Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 46 г. Могилева»
Внеклассное мероприятие
«Мой край на карте Беларуси.
Могилевщина»
Подготовила: Клеенкова Виктория Игоревна
классный руководитель 8 «В» класса
Могилев, 2024
Внеклассное мероприятие
«Мой край на карте Беларуси. Могилевщина»
Цель:расширение, закрепление и углубление знаний учащихся о вкладе Могилевской области в развитие Беларуси через погружение в исторические периоды нашей страны.
Задачи:
актуализировать знания об историко-культурном наследии белорусского народа, о знаменитых людях – уроженцах Могилевщины;
развивать творческий потенциал и познавательный интерес к историко-культурному наследию нашей страны;
воспитывать чувство патриотизма за историю своей страны, малой Родины.
Форма проведения: интерактивная игра.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстративного материала (мемориальных комплексов, предприятий), фотоматериалов «Могилев сегодня!»,QR-викторина(QR-коды), просмотр видеофрагмента «Могилев с высоты птичьего полета», складывание пазла (изображение барельефа достопримечательностей Могилева), выполнение тестовых заданий.
Оборудование и материалы: мультиборд (мультимедийный проектор, компьютер), мобильные устройства, флип-чарт (мобильная доска), веб-камера, стикеры (логотипы) районных центров и их достопримечательностей,карта Беларуси и Могилевской области,QR-коды, пазл (изображение барельефа достопримечательностей Могилева), иллюстративные и фотоматериалы, карточки с тестовыми заданиями.
Оформление кабинета: государственная символика, карта Беларуси, оборудованное рабочее место для каждой команды (5 команд).
Ходмероприятия:
Организационный этап.
Звучит гимн Могилева
(Слова: А. Шлеенков/ Музыка: Н. Яцков).
Ты стаіш шмат вякоў ля сівога кургана Машэкі,
А аблічча тваё застаецца заўжды маладым.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
Дняпроўская плынь.
Не скарылі цябе рабаванні шматлікіх чужынцаў,
Захінае твой лёс наш Георгій Каніскі святы.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
Дняпроўская плынь.
Над табою заўжды ззяе толькі шчаслівая зорка,
І люляе цябе слова чыстае Божай хвалы.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
Дняпроўская плынь.
Ты жыві, Магілёў, любы горад зямлі беларускай,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
Дняпроўская плынь.
Учитель: «Добрый день, дорогие ребята! Мы прослушали гимн города Могилева (Слова: А. Шлеенков/ Музыка: Н. Яцков), на слайде указана тема нашего мероприятия«Мой край на карте Беларуси». Как Вы считаете, что мы с Вами узнаем, вспомним, обсудим сегодня?» (Ответы учащихся)
Учитель:«Да, все верно, сегодня мы с Вами совершим «игровое путешествие» по Могилеву и Могилевской области, раскроем тайны и узнаем о достижениях наших земляков в разные годы. Для этого Вы разделились на 5 групп (по «входному билету»), и в таком составе будем играть до конца мероприятия. За каждый правильный ответ команда получает элемент пазла. По количеству собранных элементов пазла определим победителя. За ходом игры будет следить компетентное жюри. Выполнение каждого задания оценивает жюри». (Учащиеся придумывают названия своим командам и определяют капитанов)
РАЗМИНКА:
Контур карты Беларуси заполняется разноцветными фрагментами карты по областям в виде эстафеты (Учащиеся «собирают» карту республики по областям).
Учитель: «Молодцы! Вы готовы к игре?» (Ответы учащихся)
2.Основной этап.
Игра(организуется с использованием мобильных телефонов).
Задание №1. «Угадай-ка»
Учитель: «Могилевщина славится красотой своей природы и неповторимыми местами, которые каждый год привлекают тысячи туристов.Березовые рощи и прохладные сосновые леса, бескрайние поля, таинственные лесные озера, могучий Днепр с многочисленными притоками – малая толика нашей Родины! Могилев хорошеет год от года, давайте посмотрим на него с высоты птичьего полета, но будьте внимательны, в ролике будут спрятаны ответы на некоторые задания. Внимание на экран!»
Просмотр видеоролика про Могилев (https://ok.ru/video/956160018983).
Учитель: «Ваша задача ответить правильно на вопросы QR-викторины. Чтобы прочитать вопрос, Вам необходимо с помощью мобильных устройств отсканироватьQR-код. Свои ответы впишите в таблицу (Приложение 1), элемент пазла получит команда, которая первая предоставит ответ».
Вопрос | Ответ |
Арка | |
Дубровенка | |
Проспект Мира | |
Стадион «Спартак» | |
Могилевхимволокно Моготекс Лифтмаш МоАЗ имени С. М. Кирова Ольса Бабушкина Крынка |
Учитель: «Молодцы! Все команды справились с вопросами викторины».
Результаты выполнения заданий передаем жюри. Они озвучивают промежуточные итоги.
Задание №2. «Символы Могилевщины»
Учитель: «Официальными символами любой страны являются флаг, герб и гимн, с которыми мы все хорошо знакомы. А знаете ли Вы, что каждый районный центр Могилевской области и сам Могилев тоже имеют свои символы? (Ответы учащихся)
На каждом столе в каждой группе лежит конверт. Вскройте его. Там Вы найдете изображения гербов районных центров Могилевщины, расположите их на карте области».
Результаты выполнения заданий передаем жюри. Они озвучивают промежуточные итоги.
Задание №3. «Могилевщина героическая»
Учитель: «А знаете ли Вы, что первым городом, сражавшимся с фашистами в полной блокаде, был именно Могилев? Переходим к героическим страницам истории нашей Родины. Угадайте по изображениям мемориальных комплексов их названия и причины их увековечивания(Ребятам предлагается под каждым изображением памятника указать его название и местоположение).
1.
(Буйничское поле)
2.
(Братская могила советских военнопленных в Бобруйске)
3.
(Мемориальный комплекс «Землянка», 1-ый километр шоссе Могилев-Чаусы)
4.
(Мемориал «Днепровский рубеж», Шклов)
5.
(Памятник-самолет МиГ-17, Мстиславль)
6.
(Мемориальный комплекс «Борки», Кировский район, Могилевская область)
Результаты выполнения заданий передаем жюри. Они озвучивают промежуточные итоги.
Задание №4. «Могилевщина культурная»
Учитель: «После Великой Отечественной войны все жители принимали активное участие в возрождении страны. И многие из них стали известными благодаря своим достижениям и талантам. Знаете ли Вы, что Могилевщина оставила яркий след в жизни многих выдающихся людей?»(Ответы учащихся)
1. Внимательно посмотреть на изображение и выбрать из предложенных вариантов. Кто изображен на фотографии:
А) Спиридон Соболь;
Б) Аркадий Кулешов;
В) Константин Симонов;
Г) Винцент Дунин-Марцинкевич.
Культурно-историческая ценность Могилевщины включает в себя также разные виды искусств. Главной архитектурной достопримечательностью Могилева является Могилевский областной драматический театр, празднующий в этом году 136-ую годовщину со дня своего основания. Выберите год основания Могилевского областного драматического театра:
А) 1888;
Б) 1941;
В) 1988;
Г) 2022.
Давайте поговорим об изобразительном искусстве. В Могилеве можно посетить различные музеи. А знаете ли Вы, имена каких художников носят некоторые из них?» Выберите имена художников, чьими именами названы музеи в городе Могилеве:
А) П. Масленников;
Б) И. Суриков;
В) И. Левитан;
Г) В. Бялыницкий-Бируля.
Также Могилев известен проведением различных фестивалей. Выберите названия тех фестивалей, которые проводятся в Могилеве ежегодно:
А) «Кинотавр»;
Б) «Магутны Божа»;
В) «Каннский кинофестиваль»;
Г) «Золотой Шлягер».
Результаты выполнения заданий передаем жюри. Они озвучивают промежуточные итоги.
Задание №5. «Таинственные шкатулки»
Учитель:«На каждом столе в каждой группе стоит таинственная шкатулка. Откройте ее. Там Вы найдете 6 фотографий предприятий и описание предприятия. Необходимо соотнести описание с фотографией» (Приложение 2).
Название предприятия | Фотография предприятия |
Белорусское предприятие по производству металлических труб, технической дроби, черновых железнодорожных осей, чугунных и стальных изделий, расположенное в городе Могилеве.(ММЗ) | |
Один из крупнейших производителей изделий из автоклавного ячеистого бетона и силикатного кирпича в регионе стран СНГ и Балтии.(КСИ) | |
Белорусская химическая компанияпо производству полиэтилентерефталата,полиэфирных волокон и технических нитей, расположенная в Могилеве. (Могилевхимволокно) |
Советский и белорусский производитель лифтов. Предприятие, основанное в 1969 году, расположено в Могилеве. (Лифтмаш) | |
Предприятие по производству землеройной и автомобильной техники в РеспубликеБеларусь, город Могилев. (МоАЗ имени С. М. Кирова) | |
Тракторный завод в Беларуси, входит в восьмерку крупнейших производителейсельскохозяйственной техники в мире (около 8-10 % от мирового рынка колесных тракторов). В 2017 году завод произвел 87% колесных тракторов в СНГ. (МТЗ) |
Результаты выполнения заданий передаем жюри. Они озвучивают промежуточные итоги.
Задание №6. «Могилев современный»
Учитель: «Древний город Могилев был неоднократно разрушен, подвергался нападению врагов и возрождался заново. И символом этого возрождения служит архитектурное здание, возвышающееся над Днепром. В 20 веке оно было окончательно разрушено и восстановлено только в наше время. О каком здании идет речь?»
Выберите из предложенных вариантов:
Дворец культуры области | ТЦ Атриум | Могилевский драмтеатр |
Ратуша | Дворец пионеров | Спасо-Преображенский Собор |
Подведение итогов, осуществляется путем подсчета элементов пазла. Жюри называет команду победителя. Награждение победителей.
Учитель:«Давайте соединим все элементы пазла». (Результатом стало изображение барельефа достопримечательностей Могилева, расположенного в фойе ГУО «Средняя школа №46 г. Могилева»)
4.Рефлексия.
На доске располагается центральная часть цветка с фотографией города Могилева, на столах у учащихся лежат лепестки, учащиеся оставляют свои пожеланиями родному городу на лепестках и прикрепляют их на доску, образуя цветок – символ весны и красоты.
Учитель: «Спасибо всем большое за участие! До новых встреч!»