Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. Адаптированная рабочая образовательная программа учебного предмета «Профильный труд» (Столярное дело) Основное общее образование 5 класс

Адаптированная рабочая образовательная программа учебного предмета «Профильный труд» (Столярное дело) Основное общее образование 5 класс

0 подписчиков
Адаптированная рабочая образовательная программа учебного предмета «Профильный труд» (Столярное дело) Основное общее образование 5, 6 класс (вариант 1) Срок реализации программы 2 года Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Профильный труд» (далее - ПТ) предназначена для обучающихся 5,6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения: 1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15). 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». 5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. При разработке рабочей программы учтены: • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15). • Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: • программу формирования базовых учебных действий; • программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • программу сотрудничества с родителями; • программу внеурочной деятельности. Программа «ПТ» соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку, в которой

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Адаптированная рабочая

образовательная программа

учебного предмета

«Профильный труд» (Столярное дело)

Основное общее образование

5, 6 класс (вариант 1)

Срок реализации программы 2 года

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» (далее - ПТ) предназначена для обучающихся 5,6 классов с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения:

  1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15).

  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

  5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

При разработке рабочей программы учтены:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15).

  • Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

  • программу формирования базовых учебных действий;

  • программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • программу сотрудничества с родителями;

  • программу внеурочной деятельности.

Программа «ПТ» соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

  2. Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Оценку планируемых результатов

  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год).

Программа «ПТ» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; к доступной трудовой деятельности и умению работать в коллективе.

Цели и задачи курса:

Цель курса: всестороннее развитие личности обучающихся, формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме, повышению уровня общего развития учащихся; подготовка к доступной трудовой деятельности.

Задачи:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

  • развитие умения самостоятельно выполнять трудовые задания;

  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся;

  • воспитание интереса к предмету и умения работать в коллективе;

  • формирование предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности;

  • формирование знаний о свойствах древесины и умения выбирать способы обработки древесины в зависимости от ее свойств.

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • коррекция недостатков познава­тель­ной сферы и пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия; развитие и совер­ше­н­с­твование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, и др.) в процессе уроков и во вне учебной деятельности;

  • формирование и развитие трудовых навыков, воспитание положительного отношения к труду;

  • развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности;

  • коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи;

  • формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

  • воспитание нра­в­с­т­ве­нных качеств и свойств личности.

Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Программа «ПТ» составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Обеспечивается переход от более легких тем к более сложным. Изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

Основной задачей является привитие учащимся практических умений и навыков. Все операции в мастерской выполняются учащимися под постоянным контролем и с помощью учителя.

На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.

В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • оптимистическая перспектива;

  • коррекционная направленность обучения;

  • объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

  • репродуктивные (работа по образцам);

  • частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

  • предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

  • система специальных коррекционно – развивающих методов;

  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Так же на уроках ПТ используются следующие приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий, экскурсии. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.

В процессе реализации данной программы происходит связь уроков ПТ с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).

Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предметная область:«Технологии»

Программа рассчитана:

5 класс – 204 часа, 6 раз в неделю,

6 класс – 204 часа, 6 раз в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к инструментам и материалам, строгое соблюдение правил техники безопасности.

  3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций;

  4. Развитие навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

  5. Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

  6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  7. Развитие художественного вкуса, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.

  8. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

5 класс

Раздел «Введение»

Минимальный уровень:

Находить расположение кабинета учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение».

Знать и выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Достаточный уровень:

Вводное занятие (знакомство с предметом).

Знать - название учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение».

Знать - План работы на четверть.

Пиление столярной ножовкой (10ч)

Минимальный уровень:

Знать - Правила измерения линейкой.

Выполнение - Определить какая поверхность (плоская или нет).

Выполнение - Определить линейка металлическая или угольник.

Выполнение - Показать мм и см на линейке.

Выполнение - Разметка длины деталей с помощью линейки.

Выполнение - Определять столярная ножовка, шлифовальная шкурка.

Выполнение - Пиление в стусле.

Выполнение - Шлифование торцов деталей шкуркой.

Достаточный уровень:

Знать - Понятие плоская поверхность.

Знать - Назначение линейки металлической и столярного угольника.

Знать - Устройство, назначение и применение столярной ножовки.

Знать - Шлифовальная шкурка правила пользования и назначение.

Выполнение - Перевести см в мм и начертить отрезок.

Выполнение - Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника.

Выполнение - Пиление по линии.

Промышленная заготовка древесины.

Минимальный уровень:

Знать - Хвойные и лиственные породы древесины.

Знать - Виды доски (обрезная, необрезная).

Знать - Брусок: грани и реб­ра, торец.

Достаточный уровень:

Знать - Виды доски (обрезная, необрезная) и размеры (ши­рина, толщина).

Выполнение - Определить основные части дерева (крона, ствол, корень).

Выполнение - Определение вида бруса: квадратный, прямоугольный, размеры.

Игрушки из древесного материала

Минимальный уровень:

Знать - Рисунок детали изделия - назначение.

Знать - Шило правила безопасной работы.

Знать - Назначение отделки деталей.

Знать - Шуру­пы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

Выполнение - Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила.

Выполнение - Шлифование деталей шкуркой.

Достаточный уровень:

Знать - Рисунок детали изделия - назначение, выполнение, обозначение размеров.

Знать - Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы.

Знать -Инструменты для отделки деталей техника безопасности при работе с ними.

Выполнение - Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и их пиление.

Выполнение - Сборка игрушечной мебели по образцу и рисунку.

Выполнение - Изготовление деталей грузового ав­томобиля и сборка изделия.

Сверление отверстий на станке

Минимальный уровень:

Знать - Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти.

Знать - Виды сверла.

Знать - Понятия сквозное и несквозное отвер­стие.

Знать - Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке. Правила уборки станка.

Выполнение - Крепление сверла в патроне сверлильного станка.

Достаточный уровень:

Знать - Сверление как технологическая операция.

Знать - Устройство рабочей части сверла.

Выполнение - Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой.

Выполнение - Изготовление подставки для карандашей из прямоуголь­ного бруска, выстроганного по ширине и толщине.

Выжигание

Минимальный уровень:

Знать - Электровыжигатель: устройство, дей­ствие, правила безопасности при выжигании.

Выполнение - Подготовка поверхности изделия к вы­жиганию.

Выполнение - Перевод рисунка на изделие.

Выполнение - Работа электровыжигателем прямая линия.

Достаточный уровень:

Знать - Правила безопаснос­ти при работе с лаком и нанесение его поверхность изделия.

Выполнение - Работа электровыжигателем линии: полукруг, круг.

Пиление лучковой пилой

Минимальный уровень:

Знать - Лучковая, пила - назначение, ус­тройство.

Выполнение - Пиление - поперек и вдоль во­локон.

Выполнение - Подготовка, рабочего места к пилению.

Выполнение - Крепление заготовки в заднем зажиме верстака.

Достаточный уровень:

Знать - Требования к качеству выполнения операций.

Знать - Брак при пилении: меры предуп­реждения.

Выполнение - Разметка за­готовки по заданным размерам.

Выполнение - Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Минимальный уровень:

Знать - Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски).

Знать - Длина, ширина, толщина бруска (доски).

Знать - Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

Выполнение - Строгание узкой граней.

Достаточный уровень:

Выполнение - Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании.

Выполнение - Крепление черновой заготовки на вер­стаке.

Выполнение - Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша.

Выполнение - Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником.

Соединение деталей с помощью шурупов

Минимальный уровень:

Знать - Шило граненое, буравчик: назначение, применение.

Знать - Прави­ла безопасности при работе шилом.

Знать - Дрель ручная: применение.

Выполнение - Подготовка отверстий под шурупы шилом.

Выполнение - Зенкование отверстий.

Выполнение - Завинчи­вание шурупов отверткой.

Достаточный уровень:

Знать - Виды соединений деталей.

Знать - Дрель ручная: применение, устройство, правила работы.

Знать - Чертеж: виды линий видимого контура, размерная, выносная.

Выполнение - Подготовка отверстий под шурупы сверлением.

Изготовление: Настенная полочка.

Минимальный уровень:

Выполнение - Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь.

Выполнение - Обработка рашпилем по разметке.

Выполнение - Шлифование подготовленных деталей.

Выполнение - Сборка подготовленных деталей.

Достаточный уровень:

Выполнение - Нанесение разметки на подготовленные детали.

Выполнение - Строгание по нанесенной разметке.

Выполнение - Сборка и подгонка подготовленных деталей.

Изготовление кухонной утвари

Минимальный уровень:

Знать - Отличие чертежа от технического рисунка.

Знать - Назначение, эстетические требования к изделию

Выполнение - Чертеж Разделочная доска, Кухонная лопаточка.

Выполнение - Строгание по нанесенной разметке.

Достаточный уровень:

Знать - Древесина для из­готовления кухонных инструментов и приспособлений.

Выполнение - Черновая разметка заготовки по чертежу изделия.

Выполнение - Чистовая обработка заготовки.

Соединение рейки с бруском врезкой.

Минимальный уровень:

Знать - Врезка как способ соединения дета­лей.

Знать - Необходимость плотной под­гонки соединений.

Знать - Стамеска: применение, правила безопас­ной работы.

Выполнение - Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки.

Выполнение - Удаление стамеской подрезанно­го материала.

Выполнение - Пазов.

Достаточный уровень:

Знать - Способы соединения дета­лей.

Знать - Требования к качеству разметки.

Знать - Стамеска: устройство, форма заточки, применение, размеры, правила безопас­ной работы.

Знать - Предупреждение неисправимого брака

Выполнение - Соединение и подгонка деталей.

6 класс

Раздел «Введение»

Минимальный уровень:

Находить расположение кабинета учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение».

Знать и выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Достаточный уровень:

Вводное занятие (знакомство с предметом).

Знать – основные разделы за 5 класс.

Знать - План работы на четверть.

Изготовление изделия из деталей круглого сечения

Минимальный уровень:

Знать: Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Уметь: Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Обработка напильником и шлифование.

Выполнение изделия: ручка для лопатки, граблей.

Достаточный уровень:

Знать: Определение диагональ.

Уметь: Строгание ребер восьмигранника (скругление).

Выполнение изделия: швабра, детская лопатка.

Строгание. Разметка рейсмусом.

Минимальный уровень:

Знать: Столярный рейсмус: назначение, правила безопасной работы.

Уметь: Работа столярным рейсмусом. Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Отпиливание бруска в размер по длине. Выполнение заготовки для будущего изделия.

Достаточный уровень:

Знать: Столярный рейсмус: виды, устройство.

Уметь: Выбрать лицевую сторону. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Выполнение заготовки для будущего изделия.

Геометрическая резьба по дереву.

Минимальный уровень:

Знать: Правила безопасности при резьбе. Резьба по дереву: назначение, материал, инструменты.

Уметь: Вырезание треугольников.

Достаточный уровень:

Знать: Резьба по дереву: виды, геометрические узоры и рисунки. Возможный брак при выполнении резьбы.

Уметь: Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента.

Выполнение изделия: Учебная дощечка.

Практическое повторение и самостоятельная работа.

Минимальный уровень:

Знать: Правила безопасности при выполнении работ.

Уметь: Обработка: строгание, отпиливание. Шлифование подготовленных деталей.

Достаточный уровень:

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

Угловое концевое соединение брусков вполдерева.

Минимальный уровень:

Знать: Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе.

Уметь: Работа со столярным клеем. Выполнение соединения вполдерева. Выпиливание шипов. Нанесение клея на детали.

Достаточный уровень:

Знать: Шип: элементы (боковые грани, заплечики).

Уметь: Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Разметка шипов. Подгонка соединения. Проверка прямоугольности, соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Выполнение изделия: Подрамник.

Сверление.

Минимальный уровень:

Знать: Сверлильный станок: назначение. Правила безопасности при работе. Понятие диаметр отверстия.

Уметь: Работа на сверлильном: станке с использованием материалов отходов.

Достаточный уровень:

Знать: Сверлильный станок: устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы, диаметры. Обозначение диаметра отверстия на чертеже

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки.

Минимальный уровень:

Знать: Пила выкружная (для криволинейного пиления). Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Скругление угла.

Уметь: Работа выкружной пилой, драчевым напильником.

Выполнение изделия: Плечики вешалки.

Достаточный уровень:

Знать: Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Напильник драчевый, виды, назначение, форма.

Уметь: Разметка криволинейной детали по шаблону. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.

Выполнение изделия: Полочка с криволинейными деталями.

Долбление сквозного и несквозного гнезда.

Минимальный уровень:

Знать: Гнездо как элемент столярного соединения, виды, размеры. Столярное долото: назначение, устройство, правила безопасного пользования.

Уметь: Работа долотом, рейсмусом.

Выполнение изделия: Учебный брусок.

Достаточный уровень:

Знать: Столярное долото: сравнение со стамеской, определение качества, заточка.

Уметь: Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда.

Свойства основных пород древесины.

Минимальный уровень:

Знать: Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь).

Уметь: Определение древесных пород по образцам древесины (с подсказкой).

Достаточный уровень:

Знать: Породы, произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.

Уметь: Определение древесных пород по образцам древесины.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС -3.

Минимальный уровень:

Знать: Соединения УС-3: применение, элементы. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

Уметь: Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.

Достаточный уровень:

Знать: Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия.

Уметь: Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Выполнение изделия: Подставка под цветочные горшки.

Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1.

Минимальный уровень:

Знать: Применение соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения.

Уметь: Выполнение соединения из материалоотходов.

Достаточный уровень:

Знать: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.

Уметь: Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей.

Выполнение изделия: Рамка для табурета.

Заточка стамески и долота.

Минимальный уровень:

Знать: Названия элементов стамески и долота. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Правила безопасной работы при затачивании.

Уметь: Заточка стамески и долота на бруске.

Достаточный уровень:

Знать: Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов.

Уметь: Заточка стамески и долота на бруске, правка лезвия, проверка правильности заточки.

Склеивание.

Минимальный уровень:

Знать: Клей: назначение, виды, свойства, применение, сравнение.

Уметь: Определение вида клея по внешнему виду и запаху.

Достаточный уровень:

Знать: Последовательность и режим склеивания при разных видах клея.

Уметь: Определение качества клеевого раствора. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Содержание учебного предмета

Диагностика знаний и умений учащихся - первичное выявление знаний и умений учащихся (проверка знаний осуществляется по разделам: пиление столярной ножовкой и лучковой пилой, промышленная заготовка древесины, игрушки из древесного материала, сверление отверстий на станке, выжигание, строгание рубанком, соединение деталей с помощью шурупов и врезкой, изготовление: настенной полочки и кухонной утвари).

Раздел Пиление столярной ножовкой, лучковой и выкружной пилой:

  • Понятие плоская поверхность.

  • Линейка металлическая и столярный угольник назначение.

  • Выполнение разметки.

  • Выполнение разметки по шаблону.

  • Учет направления волокон древесины при разметке деталей

  • Припуск на обработку.

  • Инструменты и приспособления для пиления ус­тройство, правила пользования и назначение.

  • Пиление по линии и по кривым линиям.

  • Шлифовальная шкурка правила пользования и назначение.

  • Крепление заготовки в верстаке.

Раздел Свойства основных пород древесины и промышленная заготовка:

  • Породы древесины: произрастание, свойства, промышленное применение.

  • Дерево: основные части.

  • Древесина: использование, заготовка, разделка, транспортировка.

  • Пиломатериал: виды, использование.

Раздел Игрушки из древесного материала:

  • Рисунок детали изделия.

  • Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы.

  • Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила.

  • Игрушечная мебель: стол, стул, грузовой ав­томобиль (сборка и контроль изделий).

Раздел Сверление отверстий на станке:

  • Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти и приспособления.

  • Зажимной патрон: назначение, устройство.

  • Сверла: устройство, виды и назначение, диаметры.

  • Обозначение диаметра отверстия на чертеже

  • Сверление сквозное и несквозное отвер­стие.

Раздел Выжигание:

  • Электровыжигатель: устройство, дей­ствие, правила безопасности при выжигании.

  • Подготовка поверхности изделия к вы­жиганию.

Раздел Строгание рубанком:

  • Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

  • Общее представ­ление о строении древесины.

Раздел Соединение деталей с помощью шурупов и врезкой:

  • Виды и способы соединений деталей.

  • Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной.

  • Дрель ручная: применение, устройство, правила работы.

  • Зенкование отверстий.

  • Паз: назначение, ширина, глубина.

  • Чертеж: назначение, виды линий видимого контура, размерная, выносная.

  • Стамеска: устройство, форма заточки, применение, размеры, правила безопас­ной работы.

Раздел Изготовление: настенной полочки и кухонной утвари:

  • Черчение: построение, нанесение раз­меров, отличие чертежа от технического рисунка.

  • Древесина для из­готовления.

  • Назначение и эстетические требования к изделию.

Раздел Изготовление изделия из деталей круглого сечения:

  • Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей.

  • Древесина для из­готовления.

Раздел Разметка рейсмусом:

  • Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение.

  • Разметка толщины бруска.

Раздел Геометрическая резьба по дереву:

  • Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки.

  • Нанесение рисунка на поверхность заготовки.

Раздел Угловое: концевое соединение брусков вполдерева и концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1, серединное соединение на шип одинарный сквозной УС -3:

  • Чертеж и образец соединения.

  • Шип: назначение, размеры.

  • Соединения УС-3, УК-1: применение, элементы

  • Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей.

  • Пилы для выполнения шиповых соединений.

  • Условия прочного склеивания деталей.

  • Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия.

Раздел Долбление сквозного и несквозного гнезда:

  • «Гнездо»: Виды, размеры.

  • Столярное долото: назначение, устройство.

  • Линия невидимого контура чертежа.

  • Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда.

  • Крепление детали при долблении.

  • Последовательность долбления сквозного гнезда.

  • Подчистка гнезда стамеской.

Раздел Заточка стамески и долота:

  • Названия элементов стамески и долота.

  • Угол заточки (заострения).

  • Виды абразивных материалов.

  • Бруски для заточки и правки стамески и долота.

  • Способы определения качества заточки.

Раздел Склеивание:

  • Клей: назначение, виды, свойства, применение, сравнение.

  • Критерии выбора клея.

  • Определение качества клеевого раствора.

  • Последовательность и режим склеивания при разных видах клея.

  • Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Раздел Изготовления изделий из древесины:

  • Чертеж изделия.

  • Разметка изделия на древесном материале.

  • Выполнение деталей по разметке.

  • Подгонка и обозначение деталей.

  • Склеивание и отделка анилиновыми красителями.

Направления деятельности обучающихся:

  • виды деятельности со словесной (знаковой) основой: работа с учебником, слушание объяснения учителя, беседа.

  • виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными технологическими операциями, объяснение наблюдаемых технологических операций, просмотр мультимедийных презентаций.

  • виды деятельности с практической (опытной) основой: выполнение практических работ.

Оценка образовательных результатов.

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами.

На уроках используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.

Учебная и справочная литература (учебники, рабочие тетради)

Бобиков П.Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. – М.,1989

Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.,1989

Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1988

Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М., 1992

Печатные пособия

  1. Гигиена одежды

  2. Правила безопасной работы приспособлениями

  1. Правила безопасной работы с электрическими инструментами

  2. Правила безопасной работы с лакокрасочными материалами

  3. Правила поведения в кабинете

  4. Требования к обработке и хранению пиломатериалов

Учебно-практическое оборудование

Раздел Пиление столярной ножовкой и лучковой пилой:

  1. Линейка металлическая и столярный угольник назначение.

  2. Инструменты и приспособления для пиления.

  3. Шлифовальная шкурка.

  4. Верстак.

  5. Столярная ножовка и лучковая пила.

Раздел Промышленная заготовка древесины:

  1. Образцы породы древесины.

  2. Демонстрационный материал

  3. Образцы пиломатериалов.

Раздел Игрушки из древесного материала:

  1. Рисунок детали изделия.

  2. Шило, гвозди.

  3. Шлифовальная шкурка, столярная ножовка.

Раздел Сверление отверстий на станке:

  1. Настольный сверлильный станок, сверла.

  2. Машинные тиски.

Раздел Выжигание:

  1. Электровыжигатель.

  2. Образцы рисунков.

Раздел Строгание рубанком:

  1. Рубанок.

  2. Образцы пиломатериалов.

Раздел Соединение деталей с помощью шурупов и врезкой:

  1. Образцы соединений деталей и чертежей.

  2. Шуруп, дрель ручная, стамеска.

Раздел Изготовление: настенной полочки и кухонной утвари:

  1. Образцы чертежей и технического рисунка.

  2. Инструменты и приспособления для пиления, сверления и т.д.

  3. Образцы изделий.

Содержание учебного предмета по классам

ПРОГРАММА

5 КЛАСС (204)

Введение (6ч)

Вводное занятие: Ззнакомство с предметом, вводный инструктаж по охране труда и правилам пове­дения; План работы на четверть, правила безопасности при работе с инструментами.

Знать: Находить расположение кабинета учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение». Правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение». Название учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение». План работы на четверть.

Уметь: выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Пиление столярной ножовкой (23ч)

Понятие плоская поверхность. Линейка металлическая и столярный угольник назначение. Разметка и её значение. Мил­лиметр как основная мера длины в столярном деле. Припуск на обработку. Правила безопасности при пилении. Инструменты и приспособления для пиления ус­тройство, правила пользования и назначение (столярная ножовка, стусло). Виды брака при пилении и способы их устранения. Шлифовальная шкурка правила пользования и назначение.

Практические работы:

Определить какая поверхность (плоская или нет). Выполнение разметки. (прямой угол, отметить мм на линии). Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника,припуск на обработку. Пиление бруска и доски по линии. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «паке­те». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Знать: Правила измерения линейкой. Понятие плоская поверхность. Назначение линейки металлической и столярного угольника. Устройство, назначение и применение столярной ножовки. Шлифовальная шкурка правила пользования и назначение.

Уметь: Определить какая поверхность (плоская или нет). Определить линейка металлическая или угольник. Показать мм и см на линейке. Разметка длины деталей с помощью линейки. Определять столярная ножовка, шлифовальная шкурка. Пиление в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Перевести см в мм и начертить отрезок. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление по линии.

Промышленная заготовка древесины. (11ч)

Породы древесины (хвойные, лиственные). Дерево: основные части (крона, ствол, корень). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и реб­ра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Практические работы:

Дерево: основные части (крона, ствол, корень). Определение видов доски: обрезная, необрезная, размеры. Измерение размера: ши­рина, толщина. Определение вида бруса: квадратный, прямоугольный, размеры.

Знать: Хвойные и лиственные породы древесины. Виды доски (обрезная, необрезная) и размеры (ши­рина, толщина). Брусок: грани и реб­ра, торец. Виды доски (обрезная, необрезная).

Уметь: Определить основные части дерева (крона, ствол, корень). Определить вида бруса: квадратный, прямоугольный, размеры.

Игрушки из древесного материала(18ч)

Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы. Изображение детали (технический ри­сунок).

Практические работы:

Выполнить рисунок детали: назначение, обозначение размеров. Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Одновременная заготовка одинаковых деталей: Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек. Пиление размеченных деталей. Шлифование деталей шкуркой.

Игрушечная мебель: стол, стул (сборка и контроль изделий).

Знать: Рисунок детали изделия - назначение. Шило правила безопасной работы. Назначение отделки деталей. Отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Рисунок детали изделия - назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы. Инструменты для отделки деталей техника безопасности при работе с ними.

Уметь: Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Шлифование деталей шкуркой. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и их пиление. Сборка игрушечной мебели по образцу и рисунку.

Сверление отверстий на станке (18ч)

Сверление как технологическая операция. Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти. Приспособления: машинные тиски, патрон. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Устройство рабочей части сверла. Причины поломки сверла при работе. Установка и удаление сверла из сверлильного патрона. Понятия сквозное и несквозное отвер­стие. Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке. Правила уборки станка. Сверление сквозное и несквозное отвер­стие.

Практическиеработы.

Разметка параллельных (одинаково уда­ленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора. Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глу­бины сверления. Подставка для карандашей из прямоуголь­ного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Знать: Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти. Виды сверла. Понятия сквозное и несквозное отвер­стие. Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке. Правила уборки станка. Сверление как технологическая операция. Устройство рабочей части сверла.

Уметь: Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Изготовление подставки для карандашей из прямоуголь­ного бруска, выстроганного по ширине и толщине.

Игрушки из древесины и других материалов (13ч)

Назначение отделки деталей. Инструменты для отделки деталей: рашпиль, напильник драчевый. Шлифовальная шкурка: назначение, виды. Коло­ворот(устройство, применение). Шуру­пы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

Практическиеработы.

Отделка детали личным напильником. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверт­кой. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Обработка закругленных поверх­ностей рашпилем (драчевым напильником) разметка. Изготовление деталей грузового ав­томобиля. Сборка изделия с по­мощью гвоздей, шурупов и клея.

Знать: Рисунок детали изделия - назначение. Шило правила безопасной работы. Назначение отделки деталей. Отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Рисунок детали изделия - назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы. Инструменты для отделки деталей техника безопасности при работе с ними.

Уметь: Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Шлифование деталей шкуркой. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и их пиление. Изготовление деталей грузового ав­томобиля и сборка изделия.

Выжигание (9ч)

Электровыжигатель: устройство, дей­ствие, правила безопасности при выжигании.

Практическиеработы.

Работа электровыжигателем. Линии: прямая, полукруг, круг. Подготовка поверхности изделия к вы­жиганию - опиливание и шлифовка. Выбор и перевод рисунка на изделие. Раскраска рисунка. Правила безопаснос­ти при работе с лаком и нанесение его поверхность изделия.

Знать: Электровыжигатель: устройство, дей­ствие, правила безопасности при выжигании. Правила безопаснос­ти при работе с лаком и нанесение его поверхность изделия.

Уметь: Подготовка поверхности изделия к вы­жиганию. Перевод рисунка на изделие. Работа электровыжигателем прямая линия. Работа электровыжигателем линии: полукруг, круг.

Пиление лучковой пилой (12ч)

Лучковая, пила. Назначение, ус­тройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Пиление: виды (поперек и вдоль во­локон), разница между операциями. Требования к качеству выполнения операций. Брак при пилении: меры предуп­реждения.

Практическиеработы.

Подготовка, рабочего места. Разметка за­готовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к рабо­те. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление попе­рек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Знать: Лучковая, пила - назначение, ус­тройство. Требования к качеству выполнения операций. Брак при пилении: меры предуп­реждения.

Уметь: Пиление - поперек и вдоль во­локон. Подготовка, рабочего места к пилению. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка за­готовки по заданным размерам. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком(10ч)

Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании. Общее представ­ление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

Практическиеработы.

Крепление черновой заготовки на вер­стаке. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Проверка выполненной работы.

Знать: Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски). Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

Уметь: Строгание узкой грани. Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании. Крепление черновой заготовки на вер­стаке. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником.

Соединение деталей с помощью шурупов (17ч)

Виды соединений деталей. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Прави­ла безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Раз­зенковка, устройство и применение. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изде­лия). Чертеж: виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Практическиеработы.

Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчи­вание шурупов. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Знать: Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Прави­ла безопасности при работе шилом. Дрель ручная: применение. Виды соединений деталей. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Чертеж: виды линий видимого контура, размерная, выносная.

Уметь: Подготовка отверстий под шурупы шилом. Зенкование отверстий. Завинчи­вание шурупов отверткой. Подготовка отверстий под шурупы сверлением.

Изготовление: Настенная полочка. (20ч)

Практическиеработы.

Чертеж и нанесение разметки. Строгание, обработка рашпилем и проверка выполненной работы. Подготовка отверстий под шурупы и зенкование. Шлифование. Сборка и проверка выполненной работы. Нанесение лака на поверхность изделия. Проверка выполненной работы.

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Обработка рашпилем по разметке. Шлифование подготовленных деталей. Сборка подготовленных деталей. Нанесение разметки на подготовленные детали. Строгание по нанесенной разметке. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

Изготовление кухонной утвари (21ч)

Черчение: построение, нанесение раз­меров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для из­готовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняе­мое изделие: назначение, эстетические требования.

Практическиеработы.

Чертеж Разделочная доска. Чертеж кухонная лопаточка. Подбор материала и подготовка рабоче­го места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Знать: Отличие чертежа от технического рисунка. Назначение, эстетические требования к изделию. Древесина для из­готовления кухонных инструментов и приспособлений.

Уметь: Чертеж Разделочная доска, Кухонная лопаточка. Строгание по нанесенной разметке. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Чистовая обработка заготовки.

Соединение рейки с бруском врезкой. (27ч)

Способы соединения дета­лей. Врезка как способ соединения дета­лей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной под­гонки соединений. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, форма заточки, применение, размеры, правила безопас­ной работы.

Практическиеработы.

Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанно­го материала. (Выполняется на материалоотходах). Разметка и строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Знать: Врезка как способ соединения дета­лей. Необходимость плотной под­гонки соединений. Стамеска: применение, правила безопас­ной работы. Способы соединения дета­лей. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, форма заточки, применение, размеры, правила безопас­ной работы. Предупреждение неисправимого брака

Уметь: Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанно­го материала. Выполнение - Пазов. Соединение и подгонка деталей.

ПРОГРАММА

6 КЛАСС (204 часа)

Iчетверть 56 ч

Вводное занятие (2ч)

Задачи обучения, повторение знаний полученных в 5 классе. Инструктаж по охране труда и правилам поведения.

Знать: Правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение». План работы на четверть.

Уметь: Находить расположение кабинета учебного предмета «Профессиональное трудовое обучение», Выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Изготовление изделия из деталей круглого сечения (17ч)

Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки, граблей.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квад­рата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для руч­ки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании п отделке изделия.

Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка цен­тра на торце заготовки. Строгание ребер восьмигранника (скруг­ление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Знать: Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия. Определение диагональ.

Уметь:Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Строгание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Выполнение изделия: ручка для лопатки, граблей, швабра, детская лопатка.

Строгание. Разметка рейсмусом (15ч)

Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устрой­ство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона брус­ка: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоуголь­ной заготовки.

Практические работы. Измерение заготовки, определение при­пусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Про­верка выполненной работы.

Знать: Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы.

Уметь: Установка и работа столярным рейсмусом. Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Отпиливание бруска в размер по длине. Выбрать лицевую сторону. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Выполнение заготовки для будущего изделия.

Геометрическая резьба по дереву (8ч)

Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.

Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заго­товки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, ани­линовыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.

Знать: Правила безопасности при резьбе. Резьба по дереву: назначение, материал, инструменты, виды, геометрические узоры и рисунки. Возможный брак при выполнении резьбы.

Уметь: Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание треугольников. Вырезание геометрического орнамента. Выполнение учебной дощечки.

Практическое повторение (16ч)

Виды работы: изделия для школы.

Самостоятельная работа

Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, на­стенной полочки.

Знать: Правила безопасности при выполнении работ.

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Обработка: строгание, отпиливание. Шлифование подготовленных деталей. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

II четверть 42 часа

Вводное занятие (1ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ности работы в мастерской.

Знать: Правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение». План работы на четверть.

Уметь: Выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Угловое концевое соединение брусков вполдерева (10ч)

Изделие. Подрамник.

Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ши­рина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к ра­боте. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки де­талей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Под­гонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности, соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Знать: Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе.

Уметь: Работа со столярным клеем. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Нанесение клея на детали. Выполнение соединения вполдерева: Разметка шипов, Выпиливание шипов, Подгонка соединения, Проверка прямоугольности, соединений, прессование (установка соединения в зажимах). Выполнение изделия: Подрамник.

Сверление (7ч)

Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, на­значение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: на­значение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвос­товиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения боль­ших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже

Упражнение. Работа на сверлильном: станке с использованием материалов отходов.

Знать: Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Понятие диаметр отверстия. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы, диаметры. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.

Уметь: Работа на сверлильном станке.

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки (13ч)

Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволиней­ного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напиль­ник драчевый, виды, назначение, форма. Стальная щетка для очист­ки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильни­ком, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки дета­ли. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.

Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаб­лону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщи­ны доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамес­кой, напильником и шкуркой.

Знать: Пила выкружная (для криволинейного пиления). Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Скругление угла. Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Напильник драчевый, виды, назначение, форма.

Уметь: Работа выкружной пилой, стамеской, напильником и шкуркой. Разметка криволинейной детали по шаблону.

Практическое повторение (12ч)

Выполнение изделия: Полочка с криволинейными деталями, плечики вешалки.

Знать: Правила безопасности при выполнении работ.

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Обработка: строгание, отпиливание. Шлифование подготовленных деталей. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

III четверть 58 часов

Вводное занятие (1ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ности работы в мастерской.

Знать: Правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение». План работы на четверть.

Уметь: Выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Долбление сквозного и несквозного гнезда (17ч)

Изделия. Средник для лучковой пилы.

Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного со­единения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глу­бина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со ста­меской, определение качества, заточка, правила безопасного пользо­вания. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсму­са для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквоз­ного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Знать: Гнездо как элемент столярного соединения, виды, размеры. Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования.

Уметь: Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Работа долотом, рейсмусом. Последовательность долбления сквозного гнезда.

Свойства основных пород древесины (6ч)

Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, листвен­ница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.

Лабораторная работа. Определение древесных пород по образ­цам древесины.

Знать: Хвойные, лиственные породы, произрастание, свойства древесины, промышленное применение.

Уметь: Определение древесных пород по образцам древесины.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС -3 (14ч)

Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.

Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, эле­менты (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, тол­щина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки де­талей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение ли­цевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

Умение. Выполнение соединения УС-3.

Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.

Практические работы. Подбор материала. Черновая размет­ка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Знать: Соединения УС-3: применение, элементы. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия.

Уметь: Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Выполнение изделия: Подставка под цветочные горшки.

Практическое повторение (22ч)

Виды работы. Изготовление средника для лучковой пилы, ска­мейки.

Знать: Правила безопасности при выполнении работ.

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Обработка: строгание, отпиливание. Шлифование подготовленных деталей. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

IV четверть 46 часов

Вводное занятие (1ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ности работы стамеской.

Знать: Правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение». План работы на четверть.

Уметь: Выполнять правила поведения в кабинете «Профессиональное трудовое обучение».

Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1 (15ч)

Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.

Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Пра­вила безопасности при выполнении соединения.

Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Раз­метка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и спра­ва от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соеди­нения и обозначение деталей. Проверка качества работы.

Знать: Применение соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.

Уметь: Выполнение соединения из материалоотходов. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей.

Выполнение изделия: Рамка для табурета.

Заточка стамески и долота (7ч)

Объекты работы. Стамеска, долото.

Теоретические сведения. Названия элементов стамески и до­лота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.

Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.

Знать: Названия элементов стамески и долота. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Правила безопасной работы при затачивании. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов.

Уметь: Заточка стамески и долота на бруске, правка лезвия, проверка правильности заточки.

Склеивание (6ч)

Объект работы. Детали изделия.

Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.

Знать: Клей: назначение, виды, свойства, применение, сравнение. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея.

Уметь: Определение вида клея по внешнему виду и запаху. Определение качества клеевого раствора. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Практическое повторение (19ч)

Виды работы. Рамка для табурета. Заточка стамески.

Знать: Правила безопасности при выполнении работ.

Уметь: Чертеж и размеры перенести с пособия в тетрадь. Обработка: строгание, отпиливание. Шлифование подготовленных деталей. Сборка и подгонка подготовленных деталей.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Практическая работа к уроку «АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА». Упражнение направлено на изучение ахроматических цветов на примере градации (перехода от белого к чёрному цвету). Упражнение направлено на изучение ахроматических цветов на примере градации (перехода от белого к чёрному цвету). Понятие тоновой шкалы. Дорогой друг! Внимательно просмотри презентацию, изучи ее. Для закрепления урока «Ахроматические цвета» выполни следующие задания. Материалы и инструменты: белый, серый, чёрный карандаш и линейка Задание № 1 Нарисуй основные ахроматические цвета в квадратах 5см на 5см (пример ниже), подпиши каждый цвет. Задание № 2 Построй ахроматический ряд из 9 тонов. Выполни выкраски переходов от белого цвета, до черного (карандашом). Растяжка должна состоять из 9 равномерно переходящих друг к другу образцов от черного до белого Задание № 3 Вспомни ранее проходимый материал и выполни штрих простым карандашом Задание № 4 Раскрась рисунок ахроматическими цветами
0 ₽
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Северный сувенир» 5,7 класс Срок реализации программы 1 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Северный сувенир» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения: 1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г. с изменениями. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г. 3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г. Цели и задачи курса: Цель: создание условий для развития творческой активности учащихся через занятия народным декоративно-прикладным творчеством. Задачи: • уточнение и расширение имеющихся знаний и представлений учащихся о многообразии видов народного декоративно – прикладного творчества. • содействие развитию изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. • совершенствование умения и навыки работы с необходимым оборудованием и различным материалом. • формирование познавательного интереса к истории и культуре русского народа и народов крайнего севера. • воспитание трудолюбия и уважения к народным мастерам. 2. Характеристика курса с учетом особенностей его освоения обучающимися Данная программа внеурочной деятельности предполагает расширение у учащихся знаний и представлений о жизни, культуре, традициях и обычаях, развитие художественно-эстетического вкуса. Учебный материал, предусмотренный программой, составлен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей учащихся. Каждое занятие состоит из теоретической части и практического выполнения задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок, что способствует развитию их творческих способностей, содействует эстетическому воспитанию. На занятиях применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, групповая, коллективная работа. В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:  словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой);  наглядные (схемы, фотографии, плакаты, картинки, иллюстрации по темам);  практические (изготовление поделок, роспись готовых раб
0 ₽
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (Столярное дело) 6, 7 классы (вариант 1)
0 ₽