ПортенкоН.В.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Внеклассное мероприятие по профориентации
в начальной школе
«Все профессии важны,
все профессии нужны!»
Цель: расширение представления учащихся о разнообразии профессий, их роли в жизни людей
Задачи:
обучающие
познакомить с разнообразием мира профессий;
дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
воспитательные
формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
формировать уважительное отношение к людям труда;
развивающие
развивать интеллектуальные и творческие возможности;
показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере;
формировать навык работы в группе
Оборудование: - компьютер, проектор, презентация «Все профессии нужны, все профессии важны»
- на магнитной доске: карточки со словами
- цветик семицветик
Раздаточный материал:
- карточки для работы в группе
Ход занятия
Организационный момент.
Необычный день у нас,
И гостями полон класс,
Что гостям сказать нам надо? (повернитесь к гостям и поприветствуйте их)
Ученица:
Мы хотим, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
(Подарили улыбку гостям, повернулись ко мне и подарите свои улыбки мне)
И с хорошим настроением начинаем наше занятие.
Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем занятии, надо прочитать карточки где написаны слова. Что обозначают все эти слова? (качества человека). Соедините выделенные буквы каждого слова и прочитаете его.
ОПТИМИЗМ ДРУЖЕЛЮБИЕ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕСТНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЕ ПОРЯДОЧНОСТЬ |
Да, сегодня мы будем говорить о профессиях.
Учитель:
Профессий много на Земле,
и каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Ученица: У меня растут года, будет и 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель: Ребята, Аня, подняла сейчас очень важный вопрос.
Не далек тот час, когда перед Вами станет выбор - какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришло время поразмыслить о выборе своей будущей профессии. В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, учителя, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны” (презентация)
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
важно суметь разобраться в этом многообразии;
узнать, чем занимаются люди данной профессии;
познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
учитывать собственные интересы и способности.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
Учитель: Что же такое профессия?
Дети: Работа, которой занимается человек.
Учитель: Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Дети: Нет, необходимо закончить специальное учебное заведение (университет, институт, техникум, училище)
Учитель: В толковом словаре слово профессия объясняется так:
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Знакомство с типами профессий.
Учитель: А знаете ли вы ребята, что все профессии ученые разделили на типы. (выступают 2 ученика)
Человек - техника
Человек - природа
Человек - человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
Учитель: Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав ее, дадите мне ответ - какая это профессия и к какому типу мы ее отнесем.
Загадки:
1. Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач … (ветеринар)
(Ветеринарный врач; человек - природа)
2. Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)
3. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)
4. Цифры-расчеты.
Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)
5 .Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)
А сейчас мы немного поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, вам нужно узнать, чем занимаются люди этих профессий, какие качества необходимо вырабатывать для этой профессии.
План работы в группах.
1. Прочитать текст.
2. Выбрать качества, необходимые людям данной профессии.
3. Подготовить выступление от группы.
VI. Выступление групп.
1. Выступление гр. № 1.
Работа ветеринарного врача требует:
любовь к животным
внимательность
физическая выносливость
чуткость
2. Выступление гр. № 2.
Работа слесаря требует:
ответственность
аккуратность
трудолюбие
вежливость
3. Выступление гр. № 3.
Работа повара требует:
аккуратность
память
творчество
доброжелательность
4. Выступление гр. № 4.
Работа бухгалтера требует:
внимательность
трудолюбие
честность
общительность
5. Выступление гр. № 5.
Работа архитектора требует:
творчество
аккуратность
воображение
настойчивость
А сейчас немного поиграем. Игра называется«Цветик-семицветик»
Отгадайте о каких профессиях идёт речь.
Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яга.)
Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)
Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
Преобразователь ткани в одежду- это … Кто ?(Портной, швея)
Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(Учителя.)
«Сумчатый» профессионал – это… Кто?
(Почтальон.)
Молодцы!
Ребята, о каких профессиях вы мечтаете?
(Дети читают сочинения о своей будущей профессии)
Заключение.
Вот наше занятие подошло к концу.
Закончить наш классный час мне хочется словами, которые уже звучали сегодня:
У меня растут года, будет и 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
И в итоге, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна заинтересовать вас, тогда она будет приносить вам радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности.
Всегда помните, что любая профессия важна!
Список литературы:
Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34. Конспект внеклассного занятия в 4 классе по ознакомлению с профессией "врач".
Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73. Сценарий урока по профессиональной ориентации, посвящённый работникам речного флота.
Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.- № 6.- С. 60-61 : ил.- Начало см.: 2005, № 3-5.
Вдовина Н. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс / Н. Вдовина // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 11 / 1-15 июн.- С. 14-18: ил. Тема "Трудовые ресурсы. Все профессии важны".