Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северокоммунарская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: | Утверждаю: | |
на заседании ШПМПк протокол № от ____________ 2018 Руководитель________ Т.И.Анисимова | Директор: _____________Е.А. Овчинникова от ____________ 2018 |
Согласовано:
ФИО родителей______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Адаптированная образовательная программа
ученика 2 класса
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с УО (интеллектуальные нарушения)
Вариант 8.2
по предмету русский язык
на 2018-2019 учебный год
Разработчик программы
Учитель начальных классов
Марамыгина Л.Г.
Русский язык
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.;
4.Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0—4 классы/Под ред. И.М. Багажноковой; 3-е издание, исправленное. - М.: Просвещение, 2011.
7.Учебный план МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
Целью рабочей программы является: формирование и развитие навыков письма и использование их в практических ситуациях; развитие познавательной деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- развитие познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- приобретение начальных сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких;
- обучение применению изученных орфографических правил;
- изучение различных разрядов слов – названий предметов, названий действий предметов, предлогов, слов с непроверяемыми гласными;
- знакомство с предложением;
- формирование первоначальных умений в письменных высказываниях.
II. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обязательная часть учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводит на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе 102 часа в год (34 недели по 3 часа в неделю),
III. Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
IV. Содержание учебного предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение.Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
2. УМК:
Э.В. Якубовская, Я.В.Коршунова Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, М.: Просвещение, 2018 в 2 – х частях ФГОС ОВЗ
Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области « Язык и речевая практика»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» (102 ч.)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Универсальные учебные действия УУД | ||
план | факт | |||||
Повторение | 8 | Личностные результаты:
Базовые учебные действия Регулятивные УД:
предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные УД:
Коммуникативные УД:
|
Предложение | 1 | |||
Предложение и его схема. | 1 | |||
Распространение предложений. | 1 | |||
Слово. | 1 | |||
Составление предложений с данным словом | 1 | |||
Звуки и буквы. | 1 | |||
Контрольное списывание «Дружная работа» по теме «Предложение» | 1 | |||
Работа над ошибками. Текст. (развитие речи) | 1 | |||
Звуки и буквы | 9 | |||
Гласные звуки и буквы. | 1 | |||
Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
Слова, которые различаются одним звуком. | 1 | |||
Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | |||
Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 1 | |||
Ударение в словах. | 1 | |||
Выделение ударного гласного в слове. | 1 | |||
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» | 1 | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы» | 1 | |||
Слог | 7 | |||
Деление слов на слоги. | 1 | |||
Гласные в образовании слогов. | 1 | |||
Перенос слов по слогам. | 1 | |||
Деление слов со звуками И-Й на слоги. | 1 | |||
Слова со звуками Л-Р. | 1 | |||
Контрольное списывание по теме «Слог» | 1 | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слог» | 1 | |||
Парные звонкие и глухие согласные | 8 | |||
Парные звонкие и глухие согласные: Б-П | 1 | |||
Различение В-Ф. | 1 | |||
Парные звонкие и глухие согласные: Г-К. | 1 | |||
Различение Д-Т. | 1 | |||
Различение Ж-Ш | 1 | |||
Различение З-С | 1 | |||
Контрольное списывание «Рыбки» по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | |||
Шипящие и свистящие согласные | 3 | |||
Шипящие согласные. | 1 | |||
Свистящие согласные | 1 | |||
Различай шипящие и свистящие согласные | 1 | |||
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога | 7 | |||
Буква Е в начале слова или слога. | 1 | |||
Буква Ё в начале слова или слога. | 1 | |||
Буква Ю в начале слова или слога. | 1 | |||
Буква Я в начале слова или слога. | 1 | |||
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. | 1 | |||
Контрольное списывание по теме «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога» | 1 | |||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Гласные буквы У, Ё, Ю, Я в начале слова или слога» | 1 | |||
Твёрдые и мягкие согласные | 7 | |||
Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Гласная Е после мягких согласных. | 1 | |||
Различение твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Контрольное списывание «Олень» по теме «Твердые и мягкие согласные» | 1 | |||
Мягкий знак (ь) на конце слова | 5 | |||
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | |||
Письмо слов с мягкими согласными на конце | 1 | |||
Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. | 1 | |||
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
СЛОВО. Названия предметов | 19 | |||
Предмет и его название. | 1 | |||
Названия предметов, отвечающие на вопрос что? | 1 | |||
Названия частей предмета. | 1 |
Различение сходных предметов и их названий. | 1 | ||||
Контрольное списывание по теме «Названия предметов» | 1 | ||||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия предметов» | 1 | ||||
Обобщающее слово для группы однородных предметов | 1 | ||||
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 1 | ||||
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 1 | ||||
Обобщающее слово для группы однородных предметов. | 1 | ||||
Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | 1 | ||||
Слова, отвечающие на вопросы Что? Кто? | 1 | ||||
Большая буква в именах людей. | 1 | ||||
Большая буква в именах и фамилиях | 1 | ||||
Большая буква в кличках животных. | 1 | ||||
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных | 1 | ||||
Диктант по теме «Имена собственные» | 1 | ||||
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имена собственные» | 1 | ||||
Обобщение по теме «Написание имен собственных» | 1 | ||||
Названия действий | 8 | ||||
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? | 1 | ||||
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 1 | ||||
Подбор названий действий к названиям предметов. | 1 | ||||
Кто как передвигается? | 1 | ||||
Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? | 1 | ||||
Слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? | 1 | ||||
Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 1 | ||||
Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие действия предметов» | 1 | ||||
Предлог | 5 | ||||
Предлог как отдельное слово. | 1 | ||||
Употребление предлогов в предложении | 1 | ||||
Закрепление по теме «Предлоги». Диктант. | 1 | ||||
Выделение непроверяемой гласной в словах. | 1 | ||||
Написание родственных гласных в словах | 1 | ||||
Предложение | 10 | ||||
Выделение предложения из текста | 1 | ||||
Выделение предложения из текста | 1 | ||||
Правила записи предложения. | 1 | ||||
Контрольное списывание по теме «Предложение» | 1 | ||||
Предложение и его схема. | 1 | ||||
Различение набора слов и предложения. | 1 | ||||
Порядок слов в предложении. | 1 | ||||
Завершение начатого предложения. | 1 | ||||
Контрольное списывание по теме «Предложение» | 1 | ||||
Работа над ошибками допущенными по теме «Предложение» | 1 | ||||
Повторение | 6 | ||||
Звонкие и глухие согласные. | 1 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | ||||
Ь знак на конце слов. | 1 | ||||
Названия предметов. | 1 | ||||
Контрольное списывание. | 1 | ||||
Большая буква в именах и фамилиях и кличках животных | 1 | ||||
Итого: | 102ч |