Адаптированная рабочая
образовательная программа
учебного предмета
«Профессионально-трудовое обучение»
(столярное дело)
Основное общее образование
8 класс
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (Столярное дело) предназначена для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз от 29.12.2012г., статья 28.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15).
Программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» включает:
Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.
Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Оценку планируемых результатов.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год).
Программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к доступной трудовой деятельности.
Цель курса:подготовка детей и подростков с умеренной, к доступной трудовой деятельности, овладение обще - трудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления столярных изделий.
Задачи:
систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
развитие умения самостоятельно выполнять трудовые задания;
коррекция и развитие личностных качеств обучающихся;
воспитание интереса к предмету и умения работать в коллективе;
формирование предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности;
воспитание положительного отношения к труду;
содействие физическому развитию умственно отсталого ученика;
формирование и совершенствование навыков самообслуживания;
формирование знаний о свойствах древесины и умения выбирать способы обработки древесины в зависимости от её свойств;
воспитание личностных качеств как: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость, сообразительность, памяти, интереса к национальным традициям.
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Обеспечивается переход от более легких тем к более сложным. Изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:
объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
репродуктивные (работа по образцам);
частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);
предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Так же на уроках используются следующие приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио и видео материалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «Физическая культура». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).
Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана:
8а класс 374 часов, 11 часов в неделю.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к пиломатериалам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Содержание учебного предмета
«Заделка пороков и дефектов древесины» Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды.
«Пиломатериалы» Пиломатериалы: виды, назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
«Изготовление столярно-мебельного изделия» Мебель: виды, назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа.
«Изготовление разметочного инструмента» Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность.
«Токарные работы» Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки.
«Изготовление строгального инструмента»Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
«Представление о процессе резания древесины»Деревообрабатывающий инструмент, виды резания, влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
«Изготовление столярно-мебельного изделия» Технология изготовления сборочных единиц, способы соединения.
«Ремонт столярного изделия»Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды.
«Безопасность труда во время столярных работ» Значение техники безопасности, причины травмы, предупреждение пожара, действия при пожаре.
«Крепежные изделия и мебельная фурнитура» Гвоздь, шуруп: виды, назначение. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Направления деятельности обучающихся:
виды деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:виды деятельности с практической (опытной) основой: выполнение практических работ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Столярное дело
8класс:
Заделка пороков и дефектов древесины.
Знать:Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Правила безопасной работы при сверлении.
Уметь:Заделка пороков и дефектов древесины. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Пиломатериалы.
Знать: Пиломатериалы: виды, назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер.
Уметь: Распознавание видов пиломатериалов.
Изготовление столярно-мебельного изделия.
Знать: Мебель: виды, назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа.
Уметь: Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Распознавание вида работ. Чтение технической документации.
Изготовление разметочного инструмента.
Знать: Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Уметь: Приготовить разметочный инструмент. Подбор материала для изделия. Изготовление инструмента.
Токарные работы.
Знать: Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.Устройство штангенциркуля.
Уметь: Выполнять на токарном станке: ручки для напильников, стамесок, долот, ножки для табурета, журнального столика. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Изготовление строгального инструмента.
Знать: Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Уметь: Изготовление строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина.
Представление о процессе резания древесины.
Знать: Деревообрабатывающий инструмент. Движения резания и подачи.
Уметь: Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Изготовление столярно-мебельного изделия.
Знать: Технология изготовления сборочных единиц и способы соединения.
Уметь: Изготовление простейшей мебели в масштабе 1:5. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия.
Ремонт столярного изделия.
Знать: Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды
Уметь: Выявление повреждений на мебели. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Безопасность труда во время столярных работ.
Знать: Значение техники безопасности. Причины травмы и меры предохранения. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Уметь: Соблюдать меры предохранения от травм. Выполнять действия при пожаре.
Крепежные изделия и мебельная фурнитура.
Знать: Гвоздь, шуруп: виды, назначение. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Уметь: Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Оценка образовательных результатов.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами.
На уроках используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.
Учебная и справочная литература (учебники, рабочие тетради)
Бобиков П.Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. – М.,1989
Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.,1989
Розов М.А., Савченко В. Ф. Облицовывание столярно - мебельных деталей и изделий. – М., 1989
Бурмистров Г.Н. Облицовочные синтетические материалы. – М., 1987
Развитие хозрасчетных отношений в профессионально - техническом образовании. – М.,1992
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1988
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М., 1992
Мирский С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях. /ж. Дефектология № 4 1994/
Комментарий к Трудовому Кодексу РФ.
Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов вспомогательной школы. – 1989
Содержание учебного предмета по классам
ПРОГРАММА
8класс (374 часа)
Первая четверть - 93 часа.
Вводное занятие.
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Заделка пороков и дефектов древесины-46 часов.
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Пиломатериалы -14 часов.
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
Знать: Пиломатериалы: виды, назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер.
Уметь: Распознавание видов пиломатериалов.
Изготовление столярно-мебельного изделия -16 часов.
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Знать: Мебель: виды, назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа.
Уметь: Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Распознавание вида работ. Чтение технической документации.
Изготовление разметочного инструмента -17 часа.
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Практические работы. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Знать: Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Уметь: Приготовить разметочный инструмент. Подбор материала для изделия. Изготовление инструмента.
Вторая четверть - 77 часов.
Токарные работы -18 часов.
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.
Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.
Знать: Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.Устройство штангенциркуля.
Уметь: Выполнять на токарном станке: ручки для напильников, стамесок, долот, ножки для табурета, журнального столика. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Изготовление строгального инструмента -21 час.
Изделие.Шерхебель.
Теоретические сведения.Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Умение. Изготовление строгального инструмента.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.
Знать: Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Уметь: Изготовление строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина.
Представление о процессе резания древесины -18 часа.
Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент. Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца. Лабораторная работа, Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Знать: Деревообрабатывающий инструмент. Движения резания и подачи.
Уметь: Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов
Изготовление столярно-мебельного изделия -20 часов.
Изделия. Несложная мебель в масштабе 1:5.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Знать: Технология изготовления сборочных единиц и способы соединения.
Уметь: Изготовление простейшей мебели в масштабе 1:5. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия.
Третья четверть -108 часов.
Ремонт столярного изделия-28 часов.
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых, соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Знать: Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды
Уметь: Выявление повреждений на мебели. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Безопасность труда во время столярных работ- 14часов.
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материал отходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Знать: Значение техники безопасности. Причины травмы и меры предохранения. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Уметь: Соблюдать меры предохранения от травм. Выполнять действия при пожаре.
Крепежные изделия и мебельная фурнитура- 38 часа.
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Практические работы. Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Знать: Гвоздь, шуруп: виды, назначение. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Уметь: Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Самостоятельные работы -22часов.
Виды работы. Изготовление крепежных изделий, ремонт мебели, токарные изделия.
Контрольная работа (6 часов)
Безопасность труда во время столярных работ. Крепежные изделия и мебельная фурнитура. Ремонт столярного изделия
Четвёртая четверть - 96 часов.
Изготовление столярно-мебельного изделия - 30 часа.
Изделия. Несложная мебель в масштабе 1:5.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Знать: Технология изготовления сборочных единиц и способы соединения.
Уметь: Изготовление простейшей мебели в масштабе 1:5. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия
Ремонт столярного изделия- 28 часов.
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых, соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение. Ремонт простейшей мебели.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Знать: Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды
Уметь: Выявление повреждений на мебели. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Токарные работы -30часа.
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.
Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.
Знать: Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.Устройство штангенциркуля.
Уметь: Выполнять на токарном станке: ручки для напильников, стамесок, долот, ножки для табурета, журнального столика. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Безопасность труда во время столярных работ- 8 часов.
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материал отходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Знать: Значение техники безопасности. Причины травмы и меры предохранения. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Уметь: Соблюдать меры предохранения от травм. Выполнять действия при пожаре.