слова, как проходил его мыслительный процесс. К участию в этом мероприятии не нужно готовиться заранее. Все, что вам нужно – это уметь читать.


Тур 1, для групп и команд. «Живая мозаика».

Участникам раздают таблички с отрывками текста по определенной теме/определенного автора.

Задача – выстроиться с табличками в правильном порядке, капитан расставляет игроков и зачитывает получившийся текст. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание первое

Команда 1

Команда 2

Отрывок 1.

Отрывок 2.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме

Гаврила посмотрел на Капитона и застучал

с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила

пальцами по косяку окна.

некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.

Капитон только прищурил немного

Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж;

свои оловянные глазки, но не опустил их,

Она выезжала редко и уединенно доживала

даже усмехнулся слегка и провел

последние годы своей скупой и скучающей старости.

рукой по своим белесоватым волосам,

День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел;

которые так и ерошились во все стороны.

но и вечер ее был чернее ночи.

Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?

Задание второе

Команда 1

Команда 2

Отрывок 3.

Отрывок 4.

Друзья! Товарищи! Любители стихов!

Любители стихов! Товарищи! Друзья!

Поклонники всего, что стройно и красиво!

Поклонники всего, что стройно, звучно, нежно!

Да не смущает вас мгновенье грусти темной!

Да не смущает вас мгновенье скорби тяжкой!

Придет желанный миг... и свет рассеет тьму!

Желанный миг придет — и день прогонит ночь!

Тур 2. «Восстановление текста».

Вставьте в отрывки текста пропущенные слова, поставив их в нужную форму. Время на подготовку – 1 минута.

Команда 1.

Текст с пропусками:

Существовал некогда ……, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных ……, — они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.

Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпа́ли …… головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали ….., горько роптали на музу, покинувшую их.

В один подобный злополучный …. молодой …. Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом.

Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон — и подал …., что желает произнести ………...

Слова для справок: город, день, знак, пепел, поэт, слёзы, стихотворение, стих.

Правильный вариант для проверки:

Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасныхстихов, — они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.

Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпа́ли пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слёзы, горько роптали на музу, покинувшую их.

В один подобный злополучный день молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом.

Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон — и подал знак, что желает произнести стихотворение.

Команда 2.

Текст с пропусками:

Юний умолк... а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот. Все обращенные к нему лица пылали негодованием, все …….. сверкали злобой, все руки поднимались, угрожали, сжимались в ………!

— Чем вздумал удивить! — ревели сердитые голоса. — Долой с амвона бездарного рифмоплета! Вон дурака! …………. яблоками, …………….. яйцами …… горохового! Подайте камней! Камней сюда!

Кубарем скатился с амвона Юний... но он еще не успел прибежать к себе домой, как до слуха его долетели раскаты восторженных рукоплесканий, …………. возгласов и кликов. Исполненный недоуменья, стараясь, однако, не быть замеченным (ибо опасно раздражать залютевшего зверя), возвратился Юний на…………... И что же он увидел? Высоко над толпою, над ее плечами, на золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, с ……… венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий...

Слова для справок: глаз, гнилой, кулак, лавровый, площадь, тухлый, хвалебный, шут.

Правильный вариант для проверки:

Юний умолк... а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот. Все обращенные к нему лица пылали негодованием, все глаза сверкали злобой, все руки поднимались, угрожали, сжимались в кулаки!

— Чем вздумал удивить! — ревели сердитые голоса. — Долой с амвона бездарного рифмоплета! Вон дурака! Гнилыми яблоками, тухлыми яйцами шута горохового! Подайте камней! Камней сюда!

Кубарем скатился с амвона Юний... но он еще не успел прибежать к себе домой, как до слуха его долетели раскаты восторженных рукоплесканий, хвалебных возгласов и кликов. Исполненный недоуменья, стараясь, однако, не быть замеченным (ибо опасно раздражать залютевшего зверя), возвратился Юний на площадь. И что же он увидел? Высоко над толпою, над ее плечами, на золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, славровым венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий...

Тур 3. «Марафон».

На столах разложены разные книги по количеству участников, для каждой команды набор книг одинаковый. Команды делятся пополам, по 4 человека. Первые 4 человека читают отрывки произведений Тургенева по одной минуте, вторые 4 человека засекают время, считают ошибки и отмечают, до какого слова дошёл читающий. Потом они меняются ролями.

Участники сидят вдоль столов по одному через сиденье (чтобы не мешать друг другу во время чтения). Напротив них сидят проверяющие. По звуковому сигналу наблюдатели передают читающим книги с закладками, открытые в нужном месте. Читающие приступают к чтению вслух, затем по звуковому сигналу останавливаются. Проверяющие забирают книгу, отмечают, до какого слова дочитал участник, и передают книгу другому проверяющему. Действие повторяется столько раз, сколько участников сидит за столом, чтобы каждому досталась разная книга. Каждый участник читает из каждой книги один и тот же отрывок.

Участникам второй очереди для чтения предлагаются другие отрывки. В книгах лежат закладки разного цвета для участников первой и второй очереди.

После окончания «марафона» по технике чтения участники подсчитывают количество прочитанных слов для своего оппонента.

В итоге подсчитывается, кто прочитал больше всех и сделал меньше ошибок. Итоги подводятся индивидуально для каждого участника и покомандно, то есть чья команда прочитала больше.

Участники первой очереди.

Отрывок 1. «Ася», начало

Отрывок 2. «Отцы и дети», начало

Отрывок 3. «Дворянское гнездо», начало

Отрывок 4. «Хорь и Калиныч», начало

Участники второй очереди.

Отрывок 1. «Ася», глава 4.

Отрывок 2. «Отцы и дети», глава 4.

Отрывок 3. «Дворянское гнездо», глава 2.

Отрывок 4. «Хорь и Калиныч», со слов «Мы вошли в избу»

Тур 4. «Были и небылицы».

Викторина по прочитанным отрывкам. Проводится в две очереди: участникам, которые читали отрывки первыми, предлагаются одни вопросы, а тем, кто читал во вторую очередь, другие.

Участники пишут ответы на листочках так, чтобы другим участникам их не было видно, а зрителям они были видны. Итоги подводятся по количеству правильных ответов у каждой команды.

Вопросы для участников первой очереди

Вопрос 1. Что не переводилось у Н.Н, кто еще не успел завестись? (По «Асе») (Деньги, заботы)

Вопрос 2. Вставьте слово «… не растение и процветать ему долго нельзя» (По «Асе») (Человек).

Вопрос 3. Какие пряники ест молодость? (По «Асе») (Золочёные)

Вопрос 4. Как Николай Петрович Кирсанов называет своё имение? (По роману «Отцы и дети») (Ферма).

Вопрос 5. Какого цвета серьга в ухе у слуги Кирсановых? (По роману «Отцы и дети») (Бирюзового).

Вопрос 6. Что всю жизнь тянул отец Кирсанова, «боевой генерал, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек»? (По роману «Отцы и дети») (Лямку)

Вопрос 7. Какого цвета тучки уходили «в самую глубь лазури» у дома Калитиной? (По роману «Дворянское гнездо») (Розовые)

Вопрос 8. Вставьте слова: «Её муж, бывший губернский прокурор, известный в своё время делец, – человек … и решительный, ….. и упрямый, умер лет десять тому назад». (По роману «Дворянское гнездо») (Бойкий, желчный)

Вопрос 9. Какое отчество было у Марьи Калитиной? (По роману «Дворянское гнездо») (Дмитриевна).

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова: «Кроме … ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех … берёз, деревца кругом на версту не увидишь». (По рассказу «Хорь и Калиныч») (Немногих, тощих)

Вопрос 11. Чем окружена Калужская деревня? (По рассказу «Хорь и Калиныч») (Лесом)

Вопрос 12. В какой губернии, Калужской или Орловский, «плетень на задворке не размётан и не вываливается наружу, не зовёт в гости всякую прохожую свинью»? (По рассказу «Хорь и Калиныч») (В Калужской)

Вопросы для участников второй очереди

Вопрос 1.? Вставьте слово: «Скоро … развалина» (По «Асе») (Показалась)

Вопрос 2. Вставьте слово: «Гагин обратил моё внимание на некоторые … освещённые места; в словах его слышался если не не живописец, то уж наверное художник» (По «Асе») (счастливо).

Вопрос 3.С каких бойниц и рухнувших сводов свешивались искривлённые деревца? (По «Асе») (Седых)

Вопрос 4.? Какие пуговицы были на ливрейной куртке у слуги Кирсановых? (По роману «Отцы и дети») (Белые гербовые).

Вопрос 5.? Вставьте слова: «Он молча отворил дверцу коляски и отстегнул … тарантаса». (По роману «Отцы и дети») (Фартук).

Вопрос 6.? Как зовут этого человека: «лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее»? (По роману «Отцы и дети») (Прокофьич)

Вопрос 7. Сколько галстуков было у вошедшего гостя? (По роману «Дворянское гнездо») (Два – один черный сверху и другой, белый, снизу)

Вопрос 8. Вставьте слова: «Всё в нём дышало приличием и пристойностью, начиная с … лица и гладко причесанных висков до сапог без каблуков и без…». (По роману «Дворянское гнездо») (Благообразного, скрипу)

Вопрос 9. Кто хозяйка – Марфа Тимофеевна или Марья Дмитриевна? (По роману «Дворянское гнездо») (Марья Дмитриевна).

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова: «Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, …. лампадка; … стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось … тараканов». (По рассказу «Хорь и Калиныч») (теплилась, липовый, задумчивых)

Вопрос 11. Огромный ломоть пшеничного хлеба, моченая морошка, хороший квас, соленые огурцы на деревянном блюде – каким из этих блюд не угощали в избе у Хоря? (По рассказу «Хорь и Калиныч») (Моченой морошкой)

Вопрос 12. Какой масти был сытый жеребец, запряженный в телегу? (По рассказу «Хорь и Калиныч») (Пегой)

Тур 5. «Турнир капитанов».

Выразительное чтение перевернутой вверх ногами книги. Или через бумажную «решётку». Время на подготовку – 1 минута.

Отрывок 1.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени...

(И. С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. М.: Дрофа, 2007. Стр. 192)

Отрывок 2.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями.

(И. С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. М.: Дрофа, 2007. Стр. 193)

Подведение итогов, награждение.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Ежегодно на разработку плана мероприятий и выставочной деятельности в школьной библиотеке по нормативам учета рабочего времени отводится 104 часа. Обобщенный план за пять лет поможет ускорить эту работу и выбрать подходящие мероприятия в каждом текущем году. Работу школьной библиотеки невозможно представить без книжных выставок, виртуальных и реальных. Выставочная деятельность требует четкой организации, творческого подхода, знаний о литературе и других видах искусства, умения представить книги из фонда библиотеки. Многие годы книжные выставки как вид мероприятий в библиотеках организовываются согласно календарно-знаменательным датам и календарно-тематическому планированию.
0 ₽
День славянской письменности Цель мероприятия: рассказать о значении празднования Дня славянской письменности. Задачи: – образовательные: познакомить с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, познакомить обучающихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки; – развивающие: развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку; развивать умение анализировать информацию; – воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру; способствовать воспитанию уважительного отношения к слову, алфавиту, букве.
0 ₽
Тема статьи - изменение традиций, связанных с книгами, начиная от ее внешнего вида и способов обработки книг в библиотеках и заканчивая отношением к ней людей и их мировосприятием. Свидетельств истории в книгах много. И это не только печати, индексы, инвентарные номера, но и пометки читателей, дарственные надписи, рисунки, символы и значки. Люди оставляют в книгах свою историю. Время идет, а некоторые стандарты библиотечной работы остаются неизменными. Читатели часто спрашивают, почему штамп библиотеки ставится именно на семнадцатой странице. Удивительно сознавать тот факт, что традиция эта зародилась еще в средние века, когда книги издавались на печатных листах, разрезались на части и сшивались в тетради по 16 страниц. Поскольку первая тетрадка часто откреплялась и терялась, в библиотеках начали ставить штамп и пометки о книге на первую страницу следующей тетрадки, то есть семнадцатую.
0 ₽