Внеклассное мероприятие по русскому языку:
« Путешествие в Лингвинию».
Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы учащихся, их способности;
- увеличить словарный запас учеников;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение учащихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор;
презентация Microsoft Power Point.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию.
Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает язык»).Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.
Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).
Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри).
А теперь проведем лингвистическую разминку.
Лингвистическая разминка.
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
Как большой дом превратить в маленький?
В каких словах по сто согласных?
Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Итак, отправимся в путь, капитаны команд, получите ваши маршрутные листы .
1.Станция «Фонетическая»
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1)из слова ЛЁН – цифру,
2) из слова ЛЕЙ – название дерева
3) из слова ЛОБ – название настила
4) из слова ЛЮК – большой мешок,
5) из слова ТОК – домашнее животное,
6) из слова ШЕЛ – неправду,
7) из слова ШЕЙ – просьбу,
8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,
10) из слова ЛЁД – материал для крыши.
2. Станция «Орфоэпическая»
Расставьте ударения в следующих словах:
Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
3. Станция «Орфографическая»
Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
4.Станция «Словообразовательная»
Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень.А вы попробуйте найти корень в следующих словах:
БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ,БЕЗДЕЛКА,БЕЗДНА,БЕСЁНОК,БЕСКОЗЫРКА,БЕСТИЯ
5.Станция «Лексическая»
Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек икрасных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
6. Станция «Фразеологическая»
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означает фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу,кошку съел.
2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют
Язык чешется
Галопом по Европе
Делать из мухи слона
7.Станция «Морфологическая»
Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, войся Бармаглота,сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастый Брандашмыг!
Список использованных источников.
Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989
Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994