Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Наставничество - возможность молодому педагогу найти самого себя

Наставничество - возможность молодому педагогу найти самого себя

Как говорил Константин Ушинский: «Наставник, прежде всего, несет духовную составляющую своему подопечному». То есть, чтобы наставничество развивалось, молодые педагоги должны видеть в наставниках личность — с интересами, опытом и определенным мировоззрением.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Опытработыпедагога-наставника

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством,которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становитсяумениеучиться. Готовностькпеременам,мобильность,способностькнестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность впринятиирешений–всеэтихарактеристикидеятельностиуспешногопрофессионалавполной мереотносятся и кпедагогу.

Системаобразованиянуждаетсявкомпетентном,ответственномпедагоге.Поэтомувшколунеобходимопривлекатьмолодыхпедагогов,способныхвмаксимальнокороткиесрокиадаптироватьсявновыхдлянихусловияхпрактическойдеятельности.

Вэтотмоментначинающемуучителюнеобходимапомощьопытногопедагога-наставника.Иименнонаставничествосегоднязаслуживаетсамогопристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимостьмолодого специалиста получить поддержку профессионала, который способенпредложитьпрактическуюитеоретическуюпомощьнарабочем месте.

КакговорилКонстантинУшинский:«Наставник,преждевсего,несетдуховнуюсоставляющуюсвоемуподопечному».То есть,чтобынаставничестворазвивалось,детиимолодыепедагогидолжнывидетьв наставникахличность—синтересами,опытомиопределенныммировоззрением.

Наставник не давит, не поучает, не пугает, он старается дать совет, непоселивстрахавподопечном. Нужно сделатьтак,чтобыктебезахотелиобратитьсязасоветом,–вэтоммиссиянаставника,поэтомунаставниканельзяназначить.

Кроме того, наставничество – это обоюдный процесс: с одной стороны мы учим, с другой – учат нас. Ведь у молодого поколения тоже можно многому поучиться:смелостимысли,нестандартностимышления,оригинальностиподачи материала. А в свою очередь поделиться с ним методами, приемами иформами работы, которые привели бы в совершенство все его невероятныепорывы.

Молодойучительтожевполнеможетстатьнаставником.Детичастонуждаются в совете человека старшего, значимого взрослого, но не родителя. Иесли молодой учитель в решении какой-то личной ситуации становится дляребенка тем самым значимым взрослым – это тоже наставничество. Не только впрофессиональномплане,ноивпланеразвитияличности.

Существуют разные формы наставничества, что позволяет создатьполноценноепредставление обучастникахвзаимодействия, целяхизадачахкаждойизсторон,атакжеизмеримыхрезультатахиформахоценкиэффективностипрограммы.

Цельнаставничествавцелом-максимальнополное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое дляуспешнойличнойипрофессиональнойсамореализации,черезсозданиеусловийдляформированияэффективнойсистемыподдержкиисамоопределения.

Задачинаставничества:

  • обучениенаставляемыхэффективнымформамиметодаминдивидуального развитияи работывколлективе;

  • раскрытиеличностного,творческогоипрофессиональногопотенциаланаставляемых,поддержкаформированияиреализацииихиндивидуальнойтраектории;

  • улучшениепоказателейвобразовательной,социокультурнойидругих сферахдеятельности;

  • формированиеунаставляемыхспособностисамостоятельнопреодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной идругих сферах,атакжепри выполненииразличныхобязанностей;

  • подготовканаставляемыхксамостоятельной,осознаннойисоциально-продуктивнойдеятельностивсовременноммире,содействиеегопрофессиональнойориентации;

  • созданиеусловийдляэффективногообменаличностным,жизненнымипрофессиональнымопытомдлякаждогосубъектаобразовательной ипрофессиональнойдеятельности,участвующихвнаставническойдеятельности;

  • выработкауучастниковсистемынаставничествавысокихпрофессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности,дисциплинированности,инициативности,сознательногоотношениякиндивидуальномуразвитию.

Кто же такойнаставник?

ТолковыйсловарьВ.И.Далядаеттакоеопределение:«Наставник–учитель,руководитель,воспитатель.Наставить–научитького-точему-тохорошему».

В педагогической энциклопедии наставник – это лицо, осуществляющееиндивидуальное или групповое профессиональное обучение на рабочем месте,высококвалифицированныйспециалистилиопытныйработник,укоторогомолодыепедагогимогутполучитьсоветилиподдержку.

Такженаставникомможноназватьчеловека,которыйспособствуетличностномуразвитиюподопечного.

В целом, наставничество – это социальный институт, осуществляющийпроцесс передачизнаний и социального опыта, этоформапреемственностипоколений.Таккакмырассматриваемнаставничествосразныхсторон,тосформулируем портрет идеального наставника. Наставник – это человек,который

  • обладаетотличнымикоммуникативныминавыками;

  • умеетуправлятьсобственнымиэмоциями;

  • понимаетэмоциидругих;

  • ответственноподходитквыполнениюлюбойзадачиирешениюпроблем;

  • обладаетпозитивныммышлением;

  • являетсяпримеромдлямолодыхпедагоговиучеников;

  • помогаетимвдостижениицелей,ввыявлениисильныхсторони самоопределении.

Какжестановятсянаставникамииподопечнымипо-настоящему?Это происходит при совпадении эмоционального и ментального настроя с молодымпедагогом,внестандартномподходекразличнымвещамкаквпреподавании,так ивжизни;вовладенииязыкамииуменииписатьинтересныетексты;вжеланиидойтидосути,котороепроявляетсяинауроках,ивовнекласснойдеятельности.

Этапыдеятельностипедагога-наставника

  1. Адаптация

•Знакомствосмолодымпедагогом.

•Анкетирование.

•Выявлениетрудностей.

•Совместноеопределениецели,темысамообразования.

  1. Становление

•Помощьвосвоениисовременныхтехнологийиметодовобучения.

•Развитиепрофессиональнойкомпетенциимолодогоучителя.

•Мотивированиемолодогоучителякучастиювразличныхмероприятияхиконкурсах.

  1. Рефлексия

•Помощь молодому специалисту в проектировании и развитии карьеры,творческойсамореализации молодогопедагога.

•Мотивированиемолодогоучителякинновационнойдеятельности.

Наэтапеадаптациисоставляетсякартапедагогов,проводитсяопросмолодогоспециалиста,чтобывыяснитьегопрофессиональныедефициты.

Далееопределяетсясодержаниеирезультатысовместнойдеятельности.

Содержаниедеятельности:

  1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор формоказанияпомощинаосновеанализа егопотребностей.

  2. Посещениеуроковмолодогопедагога.

  3. Планированиеианализдеятельности.

  4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективностиорганизацииучебно-воспитательной работы.

  5. Ознакомлениесосновныминаправлениямииформамиактивизациипознавательной,научно-исследовательскойдеятельностиучащихсявовнеурочноевремя(олимпиады,конкурсы,предметныенедели,идр.).

  6. Созданиеусловийдлясовершенствованияпедагогическогомастерствамолодогопедагога(открытыйурок/мероприятие/мастеркласс/ разработка).

  7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельностиопытнымиучителями.

  8. Организациямониторингаэффективностидеятельности.

Ожидаемыерезультаты:

    • успешнаяадаптациимолодогопедагогавучреждении;

    • активизацияпрактических,индивидуальных,самостоятельныхнавыковпреподавания;

    • повышениепрофессиональнойкомпетентностимолодогопедагогаввопросахпедагогики ипсихологии;

    • обеспечениенепрерывногосовершенствованиякачествапреподавания;

    • совершенствованиеметодовработыпоразвитиютворческойисамостоятельнойдеятельностиобучающихся;

    • использование в работе начинающего педагога современныхпедагогических технологий;

    • умениепроектироватьвоспитательнуюсистему,работатьсклассомнаосновеизученияличностиребенка,проводитьиндивидуальнуюработу.

Конечно,послереализациипрограммынаставничества,необходимопроанализировать результаты. Были разработаны два опроса для наставникови для наставляемых.


ОПРОСдлявыявлениязапросовмолодыхспециалистов.

  1. УдовлетворенылиВысвоейпрофессиейиместомработы?

  • Вцеломудовлетворен;

  • Сменилбыпрофессию,еслибыпредставиласьтакаявозможность;

  • Трудносказатьопределенно,незнаю;

  • Неудовлетворенсовсем;

Другое

  1. ЧтоВысчитаетенаиболееважным вработе?

  • Точноеследованиеправилам,нормам,инструкциям;

  • Отточенноемастерство,высокийпрофессионализм;

  • Соответствующеематериальноевознаграждение;

  • Профессиональноелидерство;

  • Невыделятьсяизколлектива;

  • Высокаяоценкасостороныруководства;

  • ВысокаяоценкаВашеготрудасостороныколлег;

  • Общениесдетьми;

Другое

3. ЧтоперечисленногопредставляетдляВаснаибольшеезатруднение?

  • Выбирать соответствующие методы и методические приемы дляреализациицелей урока;

  • Мотивироватьиактивизироватьдеятельностьобучающихся;

  • Подготавливатьдляобучающихсязадания различнойстепенитрудности;

  • Организовыватьсотрудничествомеждуобучающимися;

  • Организовыватьсамоконтрольивзаимоконтрольобучающихся;

  • Организовывать своевременный контроль и коррекциюзнанийобучающихся;

  • Развивать творческие способности обучающихся;

Другое

4. Какихзнаний,умений,навыковилиспособностейВамнехватаетвВашейпедагогическойдеятельности?

Педагогическихзнаний

  • Знанияправилвнутреннегораспорядкаиправилпоохранетрудаитребованийкбезопасностиобразовательной среды;

  • Знаниясвоегопредмета;

  • Знанияосовременномподходекобучениюивоспитаниюобучающихся;

  • Знания методов и технологий поликультурного, дифференцированногои развивающегообучения;

Другое

Педагогическихумений

  • Умениеприменятьсовременныеобразовательныетехнологиивобразовательнойдеятельности,включаяинформационныеицифровыеобразовательныересурсы;

  • Умениеорганизовыватьразличныевидывнеурочнойдеятельности;

  • Умениепланироватьиосуществлять учебный процесс всоответствииспрограммой;

  • Умение разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основепримерных программ;

Другое

Педагогическихспособностей

  • Способностьобъективнооцениватьуспехиивозможностиобучающихсясучетоминдивидуальногопсихическогоразвития;

  • Способностьпреодолеватьинтеллектуальныезатрудненияирешатьпринципиальноновыезадачи,проявлятьуважениекинтеллектуальномутрудуиегорезультатам;

  • Способностьформироватьуобучающихсяумениелогическирассуждатьивладетьприемамикоммуникаций;

  • Способность организовать учебный процесс в соответствии стандартомФГОСвобщеобразовательнойорганизации;

Другое

5. Вкакихнаправленияхорганизацииучебно-воспитательногопроцессавыиспытываететрудности?

  • Вкалендарно-тематическомпланировании;

  • Впроведенииуроков;

  • Впроведениивнеклассныхмероприятий;

  • Вобщениисколлегами,администрацией;

  • Вобщениисобучающимися,ихродителями;

  • Вработесдетьмигруппыриска,ОВЗ;

Другое

6. КакимформамповышенияквалификацииВыбыотдалипредпочтение?

  • Самообразованию;

  • Практико-ориентированнымсеминарам;

  • Курсамповышенияквалификации;

  • Мастер-классам;

  • Творческимлабораториям;

  • Индивидуальнойпомощисосторонынаставника;

  • Конференциям,круглымстолам;

Другое

7. КакимнаправлениямобученияВыбыотдалипредпочтение?

  • Методыобученияиихэффективноеиспользованиевобразовательномпроцессе;

  • Приемыактивизацииучебно-познавательнойдеятельностиобучающихся;

  • Учетиоценказнаний,обучающихся;

  • Психолого-педагогические особенности обучающихся разныхвозрастов;

  • Урегулированиеконфликтныхситуаций;

  • Формыработысродителями;

  • Формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;

Другое_____________________________________________________________________

8. Чтоваспривлекаетвпрограмменаставничества?

  • Новизнадеятельности;

  • Возможностьэкспериментировать;

  • Примеривлияниеколлегируководителя;

  • Возможностьпрофессиональногороста;

Другое

Опросный лист для мониторинга программы наставничества(для наставников)

Инструкция: оцените в баллах от 1 до 5, где 1 – самый низший балл, а 5 – самый высокий.

Эффективностьпрограммынаставничества

1

2

3

4

5

Насколько комфортно былоработать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомствосколлективом,рабочимместом,должностнымиобязанностямииквалификационнымитребованиями)?

1

2

3

4

5

Наскольконаставляемыйовладелнеобходимымитеоретическими

знаниями?

1

2

3

4

5

Наскольконаставляемыйовладелнеобходимымипрактическими

навыками?

1

2

3

4

5

НасколькоВыдовольнывашейсовместнойработой?

1

2

3

4

5

Наставничество является двусторонним процессом и основным условиемэффективностиобученияпрофессиональнымзнаниям,уменияминавыкам.Педагог-наставникдолженналичномпримереспособствоватьраскрытиюпрофессиональногопотенциаламолодогоспециалиста,привлекатьегокучастию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественнозначимыеинтересы,содействоватьразвитиюобщекультурногоипрофессиональногокругозора,еготворческихспособностейипрофессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность всамообразованиииповышенииквалификации,стремлениековладениюинновационнымитехнологиямиобучения ивоспитания.

Чтобыосуществлятьнаставническуюдеятельность,малобытьпростоопытнымвысококвалифицированнымпедагогом,сосвоейсложившейсясистемой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческийпотенциал,постояннонаходитьсявнаучномпедагогическомпоиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностноеобщениесколлегами.Наставничестводолжностимулироватьпотребностимолодогопедагогавсамосовершенствовании,способствоватьегопрофессиональнойи личностной самореализации.

Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкийбаланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей пособственномуобразу,ав том,чтобыдатьимвозможностьнайтисамих себя».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выступление на заседании ШМО гуманитарного цикла. Главное в профессии учителя - это не останавливаться на достигнутом, а расти. Расти вместе с детьми, постоянно совершенствоваться. Ведь время не стоит на месте, и от педагога требуются новые методы, приёмы работы с современными детьми.
0 ₽
Как говорил Константин Ушинский: «Наставник, прежде всего, несет духовную составляющую своему подопечному». То есть, чтобы наставничество развивалось, молодые педагоги должны видеть в наставниках личность — с интересами, опытом и определенным мировоззрением.
0 ₽
комбинированный урок по МОДУЛЮ 1 Условия проживания в городской / сельской местности (LIFE STYLES) по теме: "«Путешествие в другой город». Правила безопасности в больших городах". ( повторение) Урок направлен на развитие навыков неподготовленной устной речи; совершенствование навыков аудирования и самостоятельной работы с текстом (ознакомительное и поисковое чтение).
0 ₽