Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Учимся у гроссмейстеров
искусному действию в позициях с висячими пешками»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия:«Учимся у гроссмейстеров
искусному действию в позициях с висячими пешками»
Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить с действиями в позициях с висячими пешками.
Задачи:
- повторить знания шахматной доски – центр, расширенный центр, ферзевый и королевский фланг, открытая и полуоткрытая вертикаль.
- повторить знания пешечных структур
- ознакомить с рекомендациями опытных шахматистов по применению действий с висячими пешками на примере из партии «Нимцович- Тартаковер, Копенгаген, 1923г»
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанные партии- «Рубинштейн – Зноско- Боровский, Петербург, 1909 г.», «Роусон- Карлсен, Олимпиада, 2008 г., Дрезден»
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров с действиями в позициях с висячими пешками в шахматной игре. Для начала вспомним.
Какие поля на шахматной доске представляют центр?
Ответы детей.Поляd4,d5, е4, е5 составляют центр шахматной доски.
Педагог. Тогда, что означает расширенный центр?
Ответы детей. Если к полямd4,d5, е4, е5 добавить квадрат с углами с3-с6- f6-f3, то тогда это будет расширенный центр, который состоит из 16 полей.
Педагог. Какие вы знаете фланги шахматной доски?
Ответы детей. На шахматной доске - ферзевый фланг располагается слева и включает вертикали a,b,c,d; а королевской фланг расположен справа на вертикалях e,f,g,h .
Педагог. Что представляет собой на шахматной доске открытая линия и полуоткрытая вертикаль?
Ответы детей. Открытой линией на шахматной доске называют вертикаль, если на ней нет пешек. Полуоткрытой называют вертикаль, на которой нет собственных пешек, а пешки соперника сохранились.
Педагог.Ребята, для чего нужно следить за открытыми и полуоткрытыми вертикалями?
Ответы детей. За открытыми и полуоткрытыми вертикалями нужно следить для того, чтобы постараться не пропустить тяжёлые фигуры соперника в свой лагерь.
Педагог. Что такое пешечная структура?
Ответы детей. Пешечной структурой называют расположение пешек на шахматной доске в период игры. От вида дебюта зависит пешечная структура, которая в процессе игры может изменить ситуацию в игре.
Педагог. Правильно! Какие виды пешечных структур вы знаете?
Ответы детей. Пешечные структуры бывают разные:
- изолированные пешки
-висячие пешки
-карлсбадская пешечная структура
- пешечная цепь
-«ёж»
-проходная пешка
- сдвоенные пешки
- связанные пешки.
Педагог. Правильно! Наше занятие посвящено действию в позициях с висячими пешками. Что вы знаете об этой пешечной структуре?
Ответ детей. Висячие пешки – это две пешки на соседних вертикалях, с которыми рядом нет других пешек.
Педагог. Верно! Висячие пешки – это термин в шахматной игре. Поскольку в дебютах пешки с2 ходом на с4 (слоновая) и d2 ходом на d4 (ферзевая) идут на 4 горизонталь, захватывая центр и такая позиция возникает очень часто не только в игре начинающих шахматистов, но и гроссмейстеров.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Первым исследователем проблем висячих пешек стал Арон Нимцович, который был претендентом на мировое первенство в 20-30-х годах ХХ века. Арон Исаевич (1886-1935гг.) был знаменитым шахматистом, внёс большой вклад в развитии шахматного спорта, написал несколько книг по теоритическим знаниям шахматной игры. Его книги «Моя система» и «Моя система на практике» до сих пор остаются актуальными.
Пешки с4 и d4 – висячие пешки. Какие отрицательные моменты и положительные моменты имеют эти висячие пешки?
Отрицательные моменты. Пешки с4 и d4 обособлены. Их могут защитить только фигуры. Так как висячие пешки расположены на полуоткрытых вертикалях, то более легко подвергаются нападению тяжёлых фигур противника. Отсутствие прочной защиты таких пешек и возможность давления на них соперником и дало название «висячие» пешки.
Положительные моменты. Эти пешки - с4 и d4- находятся в расширенном центре шахматной доски, занимают важные пункты, оказывают давление на центр. Кроме того, справа и слева от висячих пешек находятся полуоткрытые вертикали и по этим вертикалям пешки могут оказывать давление на позицию соперника.
Педагог. Сейчас мы разберём в партии Нимцович – Тартаковер действие с висячими пешками.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Копенгаген, 1923 год. Дебют Рети. | |
Нимцович | Тартаковер |
1. Кg1-f3 | d7-d5 |
2.b2-b3 | c7-c5 |
3.e2-e3 | Кb8-c6 |
4.Cc1-b2 | Cc8—g4 |
5.Cf1-e2 | Фd8-c7 |
6.d2-d4 | c5xd4 |
7.e3xd4 | e7-e6 |
8.0-0 | Cf8-d6 |
9.h2-h3 | Cg4xf3 |
10.Ce2xf3 | Kg8-f6 |
11.c2-c4! | d5xc4 |
12.b3xc4 | 0-0 |
13.Kb1-c3 , чтобы сохранить позицию висячих пешек, можно было играть Кb1-d2- b3 с последующим ходом Фd1-е2, Ла1-с1, Лf1-d1. Арон Нимцович хотел вскрыть позициюd4- d5 | Лf8-d8 |
14.Кc3-b5 | Фc7-e7 |
15.Фd1-e2 | Сd6-b8 |
16.d4-d5 | e6xd5 |
17.Фe2xe7 | Кc6xe7 |
18.Сb2xf6 | g7xf6 |
19.c4xd5 | Сb8-e5! |
20.Лa1-d1 и пешку «d» не только удалось сохранить, но она ещё в дальнейшей партии компенсировала пешечное превосходство чёрных на ферзевом фланге. Значение пешки d5 нужно было сопернику оценить. Тартаковер «недооценил» и проиграл эту партию. | |
Педагог. В продолжение этой темы рассмотрим партию Рубинштейн – Зноско- Боровский, которая была сыграна в Петербурге в 1909 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Петербург, 1909 год. Дебют – ферзевый гамбит. | |
Рубинштейн | Зноско- Боровский |
1.d2-d4 | d7-d5 |
2.c2-c4 | e7-e6 |
3.Kb1-c3 | Kg8-f6 |
4.Cc1-g5 | Cf8-e7 |
5.e2-e3 | Kb8-d7 |
6. Kg1-f3 | 0-0 |
7.Фd1-c2 | b7-b6 |
8.c4xd5 | e6xd5 |
9.Cf1-d3 | Cc8-b7 |
10.0-0-0 | Kf6-e4 |
11.h2-h4 | f7-f5 |
12. Kpc1-b1 | c7-c5 |
13.d4xc5 | b6xc5 |
14.Kc3xe4! | f5xe4 |
15.Cd3xe4 | d5xe4 |
16.Фc2-b3+ | Kpg8-h8 |
17.Фb3xb7 | e4xf3 |
18.Лd1xd7 | Фd8-e8 |
19.Лd7xe7 | Фe8-g6+ |
20.Крb1-a1 | Лa8-b8 |
21.Фb7-e4 | Фg6xe4 |
22.Лe7xe4 | f3xg2 |
23.Лh1-g1 | Лf8xf2 |
24.Лe4-f4 | Лf2-c2 |
25.b2-b3 | h7-h6 |
26.Сg5-e7 | Лb8-e8 |
27.Крa1-b1 | Лc2-e2 |
28.Сe7xc5 | Лe8-d8 |
29.Сc5-d4 | Лd8-c8 |
30.Лf4-g4 | Чёрные сдались. |
1 | 0 |
Педагог.Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили знания шахматной доски, пешечные структуры и в том числе - висячие пешки. Узнали, что Арон Исаевич Нимцович шахматный теоретик и написал учебники по шахматам. Познакомились с действиями гроссмейстеров в позициях с висячими пешкам на примере партий «Нимцович - Тартаковер» и «Рубинштейн – Зноско- Боровский».
Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии.
Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.
Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести партию «Роусон- Карлсен», которая была сыграна на Олимпиаде в 2008 году в Дрездене. Свен Магнус Ээн Карлсен, норвежский шахматист. Магнус Карлсен был 16 –м чемпионом мира с 2013 по 2023 год! А в 2023 году стал Победителем Кубка мира! Магнус Карлсен тоже пишет книги, где делится своим шахматным опытом.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Олимпиада, 2008 год. Дрезден. Голландская защита. | |||||
№ хода | Роусон | Карлсен | № хода | Роусон | Карлсен |
1. | d2-d4 | d7-d5 | 26. | Кf3-e1 | Крh8-h7 |
2. | c2-c4 | c7-c5 | 27. | Кe1-d3 | Лe8-c8 |
3. | Кg1-f3 | e7-e6 | 28. | Кd3-f4 | Сd6xf4 |
4. | e2-e3 | Сf8-d6 | 29. | e3xf4 | Фe7-f8 |
5. | b2-b3 | f7-f5 | 30. | Фc1-a3.Попытка прогнать коня также не привела к успеху, так как он может перейти на другую сильную позицию. | d5-d4.Чёрные жертвуют пешку, зато усиливают позицию своей проходной пешки и активизируют свои силы. |
Увидев, что белые разыграли дебют без особых претензий на перевес, и стремясь уйти от спокойных и привычных славянских схем, Карлсен решает перейти в Голландскую защиту, в построение «каменная стена». Очевидно, в этой схеме белопольный слон у белых лучше расположен, когда он выведен на фланг, здесь же он оказывается в менее выгодном положении. | 31. | Фa3xa5 | Лf7-d7 | ||
6. | Сf1-e2 | Сg8-f6 | 32. | Фa5-b5 | Фf6-d6 |
7. | 0-0 | Фd8-e7 | 33. | Фb5-d3 | Сb7-a6 |
8. | Cc1-b2 | b7-b6 | 34. | Фd3-f3 | d4-d3 |
9. | Фd1-c1, Белые, очевидно, хотят разменять лучшую фигуру соперника- чернопольного слона. | Сc8-b7 | 35. | Лc2-c1 | d3-d2 |
10. | Cb2-a3 | Кb8-d7 | 36. | Лc1-c2 | Фd6-g6 |
Проходная пешка чёрных, поддерживают две лёгкие фигуры. Эта пешка стала предметом постоянных забот белых и к тому же ферзь белых оказася в опасном положении | |||||
11. | Фc1-b2 | c6-c5 | |||
Чёрные стремятся сохранить слона! В результате создаётся интересная позиция с висячими пешками в центре, к которым добавляется пешка на f5,из-за чего чёрный король несколько раскрыт, но зато полностью контролируется пункт е4. | 37. | Сg2-f1 | Сa6-b7 | ||
12. | Кb1-c3 | a7-a6 | 38. | Фf3-e3 | Лc8-e8 Теперь ферзю белых не спастись. |
13. | Лf1-d1 | 0-0, только сейчас чёрные делают рокировку. | 39. | Сa1-e5 | Лe8xe5 |
14. | c4xd5 | e6xd5 | 40. | f4xe5 | f5-f4 |
15. | g2-g3 | Лa8-c8 | 41. | Фe3-e2 Совершенно необходимо было взять пешку Фe3хf4 | Кe4-g5 |
16. | Лa1-c1 | Крg8-h8 | 42. | Лc2-c3 | Фg6-c6 |
17. | Фb2-b1 | Кb3-e4.Ввиду незащищённости Се2 нависла угрозаf5-f4 | 43. | f2-f3 | Кg5xf3 |
18. | d4xc5.Положение с висячими пешками не выглядит благоприятным для белых. | Кe4xc3 | 44. | Крg1-f2 | Кf3-g5+ |
19. | Лc1xc3 | b6xc5 | 45. | e5-e6 | Кg5-e4+ |
20. | Сe2-f1 | Кd7-f6 | 46. | Фe2xe4+ | Фc6xe4 |
21. | Сf1-g2 | Кf6-e4.Прогнать этого коня невозможно. | 47. | e6xd7 | Фe4-d4+ |
22. | Лc3-c2 | a6-a5 | 48. | Крf2-e2 | Сb7-a6+ |
23. | Сa3-b2 | Лf8-f7 | |||
24. | Сb2-a1 | Лc8-e8 | 0 | 1 | |
25. | Фb1-c1 | h7-h6 | |||
Чёрные имеют возможность постепенно улучшать позицию, делая полезные ходы. В таких случаях одна из обычных мер- избавиться от угроз по последнему ряду с помощью «форточки» |
10