МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН»
Методическая разработка урока
По специальности «Гитара»
Тема: «Исполнение мелизмов и новые приемы игры в произведении В. Козлова «Восточный танец».
Парицкая Анастасия Викторовна
Преподаватель первой квалификационной категории
по классу гитары
2021г.
Пояснительная записка
Преподавателю следует любым способом заинтересовать каждого учащегося. И, конечно же, выбор репертуара, с учетом желаний ученика, играет в этом процессе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса, и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных, и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, что бы привить ученикам хороший вкус, что бы они получали истинное удовольствие от исполнения классической и современной музыки разных жанров, и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.
В процессе разбора произведения необходимо точное «прочтение» авторского текста, во всех деталях. Это служит раскрытию звукового образа.
Очень многое зависит от хорошей, целесообразной аппликатуры. Аппликатура воздействует на ритм, динамику, артикуляцию, подчеркивает выразительность фразы, придает определенную окраску звучанию. Добавлю еще, что хорошо подобранная аппликатура содействует запоминанию, овладению музыкальным материалом, технической уверенности.
В процессе обучения, в каждом новом произведении, встречая, и изучая новые приемы игры, достигается техническая свобода и мастерство. За время обучения в музыкальной школе учащийся должен освоить как можно больше различных приемов игры.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игры на гитаре.
Выразительные возможности гитары не ограничиваются только Тирандо и Апояндо. Имеются возможные промежуточные формы –Rasgueado (народная манера игры). Есть много произведений, написанных специально для гитары, в которых используются такие приемы как тамбурин, Pulgar,Index. Но изучать их нужно в старших классах, когда ученик уже овладел основными техниками.
В начале разбора произведения технически сложные приемы игры надо заучивать в медленном темпе. Для того, что бы хорошо развить двигательно-технические возможности гитариста, по моему мнению, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
У некоторых детей бывает от природы отличная пальцевая беглость, но при этом пальцы двигаются без участия головы. Такая игра, как правило, становится бессмысленной и обычно не представляет ни какой художественной ценности.
Когда же ученик «проговаривает» каждый звук, пропускает его через сознание и слух, то темп музыки заметно снижается, так как голова пока еще не может работать с такой же скоростью, что и пальцы. Надо натренировать голову так, что бы мысль шла перед руками. Надо научиться думать «вперед»!
У других детей, напротив, существует настолько полная взаимосвязь пальцев со слуховой сферой и мышлением, что они не могут сыграть ни одного звука, не услышав его предварительно внутренним слухом. А поскольку голова у них так же не слишком хорошо натренирована, то и они не могут сразу сыграть в темпе виртуозную музыку.
Вот почему, с моей точки зрения, в любом случае важно тренировать «голову». А делается это весьма традиционным способом: надо медленно или в среднем темпе (постепенно по мере освоения материала, увеличивая его) проучивать технически трудные места до тех пор, пока они не станут получаться нужным образом.
Особо трудные пассажи, где пальцы постоянно «заплетаются» и путаются можно порекомендовать расчленять на достаточно мелкие фразы или интонации. И последовательно осваивая их в умеренном темпе, делать небольшие остановки между ними, как бы пропуская «отставшую» голову вперед, ибо именно она должна вести за собой пальцы, посылая им «команды», а не плестись вслед за ними. Можно так же расчленять пассажи на такты, если нет других ориентиров.
Умение быстро «проговаривать» каждый звук позволяет добиваться хорошей артикуляции при исполнении быстрой музыки.
Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку – с первого до последнего звука, вплоть до его исчезновения. Ученик должен вникнуть в содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие обозначения, глубоко поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.
Работая с учениками над звуком, важно не только обращать их внимание на профессионально грамотное звучание, но и воспитывать в них эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа. Исполнитель должен уметь выражать с помощью звука самые разные эмоции.
Сегодня мы покажем, как работаем над мелизмами и сложными местами в произведении В. Козлова «Восточный танец», с ученицей 6 класса Галановой Сашей.
Разработка урока.
Дата проведения: 20 марта 2020г.
Продолжительность урока: 40 мин.
Возраст учащейся: 15 лет (6кл).
Тема: Исполнение мелизмов и новые приемы игры в произведении В. Козлова «Восточный танец».
Цель урока: Разобрать и освоить форшлаг и легато, а так же тамбурин и народную манеру исполнения – Rasgueado.
Задачи урока:
-обучающие: научить исполнять форшлаги и другие приемы народной манеры исполнения –Rasgueado
- развивающие: развить аккуратность и чистоту исполнения, а так же навык связной игры на инструменте.
- воспитательные: воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога, а так же развитие воли и усердия.
Тип урок: Комбинированный.
Оборудование: 2 стула, гитара, подставка для ноги, пюпитр.
Литература: Нотный текст «Восточного танца» В. Козлова.
Ход и содержание урока
Первый этап: Организационный момент.
Сообщение темы урока и постановка задачи.
Второй этап: Разыгрываемся, «Разбираем» легато.
Играем хроматическую гамму, что бы разогреть руки.
В музыке кроме основных звуков, составляющих мелодию, употребляются еще короткие звуки, украшающие ее.
Восходящее легато: звук извлекается за счет отвесного падения нужного пальца левой руки на нужный лад. Исполняя восходящее легато нужно следить за чистотой и силой звука обеих нот.
Играем хроматическую гамму восходящим легато.
Нисходящее легато. Для исполнения необходимо установить сразу два пальца левой руки на нужные лады, затем извлечь первый звук пальцем правой руки, а последующий путем отдергивания пальца левой руки с данной струны так, что бы второй звук был воспроизведен чисто и в должной последовательности.
Играем хроматическую гамму нисходящим легато.
При исполнении восходящих и нисходящих легато очень важно соблюдать правильную длительность этих нот таким образом, что бы залигованные ноты не превращались в форшлаги. Для развития техники легато в «Азбуке гитариста» М. В. Александровой есть прекрасные «Этюды» - «Лирический», «Арабский» и «Тревожный». Это прекрасные упражнения на развития техники легато, облаченные в интересную художественную форму.
Исполняем этюды с листа.
Форшлаг состоит из восходящего и нисходящего легато. При исполнении форшлага особое внимание надо уделить качеству звука, что бы все ноты звучали ровно и чисто, а акцент приходился на основной звук.
Играем форшлаг от ноты «Фа».
Третий этап: Работаем над вступлением «Восточного танца».
В первой части «Восточного танца» большое количество мелизмов, и каждый требует тщательной проработки.
Поработаем над форшлагами отдельно. Играем отдельно каждый форшлаг.
Далее соединяем каждый форшлаг с основным текстом. Если сложно попасть быстро в нужную ноту, то надо отрабатывать (повторять по 5 и более раз) мелодию маленькими кусочками по 2-3 такта, а затем соединять эти, уже отработанные кусочки, в единое целое.
Играем первую строчку «Восточного танца».
Еще хотелось бы обратить внимание на такой интересный прием как «тамбурин», с которым мы сталкиваемся во вступлении. Этот прием заключается в ударе достаточной силы большим пальцем по указанным струнам близко от подставки, но без жесткости. В данном случае указано тремоло тамбурином. Исполняется оноi,m. Этот прием довольно-таки сложный, и над ним надо поработать, пока не будет звучать внятно и громко.
Исполняет прием тамбурин i,m.
Соединяем все вступление в единое целое, следя за качеством звука и ровно, без «дырок», в медленном темпе.
Играет вступление «Восточного танца».
Четвертый этап. Работаем над первой частью «Восточного танца».
В первой части «Восточного танца» используется комбинированное сочетание нескольких приемов игры: Тамбурин иRasgueado- народная манера игры, ведущая свое происхождение от мавританской школы.Rasgueado бывает двух видов: восходящее от 6 к 1-pulgar, и нисходящее – index.
Сочетание тамбурина и Rasgueado требует сноровки, умения быстро переключать внимание и хорошей координации движений.
Играем основное мелодическое построение с правильным ритмическим рисунком, следя, что бы все удары были слышны, не пропуская и не смазывая звуков, а так же следя за чистотой аккордов. В помощь себе можно пропевать мелодию с начало вслух, далее про себя.
Играем 1 такт.
Соединяем мелодию и Rasgueado, следя за ритмом и чистотой звучания. Обращаем внимание на исполнение терций, особенно в 7 такте первой части, где они залигованы. Терция должна быть исполнена чисто, с одинаковой силой каждый звук.
Играем всю первую часть, следя за правильным ритмом.
Пятый этап. Работаем над второй частью «Восточного танца».
Во второй части встречаются уже отработанные нами приемы игры.
Играем вторую часть «Восточного танца».
Шестой этап. Исполняем произведение целиком. После того, как отработали каждый прием в отдельности, можно играть произведение целиком. И помнить, что надо уделять внимание прежде всего качеству звука (не гонясь за скоростью исполнения) в любом штрихе и приеме.
Играем «Восточный танец в медленном темпе. Затем пробуем прибавить темп.
Седьмой этап. Подведение итогов. Домашнее задание.
Заключение.
Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:
-четкость и ясность поставленных задач перед учеником;
-интересный, разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
- главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора, и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.