МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН»
Методическая разработка открытого урока по гитаре.
Тема: «Артикуляция в классе классической гитары
(стаккато, портаменто, глиссандо)».
Преподаватель первой квалификационной категории
Парицкая Анастасия Викторовна
2021г.
Пояснительная записка:
Артикуляция в музыке – это способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции – Легато и Стаккато , и их разновидности (non legato - раздеельно, legatissimo - очень связно и другие). Так же под понятие артикуляции попадают такие штрихи как глиссандо, портаменто. Технически артикуляция связана с различными приемами движения руки, нажима пальцев и дальнейшего высвобождения их.
Большое значение для художественной выразительности игры имеет правильная артикуляция, ведь это важнейший инструмент, с помощью которого творит музыкант и раскрывается замысел композитора.
Разработка урока:
Дата: 27 октября 2021 г.
Продолжительность: 40 мин.
Ф.И.О. уч-ся: Лещев Семен 10 лет, 3 класс.
Тема: «Артикуляция в классе классической гитары
(стаккато, портаменто, глиссандо)».
Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.
Задачи:
1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами артикуляции как стаккато, портаменто и глиссандо.
2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.
3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.
4. Здоровьесберегающие: Формирование правильной посадки и постановки рук.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы:
Метод практического показа;
Метод словесного объяснения.
Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу, нотный материал.
План занятия:
1. Организационный момент, вступительное слово.
2. Прием стаккато – звучание и исполнение.
- игра гамм и упражнений приемом стаккато.
3. Работа над пьесой Х. Гросник «Бегемот» и приемом стаккато и портаменто.
4.Работа над «сонатиной Ми-минор» Ф. Карулли и приемами портаменто, стаккато и акцентами.
5.Работа над сюитой «На колесах» О. Копенкова и приемом глиссандо.
6. Домашнее задание, анализ урока.
Ход урока:
1 Этап урока:
Очень интересным и часто используемым в музыке приемом артикуляции является СТОККАТО. С помощью этого приема композиторы часто добиваются легкости и игривости в звучании пьесы.
Стаккато – отрывистое, острое исполнение звуков, исполняется двумя способами:
1. С помощью левой руки. После извлечения звука пальцы левой руки тут же снимаются со струны, но не полностью поднимаясь, а лишь слегка отпуская, что не оставить фонового звука.
2. С помощью правой руки. После извлечения звука пальцы правой руки тут же прикрывают одну или несколько звучащих струн.
Сыграем гамму До-мажор приемом стаккато.
В школе игра А. Иванова-Крамского есть прекрасное упражнение на прием стаккато, сыграем его.
Очень интересно и выигрышно прием стаккато звучит в пьесе «Бегемот» а сочетание стаккато и портаменто создает эффект переваливающейся, раскачивающейся походки бегемота.
Играем первую часть «Бегемота», пьеса играется свинговым ритмом (джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается), обращая особое внимание на стаккато в басу.
Вторая часть звучит тяжеловесно за счет приема «портаменто» в басу. Играем, внимательно исполняя чередование стаккато и портаменто.
Играем еще раз всю пьесу целиком с динамическими оттенками.
2 Этап урока.
Ф. Карулли «Сонатина Ми-минор»
В первой части играем внимательно динамические оттенки, пописанные автором.
Вторая часть сонатины имеет интересные особенности: усиливается последняя нота такта (затакт) приемом портаменто, далее акцент на первой доле и легкое стаккато на аккордах аккомпанемента. Что бы исполнить правильно третьем такт, нужно в басу портаменто играть приемом апояндо, а верхний голос тирандо, за счет этого естественно усилится бас, и ослабнут верхние ноты. Так же и других тактах, ноты обозначенные портаменто играть апояндо (с опорой), это сделает их более выразительными и усилит естественным образом.
Сыграем «Сонатину», с динамическими оттенками, аккуратно и правильно исполняя прописанные штрихи.
3 этап урока.
О. Копенков Сюита «На колесах» 1. «На самокате по тротуару».
На примере этой пьесы рассмотрим один из самых интересных и необычно звучащих приемов – «глиссандо».
Глиссандо – это прием игры, при котором палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. Такой прием в гитарной технике часто используют для более эмоционально звучания.
Что бы правильно использовать прием глиссандо, надо знать три правила:
1. Кода палец левой руки скользит с одного лада на другой, палец правой руки ударяет струну для извлечения первой ноты и второй.
2. Если две ноты соединен лигой и между ними стоит знак глиссандо, то первый звук извлекается пальцами правой руки, а второй получается от скольжения левой руки.
3. Если форшлаг соединен с основной нотой знаком глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.
Очень образно звучат форшлаги в сюите О. Копенкова «На колесах. Тут представлены 2 и 3 вид глиссандо.
Играем первую часть сюиты.
Что бы исполнить глиссандо, прежде всего две ноты должны находиться на одной струне, поэтому найдем ноту «ми» на 5 струне. Играем со счетом вслух первую строчку, стараясь уложить одну долю форшлаг с глиссандо.
Во второй строчке вспоминаем, где нота «ля» на 4 струне, и играем так же как в предыдущей строчке, со счетом вслух.
В третьей строчке низходящее легато от «соль» к «ми», играем как обычное легато, без скольжения.
Играем вторую часть «На велосипеде по лесной дорожке».
Внимательно исполняем в первом такте залигованное глиссандо, о втором низходящее легато, а в третьем восходящее легато.
Третья часть сюиты « На транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания».
Играем, правильно исполняя легато и глиссандо. В третьей сточке интересная секвенция из четырех оборотов. Такие моменты можно легко узнавать, если обращать внимание на аппликатуру автора, мы видим четыре аккорда с абсолютно одинаковыми пальцами, и сразу становится понятно, что эти аккорды одинаковые, только сыграны от разных нот.
Такие пьесы, которые ярко передают образ называются программными.
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
То есть, когда мы играем эту пьесу, можем легко себе представить себе проулку на легком и юрком самокате, спокойную езду на велосипеде, и громкий, уверенный автомобиль. Это все достигается средствами музыкальной выразительности.
Анализ урока.
Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:
четкость и ясность поставленных задач;
разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;
подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
Подведем итог урока, рассмотрим средства музыкальной выразительности, которые использовались в сыгранных нами произведения.