Доклад «Система работы по профилактике неуспеваемости».
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей учителей и школы.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, что фиксируется за какой-либо значительный отрезок процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Для того, чтобы помочь учащемуся преодолеть неуспеваемость, учителю надо понять причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Объективной причиной неуспеваемости считают отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. В практической работе моей целью является установление причин неуспеваемости.
Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала.
Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении – слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал, и учителю необходимо знать в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.
Нужно сначала рассмотреть обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. (В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке).
Затем выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. (Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами).
Далее выбирать те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких. Определить категории, к которой относится неуспевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости.
Работа с неуспевающими учениками – составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. Мы не можем подходить к этой работе формально, тем более забывать о ней.
Чтобы предупредить неуспеваемость применяю такие действия:
- изучаю возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил стараюсь нейтрализовать их;
- осуществляю дифференцированный подход к обучению, учитывая психологические, физиологические особенности учащихся;
- повышаю эффективность урока, применяя занимательные задания, элементы новизны и компьютерной техники;
- учу детей навыкам самостоятельной работы, вхожу в тесный контакт с родителями;
- создаю здоровый психологический климат в классе, где было комфортно всем учащимся;
- стараюсь создавать ситуации успеха отстающим школьникам, для мотивации;
- обучаю учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий;
-организовываю постоянный, тщательно согласованный с родителями, контроль над учебной работой отстающих учеников. Повышаю педагогическую культуру родителей через беседы, консультации, собрания;
- прорабатываю план проведения коррекционной работы вместе с психологом школы;
- выявляю и устраняю пробелы в знаниях через индивидуальные задания и дополнительные занятия;
- нахожу оптимальное сочетание помощи отстающим со стороны хорошо и отлично успевающих учеников и моей индивидуальной работой;
- задаю индивидуальное домашнее задания с максимальным учетом возможностей ученика и его наклонностей;
-веду электронный журнал, что позволяет своевременно среагировать родителям на упущения в обучении;
-повышаю мотивацию к обучению, применяя средства ИКТ;
- организовываю посещение родителями уроков;
- поощряю малейшее продвижение учащихся в учебе;
-вовлекаю слабых учеников во внеурочную работу, повышая тем самым их самооценку;
-поднимаю престиж ученика и веру в свои силы, привлекая к работе в самоуправлении класса.
Работу с неуспевающими веду систематически.