Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. Знакомство с игрой в шахматы. «Предотвращение вскрытия линий «ЗамОк»

Знакомство с игрой в шахматы. «Предотвращение вскрытия линий «ЗамОк»

В данном конспекте занятия по шахматам освещается тактический приём предотвращения вскрытия линий или «ЗамОк». На примере этюда Чеховера рассматривается этот приём, а также на теоретических вариантах в дебютах «староиндийская защита» и «сицилианская защита».

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

Знакомство с игрой в шахматы.

«Предотвращение вскрытия линий «ЗамОк»

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

Город Ижевск, 2024 год.

Тема занятия : «Предотвращение вскрытия линий «ЗамОк »

Цель- ознакомить с предотвращением вскрытия линий или тактическим приёмом «ЗамОк».

Задачи:

- повторить- центр и фланги шахматной доски

- повторить понятие «шахматный этюд»

- повторить дебюты «староиндийская защита» и «сицилианская защита»

- ознакомить с предотвращением вскрытия линий или тактическим приёмом «ЗамОк»

- познакомить с этюдом Чеховера

-познакомить с тактическим приёмом «ЗамОк» на теоретических вариантах в дебютах «староиндийская защита» и «сицилианская защита»

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска,

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанная партия «Спасский- Петросян, 7 партия ЧМ 1966 г., Москва»

-электронные шахматные часы

Ход занятия.

Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с предотвращением вскрытия линий «замок». Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомним:

какие поля относятся к центру и флангам шахматной доски.

Ответы детей. Поляd4,d5, е4, е5 составляют центр шахматной доски. Ферзевый фланг располагается слева и включает вертикали a,b,c,d. Королевской фланг расположен справа на вертикалях e,f,g,h .

Педагог. Правильно! Любой шахматист знает, как непросто иногда бывает определить, откуда будет грозить нападение соперника. И сегодня на нашем занятии познакомитесь с очень полезным методом, которым часто можно предотвратить нежелательное вскрытие линий. Такой метод называется – «ЗамОк». Посмотрите эту схему.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы.

Педагог. Белые собираются путём хода а4-а5 илиb4-b5 с несомненным последующим ходом а4-а5 вскрыть игру на ферзевом фланге. Однако, чёрные предупреждают это ходом а7-а6! И теперь чёрные на ход белых b4-b5 ответят а6-а5, а в случае а4-а5 последует ход чёрных пешек b6-b5. Тогда, и в первом случае и во втром обе линии «а» и «b» остаются закрытыми для продвижения белых пешек. Вот такой простой метод называется «ЗамОк» и такой метод нашёл применение во многих дебютных вариантах. Сегодня предлагаю вашему вниманию два примера в староиндийской защите и сицилианской защите. Назовите, пожалуйста, ходы дебюта «староиндийской защиты».

Дети.Дебют «Староиндийская защита» начинается ходами:

1. d2-d4 Kg8-f6
2. c2-c4 g7-g6
3.Кb1-c3 Сf8-g7.

Педагог. Верно! Этот дебют относится к полузакрытым началам. Одна из наиболее актуальных систем индийской защиты. Характерные особенности: создание белыми крепкого пешечного центра и возможность фланговых ударов или, в случае размена пешек на поле d4, фигурной игры на пунктах e5 или c5; активность «староиндийского» слона чёрных по диагонали a1 — h8 и фигурное давление по полуоткрытым вертикалям «e» или «c».

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске

Педагог. Рассмотрим теоретический вариант игры с этого дебюта.

Дебют «Староиндийская защита»

Белые

Черные

1. d2-d4

Kg8-f6

2. c2-c4

g7-g6

3.Кb1-c3

Сf8-g7

4.е2-е4

d7-d6

5.Kg1-f3

0-0

6.Cf1-e2

e7-e5

7.0-0

Kb8-c6

8.d4-d5

Kc6-e7

9. Kf3-e1

Kf6-d7

10.f2-f3

f7-f5

11.g2-g4!?

f5-f4? Сильнее был бы ход 11…. Kd7-f6 (этот ход не только притяжение в центре) или 11…. Крg8-h8 с последующим Ке7- g8, намереваясь путём Сg7-h6 разменять плохого слона.

12.h2- h4!

Сводя к минимуму , если не к нулю, возможности чёрных проявить какую- либо опасную активность на королевском фланге – на g6-g5 белые сыграют

h4-h5, а наh7- h5 последует g4-g5. Так что белые могут спокойно, никуда не торопясь, готовить нападение на другом участке доски, в то время как противник лишён практически всякой контригры.

Педагог. Теперь рассмотрим теоретический пример предотвращения вскрытия линий - метода «ЗамОк» в сицилианской защите. Ребята, какими ходами начинается дебют «сицилианская защита»?

Дети. Дебют «сицилианская защита» начинается ходами

  1. е2-е4 с7-с5 и этот дебют относится к полуоткрытым началам.

Педагог. Правильно, ребята!

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске

Дебют «Сицилианская защита»

Белые

Черные

1. е2-е4

с7-с5

2.Kg1-f3

d7-d6

3.d2-d4

c5xd4

4. Kf3xd4

Kg8-f6

5. Kb1-c3

g7-g6

6.Cc1-e3

Cf8-g7

7.f2-f3

0-0

8.Фd1-d2

Kb8-c6

9.0-0-0

d6-d5

10.e4xd5

Kf6xd5

11. Kd4xc6

b7xc6

12.Ce3-d4

e7-e5

13.Cd4-c5

Лf8-e8

14. Kc3-e4

Cc8-e6

15.h2-h4

Но чёрные могут действовать иначе: h7-h6!

Совершенно очевидно, что у белых на уме продолжениеh4-h5 с последующим вскрытием линии «h» и атакой на короля. Можно, конечно, самим сыграть … h7-h5, но в этом случае надо считаться с g2-g4, после которого сохранить игру на королевском фланге закрытой чёрным не удастся.

16.g2-g4

Фd8-c7

17.g4-g5 или h5g5,и линии на замке

h6-h5,и атака белых на королевском фланге предотвращена.

Педагог. Ребята, предлагаю также разобрать этюд Чеховера, который был составлен в 1947 году. Что означает понятие «этюд» в шахматах?

Ответы детей. Этюд в шахматах – это позиция на шахматной доске, которую составили специально и одной из сторон, обычно белым. предлагается выполнить задание -выиграть или сделать ничью- без указания количества ходов, которые необходимы для достижения этой цели.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске

Этюд Чеховера, 1947г.

Белые

Черные

Кажется, что ввиду неотразимой угрозы Лh8-h2позиция белых не держится. Но… ход белых.

1. Крc1-d1!

Лh8-h2

2.Крd1-e1!

Лh2xg2

3.Крe1-f1

Лg2-h2

4.Крf1-g1!

Лh2-h5

5.f2-f3

Педагог.Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили знания шахматной доски – центра и флангов, познакомились с тактическим приёмом «замок»,разобрали этюд Чеховера и на примере теоритических дебютов «староиндийская защита» и «сицилианская защита» узнали о возможности предотвращения вскрытия линий, чтобы можно было лучше защитить короля илипривести игру кничьей.Узнали, что можно находить много вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру «Спасский- Петросян» которая была сыграна в Москве на чемпионате мира 1966 года и являлась 7 партией из 24 сыгранных. Тигран Петросян стал чемпионом мира 1966 года, так как набрал 12 1/2 очка, а Борис Спасский набрал 11 1/2 очка. Именно в 7-й партии вы увидите метод «замок».

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

7 партия чемпионата мира 1966 года в Москве. Дебют –«индийская защита», полузакрытое начало.

Борис Спасский

Тигран Петросян

1.d2-d4

Kg8-f6

2.Kg1 –f3

e7-e6

3.Cc1-g5

d7-d5

4. Kb1-d2

Cf8-e7

5.e2-e3

Kb8-d7

6.Cf1-d3

c7-c5

7.c2-c3

b7-b6

8.0-0

Cc8-b7

9.Kf3-e5

Kd7xe5

10.d4xe5

Kf6-d7

11. Cg5-f4

Фd8-c7

12. Kd2-f3

h7-h6

13.b2-b4

g7-g5

14.Cf4-g3

h6-h5

15.h2-h4

g5xh4

16.Cg3-f4

0-0-0

17.a2-a4

c5-c4

18.Cd5-e2

a7-a6

19.Kpg1-h1

Лd8-g8

20. Лf1-g1

Лg8-g4

21. Фd1-d2

Лh8-g8

22.a4-a5

b6-b5

23. Лa1-d1

Ce7-f8

24.Kf3-h2

Kd7xe5

25.Kh2xg4

h5xg4

26.e3-e4

Cf8-d6

27. Фd2-e3

Ke5-d7

28.Cf4xd6

Фc7xd6

29. Лd1-d4

e6-e5

30. Лd4-d2

f7-f5

31.e4xd5

f5-f4

32. Фe3-e4

Kd7-f6

33. Фe4-f5+

Kpc8-b8

34.f2-f3

Cb7-c8

35. Фf5-b1

g4-g3

36. Лg1-e1

h4-h3

37.Ce2-f1

Лg8-h8

38.g2xh3

Cc8xh3

39. Kph1-g1

Ch3xf1

40. Kpg1xf1

e5-e4

41. Фb1-d1

Kf6-g4

42.f3xg4

f4-f3

43. Лd1-g2

f3xg2+

Борис Спасский сдался.

0

1

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном конспекте рассмотрены 4 любимых дебюта за белых чемпиона мира Магнуса Карлсена. Это - Испанская партия- Берлинская стена, Сицилианская защита, Испанская партия- открытый вариант и Шотландская партия. Дети учатся находить положительные моменты в каждом из этих дебютов.
0 ₽
В данном конспекте раскрываются правила Х.Р. Капабланки тактического приёма «барьер» на примере партии Ласкер- Капабланка и Гавриков – Мешков. К каждому правилу приводится пример. Также любители шахматной игры знакомятся с партией Капабланка- Крамер, 1914г.
0 ₽
В данном конспекте занятия по шахматам рассматриваются рекомендации опытных шахматистов по применению действий фигуры ферзя в шахматной партии, а именно знакомству с удобным местом для ферзя в шахматной игре на примере из партий: «Смыслов – Рабар, Хельсинки, 1952г», «Бондаревский- Бронштейн, Сальтшебаден,1948г», «Портши –Ван дер Виль, Салоники, 1988г»
0 ₽