Точки профессионального роста: чему и как должен учиться современный педагог
Образование всегда было и остается источником развития общества, а общество оказывает решающее влияние на характер и особенности образования. Говоря сегодня о развитии личности ученика, мы подразумеваем прежде всего развитие его способностей самостоятельно мыслить, ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать собственные достижения, то есть формирование умения учиться. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит целью наравне с развитием личности обучающихся развитие личности педагога.
Народ говорит: «Век – живи, век-учись!» В этой пословице заключена мудрость необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова можно отнести к педагогической деятельности.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.
Профессиональный рост необходим любому человеку. Он дает ощущение стабильности, уверенности в будущем, не позволяет «сгореть» на работе. Для тех, кто работает с детьми, это особенно ценно, поскольку совершенствование педагога, его работа над собой чувствуется юными подопечными и положительно влияет на них. Каковы же пути развития учителя?
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно определить точки профессионального роста педагога как основные пути развития профессиональной компетентности учителя, на основеосознанного, обязательно добровольногоучастия.
1. Изучение истоков
Для любого прогресса и роста нужна хорошая основа. В первую очередь это труды великих учителей и педагогов прошлого. Мнение, что старые учебники и приемы малоэффективны в 21 веке, не совсем правильное. Идеи прошедших лет получают переосмысление и «второе дыхание». Несмотря на то, что многие работы педагогов читались еще в училище, институте, полезно их перечитать и посмотреть на них с высоты своего педагогического опыта.
2. Обращение к современным методикам
Наш мир стремительно меняется, а вместе с ним — и дети. Важно не только периодически обновлять свои теоретические и практические знания, но и использовать современные способы подачи материала. Использование мобильных классов, слайд-презентаций, онлайн-экскурсий, аудио- и видеозаписей повышает интерес школьников. Умение обращаться с гаджетами, а также осведомленность в сфере новинок информационных и компьютерных технологий, — значимые в наше время качества педагога и прибавляют «веса» в глазах учеников.
3. Повышение квалификации
Это отличный вариант для тех, кто желает качественных изменений и обновления своих знаний и навыков. Очень удобный источник знаний сегодня — веб-семинары и дистанционные курсы. Они проходят в онлайн-режиме, а учиться можно и не выходя из дома.
4. Профессиональная переподготовка
Не стоит останавливаться на достигнутом. Кроме погружения в свою профессию и наработки опыта, не лишним будет изучение еще одного учебного предмета. Вдобавок к приобретенным знаниям, вы посмотрите под другим углом на свою работу.
5. Знакомство с Интернет-ресурсами
Сайты, посвященные образованию: «Моя школа», МЕЛ, ПРОДЛЁНКА, ИНФО-УРОК, ФИОКО и др. – настоящий кладезь для учителей. На виртуальных страницах публикуются статьи о новейших идеях и технологиях. Профессионалы делятся планами-конспектами уроков и мероприятий, рабочими программами, методическими пособиями и презентациями. Кроме того, всё чаще учителя создают свои собственные сайты. Это может быть тематический паблик в соцсетях, блог или портфолио. Ведение веб-сайта, наполнение его контентом, поддержка заинтересованности аудитории требуют много времени, усилий и владения большим объемом информации, а значит, придется хорошо потрудиться.
6. Обмен опытом с коллегами
Это возможно через посещение занятий или открытых видеоуроков. Если есть возможность, то надо обязательно познакомиться с образовательным процессом в других школах, а также дошкольных учреждениях. Замкнутость в одном круге общения препятствует обогащению новыми, иногда необычными и нестандартными интересными идеями.
7. Членство в профессиональных сообществах – Ассоциация учителей-предметников, школьные методические объединения.
Важно обсуждать новинки и события из педагогической и научной жизни, интересные идеи и проекты на Ассоциации учителей-предметников и на школьных методических объединениях. Не надо избегать коллектива коллег, а необходимо вступать в проблемные группы, искать пути выхода и решения возникающих проблем. Общение с большим количеством людей, коллективное обсуждение неоднозначных вопросов развивает коммуникативные навыки, позволяет научиться новому быстрее и видеть проблему под разными углами.
8. Участие в вебинарах, конференциях и семинарах
Необходимо обязательно посещать Муниципальные, региональные, всероссийские или даже международные вебинары, конференции, семинары при любой возможности. Если есть разработки, статьи, идеи — надо обязательно принять участие. Прослушанные выступления или собственный доклад — источник драгоценного опыта.
9. Участие в профессиональных конкурсах.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов. Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение и ответственность.
10. Аттестация педагога, работа вэкспертных комиссиях, наставничество.
Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке. Чтобы стать достойным наставником, надо постоянно учиться самой, так как без этого невозможно научить чему-то других.
Умение общаться, работать в команде, планировать своё время в условиях многозадачности, творчески подходить к решению разнообразных задач, работать и учиться в цифровой среде – всё для того, чтобы обучать этому детей. Важно и нужно, чтобы у учителя был такой ценный опыт.
Современный учитель может самостоятельно моделировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Главное в профессии учителя — постоянно развиваться, учиться и получать от этого только удовольствие!