Брейн-ринг по рассказам Н.Носова
1. Вступительное слово учителя.
Про «Живую шляпу» написал он,
Про «Мишкину кашу», про «Телефон»,
Про «Приключения Незнайки и его друзей»
Писателя мне назовите скорей.
2. Разминка.
Ведущий: Игра-соревнование «Кто больше?» (Дети называют рассказы Н.Носова).(Возможные ответы детей: «Бобик в гостях у Барбоса», «На горке», «Карасик», «Огородники», «Заплатка», «Огурцы», «Про Репку», «Бабушка Дина», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Живая шляпа», «Про тигра», «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Мишкина каша», «Леденец», «Милиционер» и др.)
3. Блиц-опрос
Скажите название «Овощного рассказа»
Про репку, Огурцы
В названии какого рассказа, где есть имя собственное?
Шурик у дедушки», «Саша», «Мишкина каша», «Приключения Толи Клюквина», «Про Гену»
Какой рассказ Носова содержит в названии профессию?
Милиционер
Какой рассказ Носова содержит в названии вид рыбы?
«Карасик»
В каком рассказе Н. Носова мальчик зубастой рыбе нанёс удар кулаком? А другого мальчика выплюнул крокодил?
Фантазёры
СЦЕНКА ФАНТАЗЁРЫ Пиложение 1
За что осудили «фантазёры мальчика Игоря, подсевшего к ним на скамейку?
Тот съел варенье и свалил на сестру
В каком рассказе действие происходит в кинотеатре?
Замазка
Что хотели слепить Костик и Шурик?
Зверей
В каком рассказе герои нарушают правила дорожного движения
Автомобиль
Назовите рассказ, в котором оживает одежда и начинает двигаться точно приведение.
Живая шляпа
Диафильм ЖИВАЯ ШЛЯПА Приложение 2
Как герои решили искупить свою вину?
Написать письмо милиционеру
Как называется рассказ, в котором мальчик сначала был ленивым, а потом ему так понравилось работать, что он ещё и улучшил испорченный им объект?
На горке
Что сначала имело форму огурца, а потом стало похоже на сушеный гриб?
Заплатка
Как называется рассказ, в котором почтовым ящиком служила калоша?
Шурик у дедушки
В каком рассказе мальчик учился считать до 10 и по этой причине не мог попасть домой.
Ступеньки
Сценка СТУПЕНЬКИ Приложение 3
В каком рассказе мальчик свою вину свалил на кота?
Карасик
Назовите кличку кота в рассказе «Карасик»
Мурзик
Догадайтесь, о чём идёт речь: «Лезет, пухнет, вываливается наружу, а всё твёрдая и сухая»?
Каша
Что утопили мальчики в колодце пока доставали воду?
Ведро, чайник, верёвку
В каком рассказе мама сказала: « Лучше не иметь сына, чем иметь сына вора»?
Огурцы
Сценка ОГУРЦЫ Приложение 4
В каком рассказе сластёна наградил себя за хорошее поведение?
Леденец
В каком рассказе мальчик не соблюдал правил игры и был за это наказан?
Прятки
Что потеряли мальчики в рассказе Н. Носова «Метро»?
Станцию
Где мальчики увидели своих мам?
На эскалаторе
В какои рассказе ребята играли в трёх поросят?
Затейники
Сценка ЗАТЕЙНИКИ Приложение 5
4. «Из какого произведения эти строки?»
«Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей». (Мишкина каша)
«Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». (Телефон)
« – Сколько тебе лет? – спросил Мишутка.
– 99. А тебе?
– А мне 140. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький». (Фантазеры)
« – Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал.
– А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие фильмы!» (Замазка)
«Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой. На душе у него было радостно». (Огурцы)
5. «Магазин Плюшкина»
-Давайте посмотрим, что за вещи продаются в этом магазине. Оказывается, некоторые литературные герои забыли свои вещи, мы их собрали в нашем магазине. Попробуйте отгадать, из какого литературного произведения Носова эти вещи:
Огурец – «Огурцы»;
Телефон – «Телефон»;
Кастрюля – «Мишкина каша»;
Нитки, ножницы, иголка – «Заплатка»;
Машинка – «Автомобиль».
Концовка
У тебя друзей немало.
И живут они вокруг.
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Приложение 1
Инсценировка к рассказу Н.Носова «Фантазёры»
Действующие лица: Мишка, Стасик, Игорь
Миша: Сколько тебе лет?
Стасик: Девяносто пять. А тебе?
Миша:А мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой‑большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
Стасик:А я, сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
Миша:А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.
Стасик:У! А я море мог переплыть!
Миша: Подумаешь – море! Я океан переплывал!
Стасик:А я раньше летать умел!
Миша: А ну, полети!
Стасик:Сейчас не могу: разучился.
Миша: А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
Стасик:Врёшь!
Миша:Нет, правда!
Стасик:Почему же ты не умер?
Миша: А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик:Без головы?
Миша:Конечно, без головы. Зачем мне голова?
стасикКак же ты шёл без головы?
Миша:Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
Стасик:Почему же ты теперь с головой?
Миша:Другая выросла.
Стасик:Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
Миша:Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.
Стасик:Вовсе нет.
Миша:Почему же ты теперь живой?
Стасик:Так он же меня потом выплюнул.
Миша:Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовик.
Стасик:Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
Миша:Ничего подобного. Я не про это.
Стасик:Ну ладно. Ври дальше.
Миша: Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.
Стасик:Ха‑ха‑ха! Вот это враки!
Миша:А вот и не враки!
Стасик:Как же ты мог раздавить автобус?
Миша:Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
Стасик:Ну, это не удивительно. А я раз на Луну летал.
Миша: Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.
сТАСИКНе веришь? Честное слово!
Миша:На чём же ты летал?
Стасик:На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
Миша:Что же ты там на Луне видел?
Стасик:Ну, что… Что я там видел? Ничего и не видел.
Миша:Ха‑ха‑ха! А говорит, на Луну летал!
Стасик:Конечно, летал.
Миша:Почему же ничего не видел?
Стасик:А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У‑у‑у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
Миша:А‑а. Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.
Игорь: Вот врут‑то! И вам не стыдно?
Стасик:А чего стыдно? Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Миша:Фантазировать - не врать,
Предлагаем поиграть…(игра со зрителями)
Приложение 3
Инсценировка к рассказу Н.Носова «Ступеньки».
Действующие лица: рассказчик, Петя, Валя, мама
Рассказчик: Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя дожидается у ворот)
Петя: А я уже считать умею! В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
(Поднимаются по ступенькам, Петя их считает)
Петя: Одна, две, три, четыре, пять...
Валя: Ну, чего ж ты остановился?
Петя:Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
Валя: Ну, вспоминай!
Петя: Я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
(Дети возвращаются назад и снова Петя считает).
Петя: Одна, две, три, четыре, пять...
(И снова остановился)
Валя:Опять забыл?
Петя: Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
(Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала)
Петя: Одна, две, три, четыре, пять…
Валя: Может быть, двадцать пять?
Петя: Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
Валя:Не хочу я сначала! Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
Петя: Не хочешь — не надо. А я не пойду дальше, пока не вспомню.
(Валя пошла домой и говорит маме)
Валя: Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
Мама: А дальше шесть.
(Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает)
Петя: Одна, две, три, четыре, пять...
Валя: Шесть!
Петя: Шесть! Шесть! Семь, восемь, девять, десять.
Рассказчик: Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Приложение 4
Инсценировка к рассказу Н. Носова « Огурцы»
Действующие лица: Котька, мама, сторож
(Мама рассовывает огурцы обратно Котьке в карман. Котька плачет и кричит)
Котька: Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
Мама: И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына,
чем будет сын вор.
Котька: Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
Мама:А брать не боялся?
(Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь)
Мама:Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
(Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице)
Котька: Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс. Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт.
(Он шёл по улице и плакал)
Павлику хорошо! Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно.
(Остановился Котька возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему)
Сторож: Ты чего плачешь?
Котька: Дедушка, я принёс огурцы обратно.
Сторож:Какие огурцы?
Котька: А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
Сторож: Вот оно, какое дело! Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
Котька:Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
Сторож:аты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
(Котька вытащил огурцы и положил их на грядку)
Сторож: Ну, все, что ли?
Котька: Нет... одного не хватает.
Сторож: Почему не хватает, где же он?
Котька: Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
Сторож: Ну что же будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
Котька: А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
Сторож: Ишь ты какое дело! Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.
(Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали)
Котька: Дедушка, дедушка!
Сторож: Ну что ещё?
Котька: А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?
Сторож: Гм! Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл. Ну считай, что я тебе подарил его.
Котька: Спасибо, дедушка! Я пойду.
Сторож: Иди, иди, сынок.
(Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно)
Приложение 5
Инсценировка к рассказу Н.Носова «Затейники»
Действующие лица: Петя и Валя
Петя: Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.
Один раз мы читали сказку «Три поросёнка».
Валя: А потом стали играть. Сначала мы с Петей бегали по комнате, прыгали и кричали:
Петя и Валя: Нам не страшен серый волк!
Петя: Потом Валя предложила….
Валя: Давай, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
(Они соорудили себе дом)
Валя: Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Петя: Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
Валя: Ничего. У поросят ведь домики бывают без окон.
Петя: А ты меня видишь?
Валя: Нет. А ты меня?
Петя: И я, нет. Я даже себя не вижу.
(Петя кричит и выскакивает из-под стола. Валя - за ним.)
Валя:Чего ты?
Петя: Меня, кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?
(Валя испугалась и бегом из комнаты. Петя - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.)
Петя: Давай, дверь держать, чтобы он не открыл!
Валя: Может быть, там никого нет?
Петя: А кто же тогда меня за ногу трогал?
Валя: Это я, я хотела узнать, где ты.
Петя: Чего же ты раньше не сказала?
Валя: Я испугалась. Ты меня испугал.
(Ребята открыли дверь. А к столу подойти всё-таки боятся)
Петя: Пойди, сними одеяло.
Валя: Нет, ты пойди!
Петя: Там никого нет.
Валя: А может быть, есть!
( Петя подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Дети обрадовались)
Петя: Давай починим домик!
Валя: А вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!
Петя и Валя: Так мы перестали играть в «три поросёнка»!
Конец формы