Величко Владимир Владимирович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К." города Красноярска
«Занимательная физика»
методическая разработка занятия для обучающихся 8 классов
Физические явления и законы физики окружают человека повсюду, теории и методы поисковой деятельности и физических исследований имеют решающее значение на занятиях по физике.
Методическая разработка занятия «Занимательная физика» нацелена на формирование у обучающихся 8 классов стремления к интеллектуальному и личностному развитию через разные виды поисковой, исследовательской и практической деятельности.
Задачи:
1. учить включаться в различные виды деятельности: исследовательскую, практическую, поисковую;
2. развивать сообразительность, умение отвечать на вопросы, навыки решения практических задач;
3. формировать представления о физических веществах, явлениях, терминах.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, компьютеры, ноутбуки, батарея элементов, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
План занятия
1. Тестирование "Занимательная физика"
2. Поисковая деятельность "Открытия великих физиков и изобретателей"
3. Исследовательская работа «Электричество в живых организмах»
4. Решение задач по забавным рисункам из резисторов
5. Практическая работа "Применение электромагнитов"
6. Рефлексия
Ход занятия
Тестирование "Занимательная физика"
Обучающимся предлагается ответить на вопросы тестов.
Вариант 1
Вопрос № 1. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют …
А. силой
Б. инерцией
В. плотностью
Г. диффузией+
Вопрос № 2. Деформацией называется любое …
А. искажение формы
Б. уменьшение формы
В. увеличение размера тела
Г. изменение формы и размера тела+
Вопрос № 3. Когда на тело действует сила, и оно движется, совершается …
А. механическая работа+
Б. автоматическая работа
В. физическая работа
Г. механизированная работа
Вопрос № 4. Всё, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.), – это …
А. физические тела
Б. материя+
В. вещества
Г. галактика
Вопрос № 5. Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют …
А. неравномерным+
Б. равномерным
В. одинаковым
Г. умеренным
Вопрос № 6. Специальные слова, обозначающие физические понятия, – это …
А. термины+
Б. измерения
В. аргументы
Г. величины
Вопрос № 7. Мельчайшая частица вещества- это …
А. электрон
Б. кристалл
В. молекула+
Г. диффузия
Вопрос № 8. В физике допускаемую при измерении неточность называют …
А. ошибочностью измерений
Б. искажением измерений
В. отклонением измерений
Г. погрешностью измерений+
Вопрос № 9. Изменяя своё положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии, которую называют …
А. траекторией движения тела+
Б. скоростью
В. расстоянием
Г. путём
Вопрос № 10. Физическая величина, которая является мерой инертности тела, – это …
А. плотность тела
Б. масса тела+
В. скорость тела
Г. объём тела
Вариант 2
Вопрос № 1. Архимедова сила – это …
А. сила, погружающая тело в жидкость или газ
Б. сила, определяющая тело или газ
В. сила, выталкивающая тело из жидкости или газа+
Г. сила, изменяющая тело или газ
Вопрос № 2. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется …
А. силой трения
Б. силой тяжести+
В. силой притяжения
Г. силой упругости
Вопрос № 3. Многие знания получены людьми из собственных …
А. гипотез
Б. выводов
В. предположений
Г. наблюдений+
Вопрос № 4. Учёный, который открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов. Опытами подтвердил существование атмосферного давления.
А. Э. Торричелли
Б. Н. Жуковский
В. Д. Бернулли
Г. Б. Паскаль+
Вопрос № 5. Для характеристики неравномерного движения тела вводят понятие …
А. высокой скорости
Б. средней скорости+
В. низкой скорости
Г. постоянной скорости
Вопрос № 6. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют …
А. атмосферой+
Б. тропосферой
В. гидросферой
Г. литосферой
Вопрос № 7. Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с …
А. равномерной скоростью
Б. постоянной скоростью+
В. низкой скоростью
Г. нулевой скоростью
Вопрос № 8. Жидкости легко меняют ..., но сохраняют …
А. цвет, запах
Б. объём, плотность
В. плотность, цвет
Г. форму, объём+
Вопрос № 9. Для каждой физической величины приняты свои …
А. вещества
Б. килограммы
В. явления
Г. единицы+
Вопрос № 10. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют …
А. явлениями+
Б. наблюдениями
В. величинами
Г. измерениями
Поисковая деятельность "Открытия великих физиков и изобретателей"
Обучающимся предлагается разделиться на пары и выполнить поисковую работу по заполнению таблицы открытий великих физиков и изобретателей, их совершивших:
ФИО | Открытие |
Блез Паскаль | |
Майкл Фарадей | |
Нильс Бор | |
Эрнест Резерфорд | |
Исаак Ньютон | |
Михаил Васильевич Ломоносов | |
Иван Петрович Кулибин | |
Александр Григорьевич Столетов | |
Александр Степанович Попов | |
Пётр Леонидович Капица | |
Сергей Павлович Королёв | |
Константин Сергеевич Новоселов |
Вариант заполнения
ФИО | Открытие |
Блез Паскаль | Опытами подтвердил существование атмосферного давления |
Майкл Фарадей | Открыл электромагнитное поле, явления индукции и электролиза |
Нильс Бор | Разработал квантовую теорию атома |
Эрнест Резерфорд | Открыл закон радиоактивного распада, а также показал, что атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него. |
Исаак Ньютон | Открыл законы классической механики |
Михаил Васильевич Ломоносов | Открыл закон сохранения материи, написал работы по теории цвета, построению множества оптических приборов |
Иван Петрович Кулибин | Изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, создал отечественную технологию производства оптического стекла |
Александр Григорьевич Столетов | Открыл первый закон фотоэффекта, исследовал несамостоятельный газовый разряд, критическое состояние и другие явления. |
Александр Степанович Попов | Изобретатель радио, исследователь электромагнитных колебаний, провёл опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 м радиограмму из двух слов: «Генрих Герц» |
Пётр Леонидович Капица | Открыл явление сверхтекучести жидкого гелия, ввёл в научный обиход термин «сверхтекучесть», разработал высокопроизводительную промышленную установку для сжижения воздуха на базе турбодетандера. |
Сергей Павлович Королёв | Создал советскую ракетно-космическую технику, практическую космонавтику, под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. |
Константин Сергеевич Новоселов | Открыл новую аллотропную модификацию углерода – графен, который представляет собой одинарный слой атомов углерода, основные научные достижения ученого принадлежат области мезоскопической физики и нанотехнологий. |
Исследовательская работа «Электричество в живых организмах»
Педагог предлагает обучающимся провести исследовательскую работу по следующему алгоритму:
1. определить цель исследования;
2.установить объект изучения;
3. изучить и зафиксировать известные факты об объекте изучения, его элементах и связях между ними;
4.осуществить постановку проблемы, принимаемой к решению;
5. определить предмет исследования;
6.выдвинуть и записать гипотезу;
7. составить план исследования;
8. провести исследование в соответствии с намеченным планом, корректируя его по плану исследования;
9. проверить гипотезу;
10. определить значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом;
11. определить сферу и границы применения найденного решения;
12. презентовать результаты исследования.
Решение задач по рисункам из резисторов
Обучающимся предлагается выбрать задачу по заданным чертежам, сформулировать условие, решить ее и озвучит найденное решение:
Практическая работа "Применение электромагнитов"
Обучающимся предлагается выполнить практическую работу, используя следующий алгоритм:
1. составить электрическую цепь из батареи, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно;
2. замкнуть цепь и с помощью компаса и определить магнитные полюсы у катушки;
3.отодвинуть компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно;
4. вставить железный сердечник в катушку и пронаблюдать действие электромагнита на стрелку;
5. сделать вывод;
6. изменить с помощью реостата силу тока в цепи и пронаблюдать действие электромагнита на стрелку;
7. сделать вывод, озвучить его.
Рефлексия "Плюс, минус, интересно"
Обучающимся предлагается заполнить таблички рефлексии и озвучить их.
ПЛЮС (что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции и могут пригодиться в дальнейшем) | МИНУС (что не понравилось, показалось скучным. осталось непонятным, оказалось не нужным и бесполезным) | ИНТЕРЕСНО (все любопытные факты, о которых было интересно узнать на занятии, или хотелось бы изучить в дальнейшем) |
Используемые Интернет-ресурсы
https://erudit-online.ru/konkurs/60.html
https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-fizika-klass-3911387.html?ysclid=lwoda11gji560138919
https://news.rambler.ru/other/42715207-6-samyh-velikih-uchenyh-fizikov-chelovechestva/
https://irorb.ru/wp-content/uploads/2022/03/fizika.pdf?ysclid=lwof4awsrg168753464
https://multiurok.ru/files/urok-elektromagnity-i-ikh-primenenie.html?ysclid=lwogbfnrjq886479080