Алгоритм создания и внедрения рабочей программы воспитания ворганизациидополнительногообразованиядетей.
В основе процесса воспитания детей в организации дополнительногообразования детей (далее – ОДОД) лежат конституционные и национальныеценностисовременногороссийскогообщества.Основныеобобщенныеценности: осмысление, созидание, коллективизм, которые должны найти своеотражениевосновныхнаправленияхорганизациивоспитывающейдеятельностиОДОД.
ВкаждойотдельнойОДОДивдеятельностикаждогоотдельногопедагогадополнительногообразованиякомплексвоспитательныхприоритетов может быть уникальным, связанным с условиями деятельности,особенностямиконтингентадетей,спецификойобразовательнойдеятельности.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образованияпредполагаетрешениечетырехгруппвоспитательных задач1.
Перваягруппареализуетпедагогическоесопровождениеэкзистенциальноговыбора.Педагогидолжныпомочьребенкувегонравственном самоопределении, помочь ответить на главные вопросы жизни:каким быть и каким должен быть проект своего будущего существования?Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагоганеобходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы своспитанником,ориентированныхнаидеальноепредставлениеонравственном облике современного человека, на формирование гражданскойидентичностиипатриотическихчувств.
Втораягруппавоспитательныхзадачпредполагаетпедагогическоесопровождениесоциальноговыбораипомогаетребенкуответитьнаследующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, какобеспечитьсвоеучастиевулучшенииокружающейжизни?Дополнительное
образованиепредоставляетребенкувозможностиприобретениядлянегонового социальногоопыта.
Третьягруппавоспитательныхзадачпредполагаетпедагогическоесопровождениепрофессиональноговыбора,котораяпомогаетответитьребенкуна вопроскем быть?
Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией ипредполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормамиобщественной жизни и культуры, помогает ответить на вопросчто такоекрасота жизнииискусства?
Эффективность деятельности воспитательной системывобразовательной организации зависит от верно спланированного процессавнедрения рабочей программы воспитания. Примерный алгоритм внедрениярабочейпрограммывоспитания2:
Шаг1.РазработкарабочейпрограммывоспитанияОДОнаосновепримернойпрограммы(использованиепримернойпрограммыкакконструктора),отбориредактированиекакцелыхмодулей,такиихсодержательногонаполнения,то естьконкретныхспособоввоспитания:
-отборматериалов,которыесоответствуютреальнойдеятельности
ОДО;
удалениенеактуальныхдляОДОматериалов;
добавлениепринеобходимостиновыхматериалов.
Шаг2.Знакомствопедагогическогоколлективассозданнойрабочей
программойвоспитания.Целесообразноорганизоватьэтотпроцессвдваэтапа.
Во-первых, провести педагогический совет, на котором директор илизаместительдиректорапознакомитколлективсособенностяминовойпрограммыи ееструктурой.
Во-вторых, провести деловую игру, в рамках которой группы педагоговпоочередисмогутпоработатьнатематическихстанциях.Ихсоставиколичество определяется в соответствии с наиболее важными с точки зренияадминистрации компонентами программы воспитания. Среди них могут бытьтакиестанции:«Целивоспитания»,«Ключевыедела»,«Воспитаниеназанятиях»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,«Профориентация»,
«Детскиеобщественныеобъединения»,«Школьныемедиа»,«Экскурсии,экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды»,
«Самоанализ».Накаждойизстанцийпедагогистараютсяосмыслитьсобственныецеливоспитания(соотнесяихсцелями,заявленнымивпрограмме) и определить свою роль в реализации того или иного модуляпрограммывоспитания.
Шаг 3. Создание творческих групп педагогов, работающих в рамкахреализации того или иного модуля программы. Определение кураторов групп(изчисланаиболееуспешныхвсоответствующейсфередеятельностипедагогов),которыебудутвыступатьвроликонсультантов,помогаяпедагогам реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьмидеятельности.
Шаг 4. Работа (в течение года) творческих групп и их кураторов посопровождениюпроцессареализациипрограммывоспитания:
планирование, подготовка, организация и проведение совместных делдетей и педагогов (при необходимости, на разных уровнях взаимодействия сдетьми-индивидуальном,групповом,общешкольном,внешкольном);
созданиеусловийдлясплочениядетско-взрослыхобщностей,образующихся в рамках подготовки и проведения тех или иных совместныхсоучащимися дел;
анализ проведенных дел и их воспитательной значимости, выявлениезатрудненийипричинихпоявления, обсуждениеуспеховиихпричин.
Шаг5.Проведениеитоговогопедсовета,накоторомвыступаюткураторыижелающиепредставителитворческихгруппопервыхитогахреализациипрограммы.Обсуждениеуспеховинеудач.Планированиедальнейшейработы.
Составной частью воспитательной модели является рабочая программавоспитаниядополнительнойобщеобразовательнойпрограммы,какнеформальныйдокумент,апродуктличностноготворенияпедагогадополнительногообразования,егогражданскойипрофессиональнойнаправленности,егопониманиесовременностииличнойроливпреобразовательнойдеятельности.Разработкарабочейпрограммывоспитаниядополнительнойобщеобразовательнойпрограммы—этотворческийактпедагогадополнительногообразования,путькпрофессиональномудостоинствуисамоуважению.
Результатомреализациирабочейпрограммывоспитания,видимымдляпедагогов,учащихсяиихродителей,должнастатьинтереснаяисобытийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе. Это – главное, кчемудолжнапривестиреализацияпрограммы.Самажеонанеявляетсясредствомвоспитания!Ребенкавоспитываетнедокумент,апедагоги–своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет имскоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится невопросразработкипрограммы,авопрос еереализации.
ГригорьеваА.И.Воспитательныйпотенциалпрофессиональнойдеятельностипедагогадополнительногообразования//Отечественнаяизарубежнаяпедагогика.2019.№1(58).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya
ДжабаговаСедаСаламуевнаНЕКОТОРЫЕАСПЕКТЫТЕОРИИИПРАКТИКИСОЦИАЛИЗАЦИИДЕТЕЙВСИСТЕМЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ//Проблемысовременногопедагогическогообразования.2021.№70-3.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-teorii-i-praktiki-sotsializatsii-detey-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya
ЖуркинаА.Я.СОЦИАЛЬНОЕВОСПИТАНИЕВСИСТЕМЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ.ДЕТСКИЕОБЩЕСТВЕННЫЕОБЪЕДИНЕНИЯ//Педагогическоеискусство.2019.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detskie-obschestvennye-obedineniya
ЦяоЛаньцзюуйИгроваядеятельностькакспособорганизациитрудовоговоспитаниявдополнительномобразованииРФ//Педагогика.Вопросытеорииипрактики.2020.№4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sposob-organizatsii-trudovogo-vospitaniya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-rf
Воспитание в современной школе: от программы к действиям.Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И.В.Степанова,И.С.Парфенова,И.Ю.Шустова,Е.О.Черкашин,М.Р.Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П.В.Степанова.– М.:ФГБНУ«ИСРОРАО»,2020.–119 с.
ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранныемодули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов,И. С. Парфенова, И. В. Степанова,Е. О. Черкашин,И. Ю. Шустова.–М.:ФГБНУ«ИнститутстратегииразвитияобразованияРоссийскойакадемииобразования»,2020.
СафроноваЕ.М.Проектированиепрограммывоспитанияшкольников:алгоритмдействий,мотивацияпедагогическогоколлектива//Отечественнаяизарубежнаяпедагогика.2020.№1(67).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-programmy-vospitaniya-shkolnikov-algoritm-deystviy-motivatsiya-pedagogicheskogo-kollektiva
ФомицкаяГалинаНиколаевнаЭФФЕКТИВНЫЕИНСТРУМЕНТЫОРГАНИЗАЦИИВОСПИТАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИВНОВЫХРЕАЛИЯХ//ПедагогическийИМИДЖ.2021.№2(51).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-instrumenty-organizatsii-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-novyh-realiyah
ФроловаСветланаЛеонидовнаНАУЧНЫЕПОДХОДЫВОРГАНИЗАЦИИСИСТЕМЫПРОФОРИЕНТАЦИИОБУЧАЮЩИХСЯ//Современноепедагогическоеобразование.2021.№6.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-v-organizatsii-sistemy-proforientatsii-obuchayuschihsya
1