Тема: отработка упражнений для скорочтения
Цель: закрепления навыков скоростного чтения.
Задачи:
образовательные:
-отработать с обучающихся различные упражнениями способствующие увеличению скорости чтения;
- продолжать формировать умения и навыки скорого чтения;
развивающие:
-содействовать развитию познавательных способностей обучающихся;
- способствовать развитию мышления обучающихся через сравнение, анализ и обобщение; речь – через умение формулировать выводы, внимание и наблюдательность – через просмотр наглядного материала.
воспитательная:
-продолжать способствовать формированию у обучающихся интереса и положительного отношения к чтению в целом.
Тип занятия: комбинированное, закрепление и развитие знаний, умений, навыков.
Форма проведения: групповое учебное занятие.
Методы:словесный, наглядный, практический, взаимоконтроль, аналитические: (наблюдение, сравнение)
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, парная.
Оборудование:доска, ноутбук, колонки, наглядный материал.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы с рисунками, карандаши, тексты для чтения.
Структура занятия:
1. Организационный этап – 2 мин.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности – 3мин.
3. Основной этап – 30 мин.
4. Итоговый этап. Рефлексия – 5 мин.
Подготовительный этап (до начала занятия)
Проветривание помещения.
Проверка количества присутствующих обучающихся.
Контроль готовности к занятию.
Содержание занятия
Организационный этап (2 мин.)
Цель (для педагога): создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.
Цель (для обучающихся): готовность к учебной деятельности, к восприятию учебного материала.
Задача: мотивировать обучающихся на включение в деятельность.
Методы: словесный.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Здороваются. Находятся на своих рабочих местах. | - Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочий лад и начинаем занятие. … | Результат: быстрое включение обучающихся учебную деятельность |
2.Целеполагание и мотивация познавательной деятельности(3 мин.)
Цель (для педагога): формулированию темы и цели занятия, определению шагов, необходимых для достижения цели, мотивация на познавательную деятельность.
Цель (для обучающихся): формулирование темы и цели занятия. определению шагов, необходимых для достижения цели.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Предположительные ответы: -Соединить точки. -Пройти путь от 1 до 20, выполняя упражнения … -Да | - Сегодня у нас в кабинете побывали марсиане и оставили нам вот такую зашифрованную картинку. - Глядя на картинку, как вы думаете, что нам нужно сделать? - Верно, на рисунке мы будем обводить контур, двигаясь от 1 до 20 и выполнить задания. А в конце занятия посмотрим, что получилось. Вы согласны? -Попробуем следовать на тропе нашего внеземного гостя? - Тогда начинаем… | Педагог показывает картинку |
3. Основной этап занятия (30 мин.)
Цель (для педагога): создание условий для выполнения и закрепления различных упражнений; стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся.
Цель (для обучающихся): закрепление приёмов быстрого чтения; совершенствование речевых навыков.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Обучающиеся читают Обучающиеся выполняют упражнения, (при допущении ошибки возвращаются назад, учатся быстрее воспринимать информацию) Обучающиеся выполняют упражнения | Педагог показывает на карте цифру 1 и зачитывает правила упражнения. - Ребята, чтобы нам понять марсиан, предлагаю прочитать необычные стихи, марсианские: Эни, бени Фики, паки Турба, урба Касмалаки! Фаус, баус, Касмалаки, Бакс! Эне, бэне, торба, сорба Эне, бэне, ба! бубавубегуби бувавувегуви бугавугегуги будавудегуди бужавужегужи - Молодцы, справились с первым заданием, и я соединяю точки на нашей зашифрованной картинке. Переходим ко второму. - Итак, следующее упражнений на развитие внимания, называется «Струп-тест». Мы с вами его выполняли, вспоминаем. Необходимо прочитать про себя слова, обозначающие цвет, а вслух назвать цвет, которым они напечатаны. - И с этим задание справились, а я соединяю точки, переходим к следующему. Упражнение на расширение поля зрения. - Возьмите «Таблицу Шульте» и постарайтесь быстро последовательно найти числа/буквы в таблице. - Задание выполнено, я соединяю цифры. | 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (игра-мотивация). Упражнение развивает не только внимание, но и гибкость когнитивного мышления. Упражнение направлено на расширение угла зрения, тренирует внимание и. |
Дыхательная гимнастика
Цель:ослабление наступающего утомления и напряжения обучающихся путём изменения деятельности, подготовка голоса, внесение разрядки.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Обучающиеся выполняют Дыхательную гимнастику | - А теперь встаньте и представьте, что держите в руке горящую свечу, и попробуем задуть ее. Для этого сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну свечу. -Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. -Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух -Сделайте глубокий вдох и на выдохе давайте вместе читать ОИЭ АОЕ ЁИО ЯОЮ АЮО ЮЯУ ЫЯЮ УЁЮ ЮУАО -Отлично, и с этим заданием справились, я соединяю точки далее. | Упражнение снимает напряжение, несёт эмоциональный заряд |
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Обучающиеся отгадывают слова Обучающиеся обводят рисунок одновременно обеими руками. Повторяют и разучивают скороговорку. -Да. Обучающиеся выполняют. Обучающиеся выполняют. Обучающиеся составляют слова, отвечают. Обучающиеся читают текст Обучающиеся читают текст Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся читают стихотворение Обучающиеся отвечают Обучающиеся выполняют упражнение | - Выполним упражнение, вставим пропущенные буквы, чтобы получились слова: Сова, город, короб, лето, гамак, тачка, рога, ветер. -Продолжаем (упражнения на синхронизацию обоих полушарий головного мозга): - Сейчас на экране Вы увидите картинку, на которой симметрично изображен сом. Ваша задачи обвести в воздухе с помощью указательных пальцем обеих рук это изображение рыбы. Начинать мы будем от центра изображения (звездочка). А затем, возьмите в обе руки карандаши и обведите рисунок на бумаге. -Молодцы, выполнили, я соединяю следующий отрезок. - Продолжаем, сейчас поработаем со скороговорками (упражнение на улучшение дикции и активизации мыслительных процессов). - Разучиваем скороговорку. Проговариваем 3 раза: Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка (Педагогпроговаривает вместе с обучающимися скороговорку) - Запомнили? на следующем занятии спрошу. -Соединяю точки? - Сейчас выполним упражнение на слух. Первый столбик слов вы увидите на экране, второй столбик слов прочту 2 раза, вы должны запомнить и повторить рядом сидящему.
- Выполнили и это задание, я соединяю следующий отрезок. - Следующее упражнение, не отводя взгляда от РАНЦА перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу -Молодцы, выполнили, я соединяю следующий отрезок. - И переходим к упражнению «Анаграммы», вам нужно составить слово, поменяв буквы (слоги) местами. А я затем мы вместе проверим правильность работы. •РОДАБО - ............... (БОРОДА) •КАРОСО - ............... (СОРОКА) •ЛОМОКО - ............... (МОЛОКО) •ТОПАЛЬ - ............... (ПАЛЬТО) •РЁЗАБЕ - ............... (БЕРЁЗА) •ШИНАМА- ………… (МАШИНА) •ТАРОВО - …………. (ВОРОТА) •ГАРАДУ - …………... (РАДУГА) •ГИСАПО - ………… (САПОГИ) •РОКОВА - ………… (КОРОВА) - Выполнили, я соединяю точки. - переходим к следующему заданию, Чтение со «шторкой» или «зашумленный». Шторка закрывает некоторые буквы слова, тем самым, учит наш мозг додумать, что же за слово написано. При длительных тренировках со шторкой глаза будут узнавать слово по первым и последним буквам, а мозг будет тратить меньше времени на осмысление этого слова. Тем самым, сокращая время обдумывания, и мы увеличиваем скорость чтения! Интересно? Попробуйте прочитать текст через решетку. 1 ТЕКСТ 2 ТЕКСТ - выполнили, я соединяю следующий отрезок. - Следующий текст будем прочитывать с линейкой, для этого прикрываем линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Попробуйте прочитать текст, видя только верхушки букв. Летом Маша приехала к бабушке и дедушке в деревню. У них много домашних животных. Кот Пушок живет в доме. Пушок ловит мышей. В конюшне живет лошадка Рыжуха. У Рыжухи маленький жеребенок Рыжик. В коровнике живет корова Милашка. У Милашки маленький теленок Гаврюша. Ну а во дворе живет еще совсем маленький щенок Фантик. Все животные живут очень дружно. - А теперь, давайте ответим на вопросы: 1. К кому приехала Маша летом? 2. Где живет кот Пушок? 3. Как зовут лошадку? 4. Как зовут жеребенка? 5. Где они живут? 6. Кто живет в коровнике? 7. Кто такая Милашка? 8. Кто такой Гаврюша? 9. Как звали щенка во дворе? 10. Как живут животные? - С этим задание справились, получается еще отрезок соединили. - Посмотрите на экран, попробуем прочитать «разрезанный» текст: Мне нравится красавица Весна! – -Ребята, кто заметил ошибку в тексте? Молодцы, какие внимательные,выполнили, я соединяю следующий отрезок. - Ребята, перед вами набор деформированных предложений, ваша задача исправить, восстановить в правильном порядке. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная, крутая и длинная горка была -Хорошо, выполнили, я соединяю следующий отрезок. | Слайд на экране Упражнение улучшает дикцию, активизирует мыслительные процессы, упражнение на развитие слуховой памяти. Упражнение, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд. Упражнение на развитие логического мышления. Умение составлять из частей слова, целое слово. Упражнение способствует повышению техники чтения. |
4. Итоговый этап занятия. Рефлексия (5 мин.)
Цель (для педагога): побуждение обучающихся к осмыслениюсодержания занятия, анализу результатов собственной деятельности.
Цель (для обучающихся): оценка собственной деятельности на занятии, успешности достижения цели.
Задача:формировать умение осуществлять самооценку.
Методы: словесный, репродуктивный.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Обучающиеся отвечают -Да Обучающиеся перечисляют Прощаются | - Ну, что ж, ребята, наше занятие подходит к концу, и пора нам подвести итоги. - В течение занятия я соединяла цифры на рисунке от 1 до 15. Остались 5 точек. - Давайте ответим на вопросы и соединим оставшиеся точки в нашем рисунке, чтобы узнать, что изображено на картинке? - Итак: 1.Как называется способность быстрого восприятия текстовой информации? (Скорочтение) 2.Как называются таблицы, с помощью которых расширяют поле зрения? (Таблицы Шульте) 3.Что такое инструкция? (Указания, устанавливающие порядок и выполнения задания) 4.Какая способность помогает нам лучше запоминать и понимать текст? (внимание, память) 5.Что такое «шторка»? (Шторка закрывает некоторые буквы слова, тем самым, учит наш мозг додумать, что же за слово написано) Педагог соединяет оставшиеся цыфры. - Вот мы с вами и закончили наше «путешествие» Посмотрите на картинку, мы прошли весь путь? С помощью каких упражнений стремились к цели? - Верно, мы выполнили все упражнения. И вот что за рисунок оставил нам Гость – свой портрет. Сохраним на память, и будем ждать новых встреч. - Вам понравилось? Что-то вызвало затруднения? Как вы оцениваете свою работу на занятии? - На следующих занятиях мы будем еще продолжать усовершенствовать навыки быстрого чтения. -Спасибо вам за работу! | Результаты: самооценка, получение информации о реальных результатах. |