Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Артикуляция в классе классической гитары (стаккато, портаменто, глиссандо)

Артикуляция в классе классической гитары (стаккато, портаменто, глиссандо)

Методическая разработка открытого урока по классической гитаре. Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН»

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: «Артикуляция в классе классической гитары

(стаккато, портаменто, глиссандо)».

Преподаватель первой квалификационной категории

Парицкая Анастасия Викторовна

2021г.

Пояснительная записка:

Артикуляция в музыке – это способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции – Легато и Стаккато , и их разновидности (non legato - раздеельно, legatissimo - очень связно и другие). Так же под понятие артикуляции попадают такие штрихи как глиссандо, портаменто. Технически артикуляция связана с различными приемами движения руки, нажима пальцев и дальнейшего высвобождения их.

Большое значение для художественной выразительности игры имеет правильная артикуляция, ведь это важнейший инструмент, с помощью которого творит музыкант и раскрывается замысел композитора.

Разработка урока:

Дата: 27 октября 2021 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Лещев Семен 10 лет, 3 класс.

Тема: «Артикуляция в классе классической гитары

(стаккато, портаменто, глиссандо)».

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Задачи:

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами артикуляции как стаккато, портаменто и глиссандо.

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотный материал.

План занятия:

1. Организационный момент, вступительное слово.

2. Прием стаккато – звучание и исполнение.

- игра гамм и упражнений приемом стаккато.

3. Работа над пьесой Х. Гросник «Бегемот» и приемом стаккато и портаменто.

4.Работа над «сонатиной Ми-минор» Ф. Карулли и приемами портаменто, стаккато и акцентами.

5.Работа над сюитой «На колесах» О. Копенкова и приемом глиссандо.

6. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока:

1 Этап урока:

Очень интересным и часто используемым в музыке приемом артикуляции является СТОККАТО. С помощью этого приема композиторы часто добиваются легкости и игривости в звучании пьесы.

Стаккато – отрывистое, острое исполнение звуков, исполняется двумя способами:

1. С помощью левой руки. После извлечения звука пальцы левой руки тут же снимаются со струны, но не полностью поднимаясь, а лишь слегка отпуская, что не оставить фонового звука.

2. С помощью правой руки. После извлечения звука пальцы правой руки тут же прикрывают одну или несколько звучащих струн.

Сыграем гамму До-мажор приемом стаккато.

В школе игра А. Иванова-Крамского есть прекрасное упражнение на прием стаккато, сыграем его.

Очень интересно и выигрышно прием стаккато звучит в пьесе «Бегемот» а сочетание стаккато и портаменто создает эффект переваливающейся, раскачивающейся походки бегемота.

Играем первую часть «Бегемота», пьеса играется свинговым ритмом (джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается), обращая особое внимание на стаккато в басу.

Вторая часть звучит тяжеловесно за счет приема «портаменто» в басу. Играем, внимательно исполняя чередование стаккато и портаменто.

Играем еще раз всю пьесу целиком с динамическими оттенками.

2 Этап урока.

Ф. Карулли «Сонатина Ми-минор»

В первой части играем внимательно динамические оттенки, пописанные автором.

Вторая часть сонатины имеет интересные особенности: усиливается последняя нота такта (затакт) приемом портаменто, далее акцент на первой доле и легкое стаккато на аккордах аккомпанемента. Что бы исполнить правильно третьем такт, нужно в басу портаменто играть приемом апояндо, а верхний голос тирандо, за счет этого естественно усилится бас, и ослабнут верхние ноты. Так же и других тактах, ноты обозначенные портаменто играть апояндо (с опорой), это сделает их более выразительными и усилит естественным образом.

Сыграем «Сонатину», с динамическими оттенками, аккуратно и правильно исполняя прописанные штрихи.

3 этап урока.

О. Копенков Сюита «На колесах» 1. «На самокате по тротуару».

На примере этой пьесы рассмотрим один из самых интересных и необычно звучащих приемов – «глиссандо».

Глиссандо – это прием игры, при котором палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. Такой прием в гитарной технике часто используют для более эмоционально звучания.

Что бы правильно использовать прием глиссандо, надо знать три правила:

1. Кода палец левой руки скользит с одного лада на другой, палец правой руки ударяет струну для извлечения первой ноты и второй.

2. Если две ноты соединен лигой и между ними стоит знак глиссандо, то первый звук извлекается пальцами правой руки, а второй получается от скольжения левой руки.

3. Если форшлаг соединен с основной нотой знаком глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.

Очень образно звучат форшлаги в сюите О. Копенкова «На колесах. Тут представлены 2 и 3 вид глиссандо.

Играем первую часть сюиты.




Что бы исполнить глиссандо, прежде всего две ноты должны находиться на одной струне, поэтому найдем ноту «ми» на 5 струне. Играем со счетом вслух первую строчку, стараясь уложить одну долю форшлаг с глиссандо.

Во второй строчке вспоминаем, где нота «ля» на 4 струне, и играем так же как в предыдущей строчке, со счетом вслух.

В третьей строчке низходящее легато от «соль» к «ми», играем как обычное легато, без скольжения.

Играем вторую часть «На велосипеде по лесной дорожке».




Внимательно исполняем в первом такте залигованное глиссандо, о втором низходящее легато, а в третьем восходящее легато.

Третья часть сюиты « На транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания».




Играем, правильно исполняя легато и глиссандо. В третьей сточке интересная секвенция из четырех оборотов. Такие моменты можно легко узнавать, если обращать внимание на аппликатуру автора, мы видим четыре аккорда с абсолютно одинаковыми пальцами, и сразу становится понятно, что эти аккорды одинаковые, только сыграны от разных нот.

Такие пьесы, которые ярко передают образ называются программными.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

То есть, когда мы играем эту пьесу, можем легко себе представить себе проулку на легком и юрком самокате, спокойную езду на велосипеде, и громкий, уверенный автомобиль. Это все достигается средствами музыкальной выразительности.

Анализ урока.

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

  • четкость и ясность поставленных задач;

  • разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

  • подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Подведем итог урока, рассмотрим средства музыкальной выразительности, которые использовались в сыгранных нами произведения.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка урока по классу "гитары" Цель урока: Разобрать и освоить форшлаг и легато, а так же тамбурин и народную манеру исполнения – Rasgueado. Задачи урока: - обучающие: научить исполнять форшлаги и другие приемы народной манеры исполнения – Rasgueado - развивающие: развить аккуратность и чистоту исполнения, а так же навык связной игры на инструменте.
0 ₽
Методическая разработка открытого урока по классической гитаре. Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.
0 ₽
Целью урока является формирование у учащегося чувства стиля исполняемых пьес, и грамотного использование средств музыкальной выразительности для передачи стилистических особенностей выбранных пьес. Развитие исполнительских навыков игры на гитаре.
0 ₽