Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. Знакомство с игрой в шахматы. «Учимся у гроссмейстеров искусному действию в позициях с висячими пешками»

Знакомство с игрой в шахматы. «Учимся у гроссмейстеров искусному действию в позициях с висячими пешками»

В представленном конспекте занятия по шахматам освещены рекомендации опытных шахматистов по применению действий с висячими пешками на примере из партии «Нимцович- Тартаковер, Копенгаген, 1923г»,«Рубинштейн – Зноско- Боровский, Петербург, 1909 г.», «Роусон- Карлсен, Олимпиада, 2008 г., Дрезден».

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

Знакомство с игрой в шахматы.

«Учимся у гроссмейстеров

искусному действию в позициях с висячими пешками»

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

Город Ижевск, 2024 год.

Тема занятия:«Учимся у гроссмейстеров

искусному действию в позициях с висячими пешками»

Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить с действиями в позициях с висячими пешками.

Задачи:

- повторить знания шахматной доски – центр, расширенный центр, ферзевый и королевский фланг, открытая и полуоткрытая вертикаль.

- повторить знания пешечных структур

- ознакомить с рекомендациями опытных шахматистов по применению действий с висячими пешками на примере из партии «Нимцович- Тартаковер, Копенгаген, 1923г»

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска,

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанные партии- «Рубинштейн – Зноско- Боровский, Петербург, 1909 г.», «Роусон- Карлсен, Олимпиада, 2008 г., Дрезден»

-электронные шахматные часы

Ход занятия.

Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров с действиями в позициях с висячими пешками в шахматной игре. Для начала вспомним.

Какие поля на шахматной доске представляют центр?

Ответы детей.Поляd4,d5, е4, е5 составляют центр шахматной доски.

Педагог. Тогда, что означает расширенный центр?

Ответы детей. Если к полямd4,d5, е4, е5 добавить квадрат с углами с3-с6- f6-f3, то тогда это будет расширенный центр, который состоит из 16 полей.  

Педагог. Какие вы знаете фланги шахматной доски?

Ответы детей. На шахматной доске - ферзевый фланг располагается слева и включает вертикали a,b,c,d; а королевской фланг расположен справа на вертикалях e,f,g,h .

Педагог. Что представляет собой на шахматной доске открытая линия и полуоткрытая вертикаль?

Ответы детей. Открытой линией на шахматной доске называют вертикаль, если на ней нет пешек. Полуоткрытой называют вертикаль, на которой нет собственных пешек, а пешки соперника сохранились.

Педагог.Ребята, для чего нужно следить за открытыми и полуоткрытыми вертикалями?

Ответы детей. За открытыми и полуоткрытыми вертикалями нужно следить для того, чтобы постараться не пропустить тяжёлые фигуры соперника в свой лагерь.

Педагог. Что такое пешечная структура?

Ответы детей. Пешечной структурой называют расположение пешек на шахматной доске в период игры. От вида дебюта зависит пешечная структура, которая в процессе игры может изменить ситуацию в игре.

Педагог. Правильно! Какие виды пешечных структур вы знаете?

Ответы детей. Пешечные структуры бывают разные:

- изолированные пешки

-висячие пешки

-карлсбадская пешечная структура

- пешечная цепь

-«ёж»

-проходная пешка

- сдвоенные пешки

- связанные пешки.

Педагог. Правильно! Наше занятие посвящено действию в позициях с висячими пешками. Что вы знаете об этой пешечной структуре?

Ответ детей. Висячие пешки – это две пешки на соседних вертикалях, с которыми рядом нет других пешек.

Педагог. Верно! Висячие пешки – это термин в шахматной игре. Поскольку в дебютах пешки с2 ходом на с4 (слоновая) и d2 ходом на d4 (ферзевая) идут на 4 горизонталь, захватывая центр и такая позиция возникает очень часто не только в игре начинающих шахматистов, но и гроссмейстеров.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

Педагог. Первым исследователем проблем висячих пешек стал Арон Нимцович, который был претендентом на мировое первенство в 20-30-х годах ХХ века. Арон Исаевич (1886-1935гг.) был знаменитым шахматистом, внёс большой вклад в развитии шахматного спорта, написал несколько книг по теоритическим знаниям шахматной игры. Его книги «Моя система» и «Моя система на практике» до сих пор остаются актуальными.

Пешки с4 и d4 – висячие пешки. Какие отрицательные моменты и положительные моменты имеют эти висячие пешки?

Отрицательные моменты. Пешки с4 и d4 обособлены. Их могут защитить только фигуры. Так как висячие пешки расположены на полуоткрытых вертикалях, то более легко подвергаются нападению тяжёлых фигур противника. Отсутствие прочной защиты таких пешек и возможность давления на них соперником и дало название «висячие» пешки.

Положительные моменты. Эти пешки - с4 и d4- находятся в расширенном центре шахматной доски, занимают важные пункты, оказывают давление на центр. Кроме того, справа и слева от висячих пешек находятся полуоткрытые вертикали и по этим вертикалям пешки могут оказывать давление на позицию соперника.

Педагог. Сейчас мы разберём в партии Нимцович – Тартаковер действие с висячими пешками.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

Копенгаген, 1923 год. Дебют Рети.

Нимцович

Тартаковер

1. Кg1-f3

d7-d5

2.b2-b3

c7-c5

3.e2-e3

Кb8-c6

4.Cc1-b2

Cc8—g4

5.Cf1-e2

Фd8-c7

6.d2-d4

c5xd4

7.e3xd4

e7-e6

8.0-0

Cf8-d6

9.h2-h3

Cg4xf3

10.Ce2xf3

Kg8-f6

11.c2-c4!

d5xc4

12.b3xc4

0-0

13.Kb1-c3 , чтобы сохранить позицию

висячих пешек, можно было играть

Кb1-d2- b3 с последующим ходом Фd1-е2, Ла1-с1, Лf1-d1. Арон Нимцович хотел вскрыть позициюd4- d5

Лf8-d8

14.Кc3-b5

Фc7-e7

15.Фd1-e2

Сd6-b8

16.d4-d5

e6xd5

17.Фe2xe7

Кc6xe7

18.Сb2xf6

g7xf6

19.c4xd5

Сb8-e5!

20.Лa1-d1 и пешку «d» не только удалось сохранить, но она ещё в дальнейшей партии компенсировала пешечное превосходство чёрных на ферзевом фланге. Значение пешки d5 нужно было сопернику оценить. Тартаковер «недооценил» и проиграл эту партию.

Педагог. В продолжение этой темы рассмотрим партию Рубинштейн – Зноско- Боровский, которая была сыграна в Петербурге в 1909 году.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

Петербург, 1909 год. Дебют – ферзевый гамбит.

Рубинштейн

Зноско- Боровский

1.d2-d4

d7-d5

2.c2-c4

e7-e6

3.Kb1-c3

Kg8-f6

4.Cc1-g5

Cf8-e7

5.e2-e3

Kb8-d7

6. Kg1-f3

0-0

7.Фd1-c2

b7-b6

8.c4xd5

e6xd5

9.Cf1-d3

Cc8-b7

10.0-0-0

Kf6-e4

11.h2-h4

f7-f5

12. Kpc1-b1

c7-c5

13.d4xc5

b6xc5

14.Kc3xe4!

f5xe4

15.Cd3xe4

d5xe4

16.Фc2-b3+

Kpg8-h8

17.Фb3xb7

e4xf3

18.Лd1xd7

Фd8-e8

19.Лd7xe7

Фe8-g6+

20.Крb1-a1

Лa8-b8

21.Фb7-e4

Фg6xe4

22.Лe7xe4

f3xg2

23.Лh1-g1

Лf8xf2

24.Лe4-f4

Лf2-c2

25.b2-b3

h7-h6

26.Сg5-e7

Лb8-e8

27.Крa1-b1

Лc2-e2

28.Сe7xc5

Лe8-d8

29.Сc5-d4

Лd8-c8

30.Лf4-g4

Чёрные сдались.

1

0

Педагог.Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили знания шахматной доски, пешечные структуры и в том числе - висячие пешки. Узнали, что Арон Исаевич Нимцович шахматный теоретик и написал учебники по шахматам. Познакомились с действиями гроссмейстеров в позициях с висячими пешкам на примере партий «Нимцович - Тартаковер» и «Рубинштейн – Зноско- Боровский».

Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии.

Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести партию «Роусон- Карлсен», которая была сыграна на Олимпиаде в 2008 году в Дрездене. Свен Магнус Ээн Карлсен, норвежский шахматист. Магнус Карлсен был 16 –м чемпионом мира с 2013 по 2023 год! А в 2023 году стал Победителем Кубка мира! Магнус Карлсен тоже пишет книги, где делится своим шахматным опытом.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

Олимпиада, 2008 год. Дрезден. Голландская защита.

хода

Роусон

Карлсен

хода

Роусон

Карлсен

1.

d2-d4

d7-d5

26.

Кf3-e1

Крh8-h7

2.

c2-c4

c7-c5

27.

Кe1-d3

Лe8-c8

3.

Кg1-f3

e7-e6

28.

Кd3-f4

Сd6xf4

4.

e2-e3

Сf8-d6

29.

e3xf4

Фe7-f8

5.

b2-b3

f7-f5

30.

Фc1-a3.Попытка прогнать коня также не привела к успеху, так как он может перейти на другую сильную позицию.

d5-d4.Чёрные жертвуют пешку, зато усиливают позицию своей проходной пешки и активизируют свои силы.

Увидев, что белые разыграли дебют без особых претензий на перевес, и стремясь уйти от спокойных и привычных славянских схем, Карлсен решает перейти в Голландскую защиту, в построение «каменная стена». Очевидно, в этой схеме белопольный слон у белых лучше расположен, когда он выведен на фланг, здесь же он оказывается в менее выгодном положении.

31.

Фa3xa5

Лf7-d7

6.

Сf1-e2

Сg8-f6

32.

Фa5-b5

Фf6-d6

7.

0-0

Фd8-e7

33.

Фb5-d3

Сb7-a6

8.

Cc1-b2

b7-b6

34.

Фd3-f3

d4-d3

9.

Фd1-c1,

Белые, очевидно, хотят разменять лучшую фигуру соперника- чернопольного слона.

Сc8-b7

35.

Лc2-c1

d3-d2

10.

Cb2-a3

Кb8-d7

36.

Лc1-c2

Фd6-g6

Проходная пешка чёрных, поддерживают две лёгкие фигуры. Эта пешка стала предметом постоянных забот белых и к тому же ферзь белых оказася в опасном положении

11.

Фc1-b2

c6-c5

Чёрные стремятся сохранить слона! В результате создаётся интересная позиция с висячими пешками в центре, к которым добавляется пешка на f5,из-за чего чёрный король несколько раскрыт, но зато полностью контролируется пункт е4.

37.

Сg2-f1

Сa6-b7

12.

Кb1-c3

a7-a6

38.

Фf3-e3

Лc8-e8

Теперь ферзю белых не спастись.

13.

Лf1-d1

0-0, только сейчас чёрные делают рокировку.

39.

Сa1-e5

Лe8xe5

14.

c4xd5

e6xd5

40.

f4xe5

f5-f4

15.

g2-g3

Лa8-c8

41.

Фe3-e2

Совершенно необходимо было взять пешку Фef4

Кe4-g5

16.

Лa1-c1

Крg8-h8

42.

Лc2-c3

Фg6-c6

17.

Фb2-b1

Кb3-e4.Ввиду незащищённости Се2 нависла угрозаf5-f4

43.

f2-f3

Кg5xf3

18.

d4xc5.Положение с висячими пешками не выглядит благоприятным для белых.

Кe4xc3

44.

Крg1-f2

Кf3-g5+

19.

Лc1xc3

b6xc5

45.

e5-e6

Кg5-e4+

20.

Сe2-f1

Кd7-f6

46.

Фe2xe4+

Фc6xe4

21.

Сf1-g2

Кf6-e4.Прогнать этого коня невозможно.

47.

e6xd7

Фe4-d4+

22.

Лc3-c2

a6-a5

48.

Крf2-e2

Сb7-a6+

23.

Сa3-b2

Лf8-f7

24.

Сb2-a1

Лc8-e8

0

1

25.

Фb1-c1

h7-h6

Чёрные имеют возможность постепенно улучшать позицию, делая полезные ходы. В таких случаях одна из обычных мер- избавиться от угроз по последнему ряду с помощью «форточки»




10

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном конспекте рассмотрены 4 любимых дебюта за белых чемпиона мира Магнуса Карлсена. Это - Испанская партия- Берлинская стена, Сицилианская защита, Испанская партия- открытый вариант и Шотландская партия. Дети учатся находить положительные моменты в каждом из этих дебютов.
0 ₽
В данном конспекте раскрываются правила Х.Р. Капабланки тактического приёма «барьер» на примере партии Ласкер- Капабланка и Гавриков – Мешков. К каждому правилу приводится пример. Также любители шахматной игры знакомятся с партией Капабланка- Крамер, 1914г.
0 ₽
В данном конспекте занятия по шахматам рассматриваются рекомендации опытных шахматистов по применению действий фигуры ферзя в шахматной партии, а именно знакомству с удобным местом для ферзя в шахматной игре на примере из партий: «Смыслов – Рабар, Хельсинки, 1952г», «Бондаревский- Бронштейн, Сальтшебаден,1948г», «Портши –Ван дер Виль, Салоники, 1988г»
0 ₽