Областное государственное казённое учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района».
Занятие по нравственному воспитанию детей 3 – 4 лет «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цели: развитие и закрепление стремления совершать хорошие поступки и знать важные правила поведения
Задачи:
- Расширять знания детей о значении вежливых слов
-Учить детей разбираться в нравственных ситуациях
- Знакомить детей с этикой общения
- Развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, всем вам известно, что и в нашем Центре, и дома следует вести себя хорошо, быть добрыми и вежливыми, а возможно кто - то этого не знает?
Стук в дверь. Входит Буратино (Плачет)
Воспитатель: Буратино, здравствуй, почему ты плачешь?
Буратино: Никто не хочет дружить со мной, потому что я не умею себя вести и не знаю волшебные слова.
Воспитатель:Буратино, не грусти. Очень хорошо, что ты пришел к нам. Я думаю, что мы сможем помочь тебе стать вежливым и воспитанным. Поможем Буратино, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Буратино, а что это у тебя за коробочка такая
Буратино: Я принёс с собой волшебную коробочку. Эту коробочку дала мне Мальвина. Когда я научусь хорошо себя вести, говорить вежливые слова, то в этой коробочке появится много золотых монет. А сейчас в этой коробочке лежит вот что (открывает и показывает)
Воспитатель: Это же черная перчатка…
Буратино: Это не просто перчатка, а «Черная рука».
Воспитатель: А я ведь слышала сказку о «черной руке».
- Послушайте: жила - была рука, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняла всем боль
Воспитатель:Ребята, а у вас были случаи, когда ваши собственные руки становились «Чёрными»? Например, когда вы дрались, обижали другого, отнимали игрушки.
Ответы детей.
- Как вы думаете хорошо иметь «Черную» руку?
Ответы детей: плохо, нельзя драться.
- Давайте, скорее, спрячем эту перчатку в коробку, и пусть наши ручки всегда будут добрые и ласковые.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Буратино нам пора отправляться в путешествие. Вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся на поезде в Страну Вежливости. Приготовились, поехали (Под песню «Мы едем, едем…»)
Воспитатель: Вот мы и приехали в Страну Вежливости. Здесь живут волшебные слова – слова вежливости. Ребята, я знаю одну очень интересную игру. Хотите в нее поиграть? Я буду читать стихотворения, которые нужно закончить подходящими по смыслу вежливыми словами.
Приятель встретился тебе на пути Мимо него не спеши ты пройти. Не стесняйся и не лукавствуй, А приветливо скажи ему… (здравствуй).
Если вам помог кто-либо Не забудь сказать…(спасибо).
Если просишь что-нибудь Никогда ты не забудь Быть воспитанным всегда И говорить… (пожалуйста).
Ты чихнул? Без лишних слов Скажем дружно. ..(будь здоров).
Вот наступило время прощанья Скажем мы громко всем… (до свиданья).
Если случайно толкнули соседку Уронила на пол она игрушку. С ответом долго не тяните Скажите громко… (извините).
9. Вечер спать хотим мы очень Скажем всем. (спокойной ночи).
Воспитатель: Ребята, а что значит быть вежливым?
Дети: Не обзываться, говорить вежливые слова, уважать старших, не драться и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вежливый ребенок – это значит воспитанный ребенок. Вежливых слов очень много на свете. И самое главное, вежливые слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда они станут волшебными. Вам нужно запомнить их дети! Давайте их еще раз повторим. (дети повторяют вежливые слова).
- Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.
Воспитатель: А ты Буратино запомнил вежливые слова?
Буратино: Я обязательно все запомню. И научусь говорить вежливые слова. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться в том, как правильно нужно поступать. Встаньте в круг. Если поступок хороший, то хлопаем, если поступок плохой, то стойте тихонечко. Поможете мне?
Вопросы ситуации (из жизни детей):
- драться, обижать друг друга; - отбирать игрушки; - приносить сладости и кушать одному, никого не угощая; + пользоваться носовым платочком; - кушать снег; + делиться игрушками; - бегать по группе и кричать; + перед едой мыть руки; + принести сладости и всех угостить; + говорить «Здравствуйте и до свидания»; - плакать, капризничать; + говорить «Спасибо»; + помогать друг другу при одевании и раздевании.
- Молодцы. Садитесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, Буратино, в стране Вежливости живут порядочные, отзывчивые и добрые люди. В их городе повсюду стоят камеры, которые фотографируют все действия его жителей. Фотографии хранятся вот в этой копилке добрых дел. Но к ним приезжал всем известный Бяка Забияка и совершил плохой поступок. Он привез с собой фотографии с плохими поступками и опустил в копилку добрых дел. И теперь жители города очень расстроены. Давайте поможем им и разберем все фотографии. Для этого нужно внимательно посмотреть на них и подумать, какой изображен поступок - хороший или плохой. Фотографии с добрыми делами мы положим в копилку добрых дел, а плохие дела мы прикрепим к доске с грустным смайликом. Начинаем!
Воспитатель: Молодцы! Жители города благодарны за то, что вы им помогли.
Воспитатель: Буратино, ты все понял?
Буратино: Да, теперь я знаю как себя нужно вести. Но, неужели вы никогда не ссоритесь?
Дети: ссоримся…но потом миримся.
Воспитатель: А какие слова надо говорить, когда мирятся?
Дети: Прости, пожалуйста, извини, прошу прощения…
Воспитатель: Правильно. Давайте покажем Буратино, как еще можно мириться.
Игра: «Поссорились – помирились»
Дети разбиваются на пары. Стоят спиной друг к другу и притопывают ногой«поссорившиеся» дети, затем разворачиваются лицом друг к другу, улыбаются, берутся за руки и обнимаются «помирившиеся» дети)
Воспитатель: Что ж, ребята, нам пора отправляться обратно в Центр. Поехали
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы побывали с вами и с Буратино в Стране Вежливости. Рассказали Буратино, какие «волшебные слова» там живут, когда их надо говорить и как правильно себя должны вести вежливые и воспитанные дети.
Буратино:Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли
Воспитатель: Буратино, может тебе пора заглянуть в свою коробочку и проверить, не появились ли там золотые монетки.
Буратино:(открывает) Ура, черная рука исчезла, и появилось много золотых монет. Я хочу подарить их ребятам. (РАЗДАЕТ МОНЕТКИ)
- До свидания! Мне не терпится отправиться к своим друзьям, чтобы рассказать, что я узнал сегодня.
Дети: До свидания, Буратино. (Дети прощаются с Буратино – машут рукой, улыбаются).
Воспитатель: Скажем все вместе: «Будем делать хорошо и не будем плохо»