Опытработыпедагога-наставника
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством,которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становитсяумениеучиться. Готовностькпеременам,мобильность,способностькнестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность впринятиирешений–всеэтихарактеристикидеятельностиуспешногопрофессионалавполной мереотносятся и кпедагогу.
Системаобразованиянуждаетсявкомпетентном,ответственномпедагоге.Поэтомувшколунеобходимопривлекатьмолодыхпедагогов,способныхвмаксимальнокороткиесрокиадаптироватьсявновыхдлянихусловияхпрактическойдеятельности.
Вэтотмоментначинающемуучителюнеобходимапомощьопытногопедагога-наставника.Иименнонаставничествосегоднязаслуживаетсамогопристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимостьмолодого специалиста получить поддержку профессионала, который способенпредложитьпрактическуюитеоретическуюпомощьнарабочем месте.
КакговорилКонстантинУшинский:«Наставник,преждевсего,несетдуховнуюсоставляющуюсвоемуподопечному».То есть,чтобынаставничестворазвивалось,детиимолодыепедагогидолжнывидетьв наставникахличность—синтересами,опытомиопределенныммировоззрением.
Наставник не давит, не поучает, не пугает, он старается дать совет, непоселивстрахавподопечном. Нужно сделатьтак,чтобыктебезахотелиобратитьсязасоветом,–вэтоммиссиянаставника,поэтомунаставниканельзяназначить.
Кроме того, наставничество – это обоюдный процесс: с одной стороны мы учим, с другой – учат нас. Ведь у молодого поколения тоже можно многому поучиться:смелостимысли,нестандартностимышления,оригинальностиподачи материала. А в свою очередь поделиться с ним методами, приемами иформами работы, которые привели бы в совершенство все его невероятныепорывы.
Молодойучительтожевполнеможетстатьнаставником.Детичастонуждаются в совете человека старшего, значимого взрослого, но не родителя. Иесли молодой учитель в решении какой-то личной ситуации становится дляребенка тем самым значимым взрослым – это тоже наставничество. Не только впрофессиональномплане,ноивпланеразвитияличности.
Существуют разные формы наставничества, что позволяет создатьполноценноепредставление обучастникахвзаимодействия, целяхизадачахкаждойизсторон,атакжеизмеримыхрезультатахиформахоценкиэффективностипрограммы.
Задачинаставничества:
обучениенаставляемыхэффективнымформамиметодаминдивидуального развитияи работывколлективе;
раскрытиеличностного,творческогоипрофессиональногопотенциаланаставляемых,поддержкаформированияиреализацииихиндивидуальнойтраектории;
улучшениепоказателейвобразовательной,социокультурнойидругих сферахдеятельности;
формированиеунаставляемыхспособностисамостоятельнопреодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной идругих сферах,атакжепри выполненииразличныхобязанностей;
подготовканаставляемыхксамостоятельной,осознаннойисоциально-продуктивнойдеятельностивсовременноммире,содействиеегопрофессиональнойориентации;
созданиеусловийдляэффективногообменаличностным,жизненнымипрофессиональнымопытомдлякаждогосубъектаобразовательной ипрофессиональнойдеятельности,участвующихвнаставническойдеятельности;
выработкауучастниковсистемынаставничествавысокихпрофессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности,дисциплинированности,инициативности,сознательногоотношениякиндивидуальномуразвитию.
Кто же такойнаставник?
ТолковыйсловарьВ.И.Далядаеттакоеопределение:«Наставник–учитель,руководитель,воспитатель.Наставить–научитького-точему-тохорошему».
В педагогической энциклопедии наставник – это лицо, осуществляющееиндивидуальное или групповое профессиональное обучение на рабочем месте,высококвалифицированныйспециалистилиопытныйработник,укоторогомолодыепедагогимогутполучитьсоветилиподдержку.
Такженаставникомможноназватьчеловека,которыйспособствуетличностномуразвитиюподопечного.
В целом, наставничество – это социальный институт, осуществляющийпроцесс передачизнаний и социального опыта, этоформапреемственностипоколений.Таккакмырассматриваемнаставничествосразныхсторон,тосформулируем портрет идеального наставника. Наставник – это человек,который
обладаетотличнымикоммуникативныминавыками;
умеетуправлятьсобственнымиэмоциями;
понимаетэмоциидругих;
ответственноподходитквыполнениюлюбойзадачиирешениюпроблем;
обладаетпозитивныммышлением;
являетсяпримеромдлямолодыхпедагоговиучеников;
помогаетимвдостижениицелей,ввыявлениисильныхсторони самоопределении.
Какжестановятсянаставникамииподопечнымипо-настоящему?Это происходит при совпадении эмоционального и ментального настроя с молодымпедагогом,внестандартномподходекразличнымвещамкаквпреподавании,так ивжизни;вовладенииязыкамииуменииписатьинтересныетексты;вжеланиидойтидосути,котороепроявляетсяинауроках,ивовнекласснойдеятельности.
Этапыдеятельностипедагога-наставника
Адаптация
•Знакомствосмолодымпедагогом.
•Анкетирование.
•Выявлениетрудностей.
•Совместноеопределениецели,темысамообразования.
Становление
•Помощьвосвоениисовременныхтехнологийиметодовобучения.
•Развитиепрофессиональнойкомпетенциимолодогоучителя.
•Мотивированиемолодогоучителякучастиювразличныхмероприятияхиконкурсах.
Рефлексия
•Помощь молодому специалисту в проектировании и развитии карьеры,творческойсамореализации молодогопедагога.
•Мотивированиемолодогоучителякинновационнойдеятельности.
Наэтапеадаптациисоставляетсякартапедагогов,проводитсяопросмолодогоспециалиста,чтобывыяснитьегопрофессиональныедефициты.
Далееопределяетсясодержаниеирезультатысовместнойдеятельности.
Диагностика затруднений молодого педагога и выбор формоказанияпомощинаосновеанализа егопотребностей.
Посещениеуроковмолодогопедагога.
Планированиеианализдеятельности.
Помощь молодому специалисту в повышении эффективностиорганизацииучебно-воспитательной работы.
Ознакомлениесосновныминаправлениямииформамиактивизациипознавательной,научно-исследовательскойдеятельностиучащихсявовнеурочноевремя(олимпиады,конкурсы,предметныенедели,идр.).
Созданиеусловийдлясовершенствованияпедагогическогомастерствамолодогопедагога(открытыйурок/мероприятие/мастеркласс/ разработка).
Демонстрация опыта успешной педагогической деятельностиопытнымиучителями.
Организациямониторингаэффективностидеятельности.
успешнаяадаптациимолодогопедагогавучреждении;
активизацияпрактических,индивидуальных,самостоятельныхнавыковпреподавания;
повышениепрофессиональнойкомпетентностимолодогопедагогаввопросахпедагогики ипсихологии;
обеспечениенепрерывногосовершенствованиякачествапреподавания;
совершенствованиеметодовработыпоразвитиютворческойисамостоятельнойдеятельностиобучающихся;
использование в работе начинающего педагога современныхпедагогических технологий;
умениепроектироватьвоспитательнуюсистему,работатьсклассомнаосновеизученияличностиребенка,проводитьиндивидуальнуюработу.
Конечно,послереализациипрограммынаставничества,необходимопроанализировать результаты. Были разработаны два опроса для наставникови для наставляемых.
УдовлетворенылиВысвоейпрофессиейиместомработы?
Вцеломудовлетворен;
Сменилбыпрофессию,еслибыпредставиласьтакаявозможность;
Трудносказатьопределенно,незнаю;
Неудовлетворенсовсем;
Другое
Точноеследованиеправилам,нормам,инструкциям;
Отточенноемастерство,высокийпрофессионализм;
Соответствующеематериальноевознаграждение;
Профессиональноелидерство;
Невыделятьсяизколлектива;
Высокаяоценкасостороныруководства;
ВысокаяоценкаВашеготрудасостороныколлег;
Общениесдетьми;
Другое
Мотивироватьиактивизироватьдеятельностьобучающихся;
Подготавливатьдляобучающихсязадания различнойстепенитрудности;
Организовыватьсотрудничествомеждуобучающимися;
Организовыватьсамоконтрольивзаимоконтрольобучающихся;
Организовывать своевременный контроль и коррекциюзнанийобучающихся;
Развивать творческие способности обучающихся;
Другое
Педагогическихзнаний
Знанияправилвнутреннегораспорядкаиправилпоохранетрудаитребованийкбезопасностиобразовательной среды;
Знаниясвоегопредмета;
Знанияосовременномподходекобучениюивоспитаниюобучающихся;
Знания методов и технологий поликультурного, дифференцированногои развивающегообучения;
Другое
Педагогическихумений
Умениеприменятьсовременныеобразовательныетехнологиивобразовательнойдеятельности,включаяинформационныеицифровыеобразовательныересурсы;
Умениеорганизовыватьразличныевидывнеурочнойдеятельности;
Умениепланироватьиосуществлять учебный процесс всоответствииспрограммой;
Умение разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основепримерных программ;
Другое
Педагогическихспособностей
Способностьобъективнооцениватьуспехиивозможностиобучающихсясучетоминдивидуальногопсихическогоразвития;
Способностьпреодолеватьинтеллектуальныезатрудненияирешатьпринципиальноновыезадачи,проявлятьуважениекинтеллектуальномутрудуиегорезультатам;
Способностьформироватьуобучающихсяумениелогическирассуждатьивладетьприемамикоммуникаций;
Способность организовать учебный процесс в соответствии стандартомФГОСвобщеобразовательнойорганизации;
Другое
Вкалендарно-тематическомпланировании;
Впроведенииуроков;
Впроведениивнеклассныхмероприятий;
Вобщениисколлегами,администрацией;
Вобщениисобучающимися,ихродителями;
Вработесдетьмигруппыриска,ОВЗ;
Другое
Самообразованию;
Практико-ориентированнымсеминарам;
Курсамповышенияквалификации;
Мастер-классам;
Творческимлабораториям;
Индивидуальнойпомощисосторонынаставника;
Конференциям,круглымстолам;
Другое
Методыобученияиихэффективноеиспользованиевобразовательномпроцессе;
Приемыактивизацииучебно-познавательнойдеятельностиобучающихся;
Учетиоценказнаний,обучающихся;
Психолого-педагогические особенности обучающихся разныхвозрастов;
Урегулированиеконфликтныхситуаций;
Формыработысродителями;
Формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;
Другое_____________________________________________________________________
Новизнадеятельности;
Возможностьэкспериментировать;
Примеривлияниеколлегируководителя;
Возможностьпрофессиональногороста;
Другое
Инструкция: оцените в баллах от 1 до 5, где 1 – самый низший балл, а 5 – самый высокий.
Эффективностьпрограммынаставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Насколько комфортно былоработать в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомствосколлективом,рабочимместом,должностнымиобязанностямииквалификационнымитребованиями)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наскольконаставляемыйовладелнеобходимымитеоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наскольконаставляемыйовладелнеобходимымипрактическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
НасколькоВыдовольнывашейсовместнойработой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наставничество является двусторонним процессом и основным условиемэффективностиобученияпрофессиональнымзнаниям,уменияминавыкам.Педагог-наставникдолженналичномпримереспособствоватьраскрытиюпрофессиональногопотенциаламолодогоспециалиста,привлекатьегокучастию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественнозначимыеинтересы,содействоватьразвитиюобщекультурногоипрофессиональногокругозора,еготворческихспособностейипрофессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность всамообразованиииповышенииквалификации,стремлениековладениюинновационнымитехнологиямиобучения ивоспитания.
Чтобыосуществлятьнаставническуюдеятельность,малобытьпростоопытнымвысококвалифицированнымпедагогом,сосвоейсложившейсясистемой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческийпотенциал,постояннонаходитьсявнаучномпедагогическомпоиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностноеобщениесколлегами.Наставничестводолжностимулироватьпотребностимолодогопедагогавсамосовершенствовании,способствоватьегопрофессиональнойи личностной самореализации.
Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкийбаланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей пособственномуобразу,ав том,чтобыдатьимвозможностьнайтисамих себя».