МБУ ДО «Детско-юношеский центр», г. Рубцовск, Алтайский край
Конспектпознавательного мероприятия «Театр-экспромт «Школа первой помощи»
Целевая аудитория: обучающиеся объединения по интересам среднего школьного возраста (10-13 лет)
Выполнил: Сигида Мария Сергеевна, педагог дополнительного образования;
Оборудование мероприятия:
Интерактивный материал:
-Мультимедийная презентация: «Сказки А.С. Пушкина»;
-Методическое пособие «Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь».
М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018 г., 97 с.
Авторы: Л.И. Дежурный, Ю.С. Шойгу, С.А. Гуменюк, Г.В. Неудахин, А.Ю. Закурдаева, А.А. Колодкин, О.Л. Куров, Л.Ю. Кичанова, А.Ю. Закурдаева, А.А, Эмке
Плакаты:
- «Алгоритм оказания первой помощи при травмах»;
- «Алгоритм оказания первой помощи при отравлении»
Карточки:
- «Инструкции по очередности выполнения первой помощи при травмах головы»;
- «Инструкции по очередности выполнения первой помощи при отравлениях»
Цель – формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при травмах и отравлении.
Задачи:
- закрепить основные правила безопасного поведения в быту; формировать чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другому, довести до понимания детей, что первая помощь может спасти жизнь человека;
- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- познакомить детей с элементарными приемами первой помощи,
воспитывать желание быть здоровым.
Ход мероприятия
1.Актуализация знаний по теме.
1.1.Речевое упражнение «Закончи предложение».
Педагог предлагает блиц-опрос «Закончи предложение» (готовые предполагаемые ответы детей помещаются на магнитную доску или проецируются на экране):
- Здоровье это…
предполагаемые ответы (чувствовать себя полным сил, быть жизнерадостным, не болеть, не лежать в больнице).
- Здоровый человек это…
предполагаемые ответы (человек, у которого ничего не болит, хорошее настроение, нет ран, синяков).
- Навредить здоровью человека могут…
предполагаемые ответы (вредные привычки, микробы, неосторожность, чрезвычайные ситуации, насекомые, растения).
1.2.Педагог ставит перед ребятами проблемный вопрос: «Что предпринять, если с Вами произошел несчастный случай или Вы стали очевидцами какого-либо происшествия и Вам необходимо оказать помощь?»
Фиксируются высказывания обучающихся, некоторые формулировки обобщаются и в качестве гипотез записываются на доске.
2. Слово педагога:
Ребята! Сегодня мы собрались не на развлекательное, а на познавательное мероприятие «Театр-экспромт «Школа первой помощи». Полученные на нем знания и умения позволят сохранить жизнь вам и людям, находящимся рядом с вами.
Все мы живем и радуемся жизни, не задумываясь, что с кем-то сейчас возможно происходит несчастный случай и вряд ли кто- то из вас подумает, что это может произойти с любым из нас. Но чтобы не случилось, в любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Ребята, мало кто знает, как правильно оказывать первую помощь. А когда несчастье уже произошло, многие нередко теряются, совершают ошибки, упускают драгоценное время. Важно, чтобы каждый человек знал основные правила оказания первой помощи. Сегодня мы будем учиться оказывать первую помощи в тех ситуациях, которые могут произойти в жизни.
3. Разыгрывание ситуативных происшествий посредством постановок театра-экспромта
Педагог, приготовивший заранее несколько сценариев постановок-экспромтов, ставит перед обучающимися задачу, определить состояние пострадавшего, вид повреждения, признаки и первые предположения об алгоритме оказания первой помощи пострадавшему:
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. “Постой.
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу”.
Отвечает ей черница:
“Ох ты, дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне”. - Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пёс ей под ноги - и лает
И к старухе не пускает;
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит. –
На ж, лови!” - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, - сказала, -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пёс как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. “Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед...” –
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
“Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!” – и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь...
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...
2. А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Подошел срок расплаты:
Поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
Обучающиеся делятся на группы (Актеры и зрители), распределяют роли, выбирают сказителя.
По окончании постановки все участвующие высказывают предположения о происшествии и о способах и приемах оказания первой помощи пострадавшим. Фиксируются все предположения, педагог в обобщенном виде (готовые карточки на магнитную доску или готовые варианты открывает на интерактивной доске).
4. Работа с памяткой «Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших»
(Памятка проецируется на экране и затем раздается обучающимся).
В случае если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия. Эту последовательность можно представить в виде алгоритма:
(источник транслируемого материала:КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова», Факультет воспитания и социализации.
Разработчики:Лопуга Василий Федорович, заведующий кафедрой социализации и развития личности, к.п.н., доцент Лопуга Елена Владимировна, декан факультета воспитания и социализации, к.п.н.)
1. | Оценить сложившуюся ситуацию и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи. Перед началом действий на месте происшествия следует обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи. При этом необходимо помнить, что может угрожать участнику оказания первой помощи: - интенсивное дорожное движение; - угроза возгорания или взрыва; - поражение токсическими веществами (например, в случае дорожно-транспортного происшествия с автомобилем, перевозящим химикаты); - агрессивно настроенные люди. |
2. | Определить наличие признаков сознания у пострадавшего. При наличии сознания у пострадавшего - начать выполнять мероприятия, описанные в п. 6 и далее. |
3. | При отсутствии признаков сознания восстановить проходимость дыхательных путей у пострадавшего и произвести определение признаков дыхания с помощью слуха, зрения и осязания. При наличии признаков дыхания у пострадавшего - начать выполнять мероприятия, описанные в п. 6 и далее. |
4. | При отсутствии признаков жизни, самостоятельно или привлекая помощников, осуществить вызов скорой медицинской помощи и специальных служб (полицейских, пожарных, спасателей и т.д.). |
5. | Начать проведение сердечно-легочной реанимации. |
6. | В случае появления у пострадавшего признаков жизни (либо в случае, если эти признаки изначально имелись у него) - осуществить поддержание проходимости дыхательных путей (устойчивое боковое положение). |
7. | Провести обзорный осмотр пострадавшего на наличие признаков наружного кровотечения, осуществить временную остановку при его наличии. |
8. | Выполнить в определенной последовательности подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью. В случае их выявления - произвести соответствующие мероприятия первой помощи, в том числе вызвать скорую медицинскую помощь, если она не была вызвана ранее. |
9. | Придать пострадавшему оптимальное положение тела, определяющееся его состоянием и характером имеющихся у него травм и заболеваний. |
10. | До приезда скорой медицинской помощи или других специальных служб контролировать состояние пострадавшего, оказывать ему психологическую поддержку. При прибытии бригады скорой медицинской помощи передать им пострадавшего. |
5. Практическая работа по отработке предложенных ранее ситуаций.
1. Отравление
2. Травма головы
6. Игра «Примите вызов»
Педагог: После оказания вами первой помощи нужно обязательно позвонить по телефону … «03». И сейчас мы посмотрим, сможете ли вы в экстремальной ситуации вызвать скорую помощь.
Ученик подходит, вытягивает одно из заданий напечатанное на листке бумаги со случившейся ситуацией, набирает номер по стационарному телефону «03» или по мобильному «103» или «112», по которому должен сообщить о случившемся.
(Нужно назвать: свою фамилию, адрес, где сейчас находится пострадавший, количество пострадавших, объяснить, что случилось и в каком состоянии находится пострадавший. Нельзя отключать связь до отбоя со стороны диспетчера).
(Обучающимся выдается образец алгоритма вызова скорой помощи).
7. Рефлексия
Педагог организует работу по осуществлению рефлексии.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Какова была цель нашего мероприятия?
- Достигли ли мы её?
Обучающиеся проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей.
Ребята заполняют лист «Пирамиду успеха», подводят итог мероприятия, комментируют свое эмоциональное состояние