Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей «Радуга»
«В мире птиц»
Автор: Тихомирова И.А.
педагог дополнительного МБУДО «ЦДОД «Радуга»
Сатка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание.
Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся.
Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними. Оно нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди экологически образованные, со сформированным экологическим мировоззрением и экологической культурой.
Связь человека с природой начинается с раннего детства. Природа оставляет глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны окружающего мира.
Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления находит свое разрешение на занятиях объединения дополнительного образования детей «Природа – зеркало души».
Программа занятий ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающей среды, формирование экологической грамотности и воспитанности.
Одна из тем программы посвящена изучению жизни птиц: внешнему виду, отличительным признакам, образу жизни и питания, пользе птиц в природе и жизни человека.
Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.
Особенно актуально это становится в холодное время года. Перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Иногда естественный корм становится практически недоступным.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, стараться создать условия для общения ребенка с миром природы.
Занятия в объединении «ПРК Аквариум» проходят в форме экологических бесед, экскурсий, викторин, ребусов, кроссвордов, подвижных игр, интегрированных занятий с мультимедийным сопровождением, инсценированных представлений, акций «Каждой пичужке по кормушке».
Заключительное занятие по теме «Птицы – наши друзья» проводится в форме игры, которая предлагается вашему вниманию.
Интеллектуальная игра «В мире птиц» (игра рассчитанана учащихся 3-4 классов)
ЦЕЛЬ:
Формирование знаний о единстве, взаимодействии и взаимозависимости природы и человека.
Формирование осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта.
Расширение и систематизация представления детей оптицах, их образе жизни, повадках.
Развитие познавательной, творческой активности учащихся.
Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе и всему окружающему миру, а также мотивации к самостоятельности, коллективизму.
ОБОРУДОВАНИЕ:компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами.
Учитель:
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашей сегодняшней игры.
Из живого — мертвое,из мертвого — живое. (Птица)
Да, сегодня мы поговорим о птицах.
«Так и живем мы, люди, на одной планете с птицами, часто не обращаем внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если не останется на земле птиц?
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ.
Знакомство с игровым полем, с правилами игры.
В каждой категории разыгрывается 8 вопросов. Крутится барабан, и учащиеся отвечают на тот вопрос, номер которого им выпал.
Категории вопросов:
«Птичьи загадки»
«Птичьи повадки»
«Ребусы»
«Кто я»
«Самые, самые, самые»
«Отгадай, чей голосок?»
«Друзья природы»
Номинация «Птичьи загадки»
ВОПРОС №1
Важная птица
Шагает по водице.
Розовое оперенье —
Всем на загляденье. Ответ: фламинго
ВОПРОС №2
Птичка-невеличка Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. Ответ: воробей
ВОПРОС №3 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов.
Поднялся ввысь – и был таков. Ответ: пеликан
ВОПРОС №4
Живёт на болоте,
Поёт он с душой.
Ноги как спицы, А сам небольшой. Ответ: кулик
ВОПРОС №5
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт. Ответ: жаворонок
ВОПРОС №6 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Птица с яркой жёлтой грудкой,
Чёрный верх, незлобный вид,
Но рассердится — и жутко
Кошкой птица закричит. Ответ: иволга
ВОПРОС №7
Скажите мне, Какой чудак И днём и ночью Носит фрак? Ответ: пингвин
ВОПРОС №8
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла
У хозяина... Ответ: орла
Номинация «Птичьи повадки»
ВОПРОС №1
Какая лесная птица по повадкам и внешнему виду напоминает ястреба? Ответ: кукушка
ВОПРОС №2
Почему королькам не страшны любые морозы? Ответ: Они плотно прижимаются друг к другу, устраивая «коллективную печку».
ВОПРОС №3 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Почему цапле дали такое название?
Ответ: Быстро хватает (цапает).
ВОПРОС №4
Где козодой устраивает своё гнездо?
Ответ: на земле
ВОПРОС №5
Какая птица то кричит, как дикий кот, то поёт, как флейта?
Ответ: иволга
ВОПРОС №6 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Любимое лакомство снегирей
Ответ: рябина
ВОПРОС №7
Каким образом пищуха передвигается по стволам деревьев?
Ответ: Прыжками и только снизу вверх.
ВОПРОС №8
Что означает «сорочья болтовня»?
Ответ: Сигнал тревоги: кто-то приближается.
Номинация «Ребусы»
к 9" /ВОПРОС №1
Ответ: сорока
ВОПРОС №2
к 9" /
Ответ: воробей
ВОПРОС №3 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
к 9" /
Ответ: канарейка
ВОПРОС №4
10" />
Ответ: скворец
ВОПРОС №5
к 7" /
Ответ: голубь
ВОПРОС №6 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
к 9" /Ответ: свиристель
ВОПРОС №7
к 7" /
Ответ: попугай
к 9" /ВОПРОС №8
Ответ: фазан
Номинация «Кто я?»
ВОПРОС №1
Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? Ответ:поползень
ВОПРОС №2
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Ответ:синица
ВОПРОС №3 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Из далеких стран лечу. Над окошком жить хочу. В гнездышке из глины. На мяконькой перине. Ответ: ласточка
ВОПРОС №4
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой. Ответ: клест
ВОПРОС №5
Самая крупная лесная птица, массой до 5 кг. Самка этой птицы значительно легче и весит до 2 кг. Оперение темное с металлическим оттенком, бровь ярко красная, перья под клювом образуют характерную «бороду». Пестрые, в их оперении преобладают бурые и коричневые тона. О какой птице идет речь? Ответ: глухарь
ВОПРОС №6 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Узнай птицу по описанию: весь верх птички тёмно-серый, а нижняя часть и хвост ярко-оранжевые. При взлете, крылья расправляются и птичка как- бы «загорается», вспыхивая словно огонёк. Ответ:горихвостка
ВОПРОС №7
Одна из крупных сов; размах крыльев этой птицы 1,5 м, а масса 2-3 кг. Большая голова снабжена ушами и торчащими пучками перьев. Оранжево-красные глаза направлены вперед и способны видеть в темноте. Окраска оперения спины темно-бурая с темными полосами; грудь и брюхо рыжие с продольными пестринами. Полет бесшумный благодаря рыхлому и мягкому оперению. О какой птице идет речь? Ответ:филин
ВОПРОС №8
Эта маленькая птичка вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее птенцами, она мастерски изображает змею — вытягивает шею, шипит. За такое виртуозное управление своей шеей она и получила свое название. Какое? Ответ: вертишейка
Номинация «Самые, самые, самые»
ВОПРОС №1
Самая маленькая птица
Ответ:Колибри - пчёлка. Её масса всего 1,6 грамма, при росте 5 - 7 см.
ВОПРОС №2
Самая зоркая птица?
Ответ: Сокол-сапсан. Он способен заметить дичь с высоты до 8 километров.
ВОПРОС №3 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
У какой птицы самая подвижная шея?
Ответ: сова, филин могут поворачивать голову на 180 градусов.
ВОПРОС №4
Птица с самым большим клювом
Ответ: Тукан. Такие размеры клюва позволяют птичке без проблем дотягиваться до долгожданных плодов, висящих на соседних ветках.
ВОПРОС №5
Самая высоко летающая птица
Ответ: Журавли поднимаются на высоту до 1,5 - 2 км
ВОПРОС №6 (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Какая из наших птиц быстрее всех летает?
Ответ: стриж
ВОПРОС №7
Самая тяжёлая птица, способная подняться в воздух
Ответ: Дрофа. Её вес может достигать 19кг.
ВОПРОС №8
Какая птица самая большая в мире?
Ответ: африканский страус
НОМИНАЦИЯ «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»
ВОПРОС №1
Ответ: малиновка
ВОПРОС №2
Ответ: дрозд
ВОПРОС №3
Ответ: гуси
ВОПРОС №4
Ответ: соловей
ВОПРОС №5
Ответ: сова
ВОПРОС №6
Ответ: иволга
ВОПРОС №7
Ответ: воробей
ВОПРОС №8
Ответ: ворона
НОМИНАЦИЯ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
ВОПРОС №1
Сформулируй правило поведения
Не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай кору деревьев.
ВОПРОС №2
Не рви цветы в лесу, на лугу, не топчи ногами растения, не сбивай грибы, даже несъедобные.
ВОПРОС №3 Не разоряй муравейники. Береги лягушек, жаб и их головастиков. Не убивай змей, даже ядовитых.
ВОПРОС №4
Не лови бабочек, стрекоз, не разоряй гнезда шмелей, не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
ВОПРОС №5
Не разоряй птичьи гнезда, не убивай птиц, не включай в лесу громко музыку.
ВОПРОС №6
Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор.
ВОПРОС №7
Не лови и не уноси домой здоровых птиц и животных.
ВОПРОС №8
Не жги весной траву на лугу, не оставляй в лесу непотушенным костер.
Дополнительный вопрос (если возникнет спорная ситуация)
Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, а подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда?
Ответ:Кукушка питается гусеницами, которых другие птицы не едят.
Вывод: Земля – общий дом для растений, животных и человека. Мы должны ее беречь.
ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ! ХРАНИТЕ ПРИРОДУ!
НЕ ЖГИТЕ ТРАВУ!
НЕ ЛОМАЙТЕ КУСТЫ!
НЕ СЫПЬТЕ НА ЗЕМЛЮ ВСЯКУЮ ГАДОСТЬ!
И ДАСТ ВАМ ПРИРОДА ЗДОРОВЬЕ И РАДОСТЬ!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ