Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Педагогический совет
«Организация дополнительного образования в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в рамках национального проекта «Образование»
Выступление по теме
«Применение инновационных технологий для развития познавательной и творческой активности обучающихся объединения по интересам «Фантазеры» (из опыта применения современных педагогических технологий)
Автор: Сигида М.С.,
педагог дополнительного образования
Рубцовск,
февраль, 2024
В дополнительном образовании используются собственные педагогические технологии по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Поэтому, мы, педагоги дополнительного образования, используем педагогические технологии, отличные от массовой школы, разделяя детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учим всех по-разному. Причем содержание и методы обучения рассчитываем на уровень умственного развития и корректируем в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия развития: они в полной мере могут реализовать свои способности и осваивают программы.
Отсутствие в учреждении допобразования жесткой регламентации деятельности, гуманные взаимоотношения в добровольном объединении по интересам «Фантазеры», комфортные условия для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения в мою педагогическую практику личностно-ориентированных технологий.
Напомню, что к педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся:
Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская);
Технологии индивидуального обучения (инд. подход, индивидуализация (В.Д. Шадриков), метод проектов);
Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко);
Технология педагогики сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г. К. Селевко);
Технология ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер);
Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер);
Игровые технологии (П.И. Пидкастый, Д.Б. Эльконин);
Технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
Коммуникативные технологии и другие.
В своей работе использую педагогические технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе, в том числе личностно–ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технология личностно-ориентированного развивающего
обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и
учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное
развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у
него опыта жизнедеятельности.
Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного
обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется мной на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
2) Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
3) Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное –каждый добывает знания сам.
4) Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Также можно выделить следующие инновационные технологии и формы:
Интегрированные занятия. Занятия проводятся благодаря концентрированию на одной теме, в которую объединяется материал нескольких предметов. Из особенностей такого занятия выделим компактность, сжатость, краткость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе проводимого занятия. Чаще всего материал предоставляется в форме занимательной, увлекательной игры.
Интеграция способствует взаимообогащению изучаемых предметных областей, расширению информативной емкости занятия, она является высокой формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Снижает утомляемость детей, способствует более полной реализации
воспитательных возможностей занятия. Знания приобретают качество
системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается
мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Таким образом применяя инновационных технологии в интегрированном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Она дает определенные положительные результаты как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива.
2.Субъектно-ориентированная технология обучения и воспитания детей в дополнительном образовании
Этапы | Краткая характеристика |
Самодиагностика | Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п. |
Самоанализ | Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло добиться положительных результатов и почему?», «Что мне мешало быть более успешным и почему?» и др. |
Самоопределение | Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?» |
Самореализация | Самостоятельный поиск способов решения обучающимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация |
Самооценка | Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков |
Самоутверждение | Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия |
Суть субъектно-ориентированной технологии состоит в принятии ребенком самостоятельных решений в соответствии с поставленными им самим обоснованными и осознанными целями.
Основные средства сопровождения ребенка:
- самодиагностики (диагностические ситуации, ситуации проб, тесты);
- проблемный вопрос;
- создание ситуаций выбора и самоопределения.
Субъектно-ориентированная технология обеспечивает:
- проявление и развитие индивидуальности, субъектности ребенка;
- возможность удовлетворить свои потребности и интересы;
- право самому ребенку выбирать содержание, форму, роль, способы деятельности, характер общения со сверстниками и взрослыми;
- личностное самоопределение и принятие ребенком самостоятельных и осознанных решений;
- рефлексивность деятельности и поведения ребенка;
- удовлетворенность деятельностью и ее результатами.
3. Технология перспективно-опережающего обучения.
С.Н. Лысенкова, педагог-новатор, открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Перспективно-опережающее обучение (по С.Н. Лысенковой), – это замена и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом занятии, постепенно, не торопясь.
При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались, пользоваться исключительно интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых, не отвлекают других от работы, как это часто случается. И главное здесь даже не экономия учебных часов, а то, что – у педагога и детей хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Успех – один из самых важных результатов опережающего обучения.
Перспективно-опережающее обучение разбито на 3 этапа:
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы с применением схем и шаблонов.
Второй этап - работа с материалом: уточнение понятий и обобщение материала. Обучающиеся уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями.
Третий этап - использование сэкономленного времени (реально создавшегося опережения). Схемы, шаблоны уходят, формируется навык беглого действия.
Заключение
Технологии, используемые мною как педагогом дополнительного образования детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в обучении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Считаю, что успешность применения в моей работе применяемых технологий зависит не от способности меня как педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе учебного занятия, при решении конкретной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.