Доклад
«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью»
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
На помощь придут нетрадиционные техники рисования.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Существует множество приемов и техник рисования, при помощи которых можно создавать уникальные работы.
Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное, уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Что дает обучающимся рисование нетрадиционными способами? Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, ватные палочки, и многое другое). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют обучающимся быстро достичь желаемого результата.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и интеллектуального развития детей. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Воспитанники готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями в течение года, я обратила внимание, что некоторые обучающиеся показывают хорошие результаты по критериям:
•умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
•умение узнавать, называть основные цвета;
•умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
•умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности обучающихся:
•пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
•растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
•умение экспериментировать с изобразительными материалами;
•ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
проявление фантазии, художественного творчества;
•умение передавать личное отношение к объекту изображения.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Познакомлю вас с некоторыми видами нетрадиционного рисования.
Виды нетрадиционного рисования.
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У обучающихся со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой, техникой и способность к цветовосприятию.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у обучающихся:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
кроме того, в процессе этой деятельности у обучающихся формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как воспитанники раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Во многом результат работы обучающегося зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание воспитанников, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Закончить доклад я хочу словами педагога, детского писателя
Василия Александровича Сухомлинского: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В дальнейшем мы будем с интересом продолжать осваивать другие виды техники нетрадиционного рисования, так как их еще множество!